←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

География Античного Закавказья

Фотография andy4675 andy4675 06.12 2021

У Страбона упоминаются две реки с идентичным названием: Аракс и Араг. Первая из них - современный Аракс. Но вторая, хотя мне некоторое время казалось, что речь идёт о том же Араксе, но только в его верховьях, на самом деле, как выяснилось, означает реку Арагви, текущую в Грузии.

Впрочем, сути вопроса о том, до куда доходила Армения на севере, а Кавказская Албания на юге - это не меняет. Например вот карта Кавказской Албании на 387 год новой эры - в канун сильного расширения её территорий за счёт Армении благодаря победе персов над римлянами - обращаю внимание, что ВСЯ Албания указана севернее Куры, и никаким между ручьём Аракса и Куры (тотесть землями на юг от Куры) она не владела:

https://ru.m.wikiped...айл:Aghuank.jpg

Однако на этой карте видна также Камбисена (то есть земля на реке Камбис), в это время входившая в состав Албании. Но если вернуться к Страбону, то он прямо указывал, что Камбисена - самая северная часть Армении, а население её- армяне. То есть армяне жили не только на юг от Куры, но местами владели и землями севернее её.

Также, Страбон указал в составе Армении регион называвшийся Сакасеной, прилегавший с юга к реке Кура - это район современной Гянджи. Плиний Старший пишет, что здесь преобладали утии и албаны.

Отена по Плинию Старшему (который отмечает, что она лежит на север от реки Аракс - то есть между Араксом и Курой, и была северным соседом Мидии Атропатены) входила в состав Армении, но учеными считается, что население её не армяне, а смесь племен.

Страбон пишет, что на южной стороне реки Кура Армения захватила в Эллинистический период у иберийцев (то есть прагрузин) владения Хорзена и Гогарена, что привело к арменизации этих земель (во времена Страбона местное население уже говорило на армянском языке). При этом Гогарена указана Страбоном (11.14.4) как западный сосед Сакасены. Что касается Хорзены, то хотя некоторые современные географы и ассоциируют эту землю с районом современного города Карс, это очень маловероятно, поскольку Страбон говорит, что самыми северным регионами Армении были Камбисена и Хорзена - тогда как Карс лежит порядочно на юг.

Страбон пишет (21.14.4; 11.1.5; 11.4.2; 11.14.3), что река Аракс протекает (очевидно, на всем её протяжении) через Армению, и только в месте слияния Аракса и Куры расположена граница Албании. Также, Аракс (согласно другу Марка Антония Деллию, описавшему его Парфянский поход, в котором сам был легатом, на которого ссылается Страбон) служил границей Армении и Мидии Атропатены (Страбон 11.13.4).

От города Артакшат, столицы Армении, и до впадения Аракса в Каспийского море, простирались вдоль реки Аракс равнины армянского владения Араксена (Страбон 11.14.6 и 13).

Страбон также пишет (11.4.5-6), что царство албанов имело неоднородное население, а состояло оно из 26 разноязыких племен. В нижнем течении Куры и Аракса в состав Албанского царства входили земли вымершего уже ко времени Страбона народа каспиев - эта земля именовалась в честь них Каспианой. В другом месте (11.14.5) Страбон пишет, что в момент своих завоеваний, Армения наряду с другими владениями (Басоропедой и Фавнитидой) захватила у Мидии и Каспиану.

Вот так выглядела северная граница Армении, и вот кому принадлежало междуречье Аракса и Куры. И в свете сказанного, бредни азербайджанских историков национал-пропагандистов Зии Буниятова и Играра Алиева о том, что Страбон в своём описании Армении и Кавказской Албании путается в показаниях как были, так и остаются бреднями пропагандистов.

Кроме сказанного, следует также отметить, что албаны не упоминаются наиболее древними греческими историками эпохи Классики. Нет их и в древнеперсидской эпиграфике эпохи Ахеменидов - например в Бехистунской надписи. Но Армения упоминается и там, и там. А албаны по сути дела впервые упоминаются в связи с походом Помпея Великого в 60-е годы до н. э. в Закавказье. Из сохранившихся до наших дней источников наиболее древними авторами их упоминающими являются Страбон, Плиний Старший, Плутарх и Дион Кассий.
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 06.12 2021

Небольшая поправка.

1. В 6-й книге Естественной истории Плиния Старшего этот римский автор упоминает Албанию в связи с географическими описаниями очертаний прикаспийско-кавказского региона у Эратосфена. Но при этом из текста неясно, упоминал ли название Албания сам Эратосфен, или этот термин в приложении к тексту Эратосфена использован самим Плинием Старшим.

2. У Арриана в "Анабасисе Александра" 3.8.4; также - 3.11.4 и 3.13.1) при описании битвы при Гавгамелах упомянуто участие албанов. Они якобы сражались против Александра Македонского под началом Атропата вместе с мидийцами, кадусиями и сакесинами (отмечаю, что последние указаны здесь отдельно от албанов, то есть не были тождественны им).

