←  Древняя Греция

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Древнее законодательство и судопроизводств...

Фотография andy4675 andy4675 22.01 2022

КИРБЫ И АКСОНЫ

 

И.Е. Суриков (д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН)
АРТЕФАКТЫ, ИЗВЕСТНЫЕ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ПОСРЕДСТВО НАРРАТИВА: АКСОНЫ И/ИЛИ КИРБЫ СОЛОНА
Известно, что записаны солоновские законы изначально были на неких специфических артефактах – аксонах (οἱ ἄξονες, ед. ч. ὁ ἄξων) и/или кирбах (οἱ κύρβεις, ед. ч. ὁ κύρβις); и те, и другие были изготовлены из дерева. Приведем два главных свидетельства об этих, вообще говоря, довольно загадочных предметах. Arist. Ath. pol. 7. 1: «Написав эти законы на кирбах, афиняне поставили их в “царском портике”, и все поклялись их соблюдать (ἀναγράψαντες δὲ τοὺς νόμους εἰς τοὺς κύρβεις ἔστησαν ἐν τῇ στοᾷ τῇ βασιλείῳ καὶ ὤμοσαν χρήσεσθαι πάντες)». Это сообщение кратко и, оговорим сразу, порождает серьезные проблемы, но его ценность – в том, что оно принадлежит Аристотелю – автору достаточно раннему и весьма авторитетному (по поводу сообщений Аристотеля о Солоне и его реформах см.: Leduc, 1998; Gehrke, 2006; Rhodes, 2015), к тому же специально занимавшемуся солоновскими аксонами, написавшему труд о них (Ruschenbusch, 1966. S. 40–42). Гораздо пространнее освещает интересующий нас сюжет Плутарх (о плутарховом жизнеописании Солона написано очень много, укажем только важнейшие работы: Manfredini, Piccirilli, 1977; Ruschenbusch, 1994; Blois, 2006). Plut. Sol. 25: «Они (законы – И.С.) были написаны на деревянных таблицах (ἄξονας, то есть речь идет конкретно об аксонах – И.С.), которые были заключены в четырехугольники и могли поворачиваться; небольшие остатки их хранились еще в наше время в пританее. По словам Аристотеля, они назывались “кирбы” (имеется в виду то самое место из “Афинской политии”, которое цитировалось выше, – И.С.). Комик Кратин тоже говорит об этом: Клянусь Солоном и клянусь Драконтом я, На кирбах коих сушится ячмень теперь. Некоторые говорят, что кирбами называются только те таблицы, которые содержат постановления о священнодействиях и жертвоприношениях, а остальные именуются “аксонами”». В той же биографии Солона, принадлежащей Плутарху, есть еще несколько упоминаний аксонов (но не кирб): Plut. Sol. 1; 19; 23; 24. Особая ценность трех последних из четырех указанных свидетельств заключается в том, что в каждом из них назван номер аксона (а в одном случае – еще и номер закона на аксоне). Это, разумеется, не означает, что Плутарх в I–II вв. н.э. работал непосредственно с деревянными солоновскими аксонами, изготовленными много-много столетий назад: сам же он и отмечает, что в его время от них имелись только жалкие остатки, сохраняемые в пританее. Если относить вышецитированный пассаж комедиографа Кратина (Cratin. fr. 274 Kock) именно к аксонам, то можно заключить, что уже во второй половине V в. до н.э. их состояние оставляло желать сильно лучшего. Собственно, потому-то законодательство Солона (и Драконта) и пришлось в конце того же столетия перенести с деревянных досок на каменные стелы (об этой мере, в широком историческом контексте, см. теперь: Carawan, 2013). Но при переносе этом 2 номера аксонов проставлялись на стелах, – несомненно, для того, чтобы каждый, кто будет работать со сводом законов, мог легче в нем ориентироваться. В источниках еще несколько (правда, совсем немного) безусловных или сомнительных упоминаний солоновских законов с указанием на номер аксона (Schol. Hom. Il. XXI. 282; P. Oxy. II. 211, col. 14. 11; Harpocr. s.v. Ὅτι οἱ ποιητοὶ παῖδες...; s.v. Σῖτος). И термин «аксон», и термин «кирба», без сомнения, являются аутентичными. Аксоны упоминаются уже в знаменитом законе Драконта – предшественника Солона – об убийствах, впервые изданном еще в 621 г. до н.э., а в 409/408 г. до н.