Проблема здесь в том, что битва при Гавгамелах описана в подробностях (включая конкретный состав персидского войска) не только Аррианом. Но ни один из других авторов участия албанов в этом бою не упоминает. Например, Квинт Курций Руф 12.12 пишет так:

"12. На правом стояли армяне из Великой Армении, кадусии и каппадокийцы, сирийцы и мидийцы; у них тоже было 50 серпоносных колесниц".

То есть вместе с мидийцами (очевидно теми, что были под началом Атропата) и кадусиями Квинт Курций Руф ставит не албанов и сакесинов, как Арриан, а армян из так называемой Великой Армении, каппадокийцев и сирийцев. Арриан пишет, что над армянами командовали Оронт и Мифравст (3.8.5), но не пишет где они располагались, упомянув лишь, что армянская конница вместе с каппадокийской и с пятьюдесятью серпоносными колесницами находилась впереди правого фланга построения персидский армии (3.11.7).

3. Из древнегреческих мифов, албанов касается три версии мифа об аргонавтах. Один из них говорил, что предки албанов - Ясон (Плиний Старший 6.15 - где сказано также, что на юг албаны слились вдоль Каспийского моря до реки Кура, служившей также - очевидно, западнее мест расселения албанов - границей Иберии и Армении), а другой (у Юстина) - будто Ясон покорив Мидию заключил мир с албанами, третий (Страбон 11.4.8, 11.13.10 и 11.14.12) - что Ясон просто побывал в их стране.
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 06.12 2021

То есть в отношении албанов нельзя не отметить следующих вещей:

1. Албаны это разнородное население, с 26-ю разными языками. В дальнейшем, возможно, вырабатывается единый албанский язык администрации. В начале 10 века в арранском городе Барда ещё пользовались арранским (то есть албанским, агванским, алванским, алуанским) языком.

2. С точки зрения религии, это были сперва язычники (об их религии ничего неизвестно, но до принятия христианства они несомненно были сперва язычниками - об этом говорит религиозный опыт всех их соседей, о религии которых до принятия ими монотеизма что-либо известно: армяне, иберы, мидийцы, скифов, сарматы, аланы), а затем православные христиане. Церковь албанов была подчинена в ранний период, видимо, Армянской Церкви (и само христианство албаны восприняли от армян). С 551/2 по 704 год это была автокефальная Церковь. С 704 года это автономная Церковь, находившиеся в единственного с Армянской Церковью. С прекращением существования государства Кавказская Албания её церковь фактически стала автономным католикосатом Армянской апостольской церкви. Играла роль специального «албанского» патриархата Армянской церкви, формировавшего связь между территориями на правом и левом берегу Куры. Формально агванский католикосат был упразднён в 1830 году. А соответствующие находившиеся на его территории приходы Армянской церкви стали подчиняться непосредственно Эчмиадзину в качестве Адербеджанской и Арцахской епархий.

После Арабского завоевания в Арране наслаждается ислам, который полностью воспреобладал здесь лишь во времена сельджуков и монголо-татар.

3. Территория Кавказской Албании ранее 387 года никогда междуречья Куры и Аракса ни целиком, ни частично не охватывала.

С 232 по 636 год Кавказская Албания представляла из себя провинцию Сасанидской империи.

В 387 году Кавказская Албания впервые охватила эти земли, и теперь её границы выглядели так:

https://ic.pics.live.../19488_2000.jpg

Владения Кавказской Албании в составе Сасанидской империи в результате её территориального роста благодаря перса в 387 году, вплоть до 591 года:

https://en.wikipedia...urroundings.svg

https://en.wikipedia..._centurires.png

https://i1.wp.com/ww...e=768,501&ssl=1

Территория в Армении, отошедшая к Византии в 591 году:

https://ru.wikipedia...ntiquity-ru.svg

Карта региона (то есть границы Византийской империи и империи Сасанидов) в 591 - 654 годах:

http://www.armenica....anII591-654.gif

Около середины 7 века началось покорение Закавказья Халифатом. Это привело в дальнейшем к исламизации местных популяций Кавказской Албании (как пользовавшихся кавказскими, так и пользовавшихся персидский и армянским языками).

Провинции Арран и Адербайган в составе Халифата:

https://www.history....es/3/556533.jpg

Провинции Арран и Адербайган в составе Халифата Аббасидов, 8 - 9 века:

http://ansar.ru/uplo...10/aad2a002.jpg

Провинции Арран и Адербайган в конце 8 и первой половине 9 века в составе Аббасидского халифата:

https://www.history....es/3/267353.jpg

Провинции Арран и Адербайган в составе Арабского Халифата:

http://ozan.ru/wp-co...Arabxalifat.jpg

Государство Ширваншахов, Шеки, Эрети (владение с грузиноязычным населением), Государство Шеддадидов и провинция Адербайган, вторая половина 9 и 10 век:

https://www.history....es/3/494923.jpg

Государства Закавказья около 1000 года:

https://ru.wikipedia...1000_map_de.png

События после тысячного года, наверное, особого смысла рассматривать нет - для данной темы. Хотя на самом деле, именно тогда и произошло самое главное: тюркизация жителей бывших арабских провинций Аррана и Адербайгана.