э. перенесенном на стелу, причем, судя по всему, это было буквальное копирование текста. Как уверены практически все специалисты, сомневаться в абсолютной верности копии оригиналу нет оснований: об этом говорит, в числе прочего, архаичность лексики сохранившегося текста закона. Что же касается лексемы «кирба», мы выше встретили ее (во множественном числе κύρβεσιν) в цитате, приведенной Плутархом из комедиографа Кратина. Кратин, отметим, относится к весьма ранним авторам; это один из первых представителей древней аттической комедии, старший современник Аристофана (когда последний только-только начинал заниматься ремеслом комедиографа, Кратин был уже стариком, завершавшим свою сценическую карьеру). Он, полагаем, не стал бы бесцельно изобретать слово, которое ничего не сказало его читателям (то есть, конечно, в первую очередь зрителям и слушателям). Вопрос о соотношении аксонов и кирб как был не вполне ясен уже античным авторам, так, в сущности, остается неясным и поныне, несмотря на все попытки его разрешить. А ведь целый ряд работ был посвящен этой проблеме, в том числе даже монография (Stroud, 1979). И Э. Рушенбуш в свое исследование о законах Солона, разумеется, включил главу, именно так и называющуюся – “Das Verhältnis der Kyrbeis zu den Axones” (Ruschenbusch, 1966. S. 14 ff.). Помогают ли разобраться (хотя бы отчасти) со стоящей перед нами загадкой свидетельства нарративной традиции (а иных свидетельств ведь и быть не может – не должны же мы надеяться на то, что когда-нибудь обретем фрагмент аксона или кирбы, деревянной доски возрастом 2600 лет?!)? Процитировав выше пассажи из Аристотеля и Плутарха, мы могли заметить, что не очень-то полезными они нам оказались в этом плане. Путаница, кстати, усугубляется тем, что, хотя в аристотелевской «Афинской политии» сказано, что законы Солона были написаны «на кирбах», у того же Аристотеля, как упоминалось уже и выше, был трактат (к глубочайшему сожалению, не дошедший до нас) «Об аксонах Солона» в пяти книгах. И, кстати, впоследствии несколько эллинистических авторов (Асклепиад, Дидим, Селевк) написали труды (увы, тоже не сохранившиеся) по аналогичной тематике и с тем же словом «аксоны» в заголовках. Но если вышеприведенные сообщения не помогают или почти не помогают, то, может быть, есть иные и они окажутся более информативными? Увы, картина остается столь же разочаровывающей. Соответствующие указания источников, разумеется, давно уже были собраны в предшествующей литературе вопроса, и нет никакой нужды в данной статье дублировать эти сводки. В них мы встречаем свидетельства авторов как ранних (Аристофан, Лисий), так и поздних (Авл Геллий, Гарпократион, Юлий Полидевк) или даже 3 весьма поздних (Гесихий, патриарх Фотий, авторы анонимных лексиконов типа «Суды», Etymologicon Magnum или Etymologicon Gudianum, а также, естественно, разнообразные схолиасты). Разбор соответствующих пассажей, сопровождаемый их цитированием, мог бы стать предметом отдельного исследования (каковое автором этих строк в данный момент и предпринимается в рамках подготавливаемой им монографии о Солоне), а здесь нам совершенно незачем углубляться в эти хитросплетения. Достаточно констатировать, что в поздних источниках в связи с кирбами и аксонами царит полная неразбериха. Чтобы это наше высказывание не показалось голословным, приведем, exempli gratia, пару цитат из схолиастов. «Кирбы: стелы. Автор (Аполлоний Родосский – И.С.) имеет в виду аксоны, на которых записываются законы, как говорит комедиограф Аристофан (Aristoph. Av. 1353–1354 – И.С.). А Аполлодор утверждает, что любую государственную запись и законы называли кирбой (sic – И.С.), поскольку древние записывали решения, устанавливая каменные плиты, которые назывались – от установки – стелами, а кирбами – от того, что они простирались в высоту и венчались верхушкой… А позже писали на выбеленных досках и подобным же образом их называли. Итак, кирба содержит священные записи. …Кирбами называют, как говорит Эратосфен, аксоны, так именуемые в Афинах, на которых содержатся законы. А те, кто относится к делу с большей тщательностью, говорят, что аксоны были четырехугольными камнями, а кирбы треугольными. И на тех, и на других в Афинах были написаны законы…» (Schol. Apoll. Rhod. IV. 280). «Кирбы – медные доски, на которых записывают законы. А, согласно некоторым, аксоны треугольные, и на них были записаны законы городов и государственные жертвоприношения, как говорит Аристотель в “Афинской политии” и Аполлодор, а кирбы названы или из-за того, что они венчались верхушкой, простирающейся в высоту, или в честь корибантов, будучи их изобретением…» (Schol. Aristoph. Av. 1354). Как не запутаться во всех этих противоречивых свидетельствах? Перед нами то деревянные, то каменные, то даже медные (то есть бронзовые) аксоны и кирбы. Отметим, что процитированные сообщения (и прочие, родственные им) – в подавляющем большинстве поздние, лексикографы и схолиасты даже отдаленно не могли бы претендовать на то, что своими глазами видели разбираемые артефакты. Рискнем высказать несколько собственных суждений относительно аксонов и кирб. Во-первых, ни из камня, ни – тем более – из бронзы они, естественно, не были изготовлены. Речь идет о неких деревянных, притом вращающихся (на это традиция указывает особенно настойчиво) сооружениях, насаженных на ось (собственно, «аксон» и означает ось). Во-вторых, у нас сложилось полное впечатление, что в свидетельствах источников (особенно в тех из них, которые выглядят наиболее достоверными) практически всегда термины «аксон» и «кирба» употребляются как взаимозаменяемые. Это означает, что они воспринимались как синонимы и применялись к одинаковым (или, во всяком случае, однотипным) предметам. Иными словами, мы, в сущности, склоняемся к той точке зрения, что между кирбами и аксонами вообще никакой принципиальной разницы не было. Но если это так, то почему возникли два разных обозначения для одних и тех же объектов? Полагаем, причина в следующем. «Кирба» – архаичное слово, видимо, восходящее к самому Солону. Хотя в поэзии самого законодателя, 4 имеющейся в нашем распоряжении, оно не встречается (равно как и слово «аксон»), но не будем забывать, что до нас ведь дошли далеко не все солоновские стихи, а в утраченных оно вполне могло фигурировать. Происхождение лексемы, строго говоря, неизвестно, и, соответственно, ее этимология довольно скоро стало предметом дискуссий между античными, а позже византийскими авторами. Совсем другое дело «аксон»: тут предельно прозрачна связь с некой осью, никаких споров возникать не могло. Так что термин «аксон» могли употреблять именно как более ясный и понятный. Из сказанного, подчеркнем, еще не вытекает, что мы считаем его более поздним, чем термин «кирба». На аксонах вроде бы было написано уже законодательство Драконта, более раннее даже по сравнению с солоновским. Хотя так ли это? Выше упоминался драконтовский закон об убийстве, перенесенный с аксонов на каменную стелу (IG. I³. 104). Выражения «первый аксон», «второй аксон» стоят там в качестве подзаголовков. Но вряд ли они принадлежат самому Драконту! Это – дело рук копировщиков. Из наличия данных выражений на самом деле следует только то, что древние артефакты, о которых идет речь, именовались аксонами в конце V в. до н.э., когда осуществлялась «переиздание» законов. Попытаемся вкратце резюмировать наблюдения, сделанные в нескольких предыдущих абзацах. Невозможно с точностью сказать, какое из двух слов – «кирба» или «аксон» – является более ранним; точно так же невозможно и однозначно-уверенное суждение по вопросу, обозначали ли эти два слова одно и то же или нет. Здесь имеют право на существование только гипотезы. Та из них, которую выдвигаем мы, предполагает, что а) аксоны и кирбы ничем не отличались друг от друга; б) первоначальным названием предметов – считаем это более вероятным – было «кирбы», а потом, ввиду темной этимологии термина, делавшей его малопонятным, всё чаще и чаще начали наряду с ним употреблять другой – «аксоны», хотя до полного вытеснения первого дело не дошло.
Список литературы: Blois L. de. Plutarch’s Solon: A Tissue of Commonplaces or a Historical Account? // Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches / J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.). Leiden – Boston, 2006. P. 429–440. Carawan E. The Athenian Amnesty and Reconstructing the Law. Oxf., 2013. Gehrke H.-J. The Figure of Solon in the Athênaiôn Politeia // Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches / J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.). Leiden – Boston, 2006. P. 276–289. Leduc C. La représentation “aristotélicienne” de la politeia de Solon: la politique “dans” le domestique // Ktema. 1998. № 23. P. 415–422. Rhodes P.J. Solon in Aristotle’s School. Trends in Classics. 2015. Vol. 7. No. 1. P. 153–160. Ruschenbusch E. ΣΟΛΩΝΟΣ ΝΟΜΟΙ: Die Fragmente des solonischen Gesetzwerkes mit einer Text- und Überlieferungsgeschichte. Wiesbaden, 1966. Ruschenbusch E. Plutarch Solonbiographie // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1994. Bd. 100. S. 351–380. Stroud R.S. The Axones and Kyrbeis of Drakon and Solon. Berkeley, 1979.

 

 

http://archaion.naro...ez_sur_2016.pdf

 

Словарь Суиды, слово аксоны:

 

https://www.cs.uky.e...hstr=alpha,2833

 

Там же, слово кирбы:

 

https://www.cs.uky.e...hstr=kappa,2744

 

Следующая статья в словаре, с тем же названием:

 

https://www.cs.uky.e...hstr=kappa,2745

Ответить