В этом посте я опускаю Мидию Атропатену - от которой и возникло название арабской провинции Адербайган. Отмечу только, что и в Албании (арабская провинция Арран), и в Мидии Атропатене жили далеко не тюрки. В Албании изначально жили разноязыкие кавказоязычные племена, которые в итоге обрели некий единый язык административного управления. В Мидии Атропатене пользовались сперва мидийским, а позднее (в составе империй Ахеменидов и Сасанидов) - здесь выработался местный говор персидского языка.

Как бы то ни было, чтобы покончить с вопросом связи Албании и современного Азербайджана: НИКАКОГО правопреемства тут не видно. Даже если принять во внимание взаимоассимиляцию с тюрками коренного населения. Ибо преемство передаётся не генетически, а на уровне культуры. Так вот, современные Азербайджаном не связаны ни с исконной религией (сперва язычество, затем православие, и лишь затем ислам - и то, скорее всего далеко не все арранцы были исламизированы). С точки зрения языка - тем более азербайджанцы и албанцы никак не связаны. Ч точки зрения исконных владений - Албания до 387 года никогда не владела насколько это можно проследить землями на юг от Куры. Лишь примерно в 387 - 950 годах в состав марионеточного албанского государства, а затем арабской провинции Арран входили значительные земли на юг от реки Кура, включая значительную часть междуречья Аракса и Куры (или, скорее, все эти земли).

Из сказанного очевидно, что во-первых никакого правопреемства современного Азербайджана и Албании - Аррана не наблюдается. Азербайджан это тюркское государство, тогда как ни Албания, ни Арран тюркскими не были. Во-вторых, и сама Албания никогда ранее 387 года землями между Араксом и Курой не владела. И лишь с 387 по 656 как Албания, и сразу после этого как арабская провинция Арран, она обрела эти земли. Наряду с междуречьем Аракса и Куры в состав Аррана входил первоначально и Ширван (который и был исконной албанской территорией, по сути). В дальнейшем географическое понятие Арран ограничивается землями на юг от Куры, в междуречье Куры и Аракса. Между тем, в 11, 12 и даже в начале 13 веках, время от времени армянские и грузинские правители овладевали землями междуречья Аракса и Куры, все более и более урезая Арран. Вот например как выглядел Арран во времена максимального роста Грузинского царства при царице Тамаре:

https://ru.wikipedia...o_aandersen.png

Можно сказать, что эти вещи касаются лишь истории региона. Однако некоторые пропагандисты неизменно перевирают первоисточники (рисуя например нелепые, не опирающиеся на первоисточник или иные данные карты Албании в 3 и 2 веках до н. э., включая в её состав огромные территории на юг от Куры), а то и прямо винят их во лживости, или в том, что они якобы путаются в показаниях. Если читать внимательно, и вдумываться - то это не путаница в показаниях, а естественные вещи.

Дальше, в одном из следующих постов, если будет время, я коснусь географической истории Мидии Атропатены (Малой Мидии, Атропатены, Атурпаткана, Адербайгана).
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 07.12 2021

В дальнейшем, возможно, вырабатывается единый албанский язык администрации.

Ну, или просто у власти оказалась этногруппа, родственная или предковая современным удинам. Вроде бы обычная теория, что агванский язык в лезгинской группе, при чём наиболее близок (или был предковой формой?) конкретно удинскому.
 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 07.12 2021

В дальнейшем, возможно, вырабатывается единый албанский язык администрации.

Ну, или просто у власти оказалась этногруппа, родственная или предковая современным удинам. Вроде бы обычная теория, что агванский язык в лезгинской группе, при чём наиболее близок (или был предковой формой?) конкретно удинскому.
Удины это не албаны. Это отдельный народ. Их упоминает Плиний Старший ОТДЕЛЬНО от албанов. Удинов Плиний относит к скифам. Плиний Старший, Естественная история 6.15:

"At the entrance, on the right hand side,223 dwell the Udini, a Scythian tribe, at the very angle of the mouth. Then along224 the coast there are the Albani, the descendants of Jason, it is said; that part of the sea which lies in front of them, bears the name of ' Albanian,'..."

http://www.perseus.t...:book=6&force=y

Или русский перевод:

"Направо входа в море на самом краю пролива живут удины — скифский народ711; дальше по побережью — албаны, по преданию, ведущие свое происхождение о Ясона712, поэтому эта часть моря называется Албанским [морем].
39. Это племя, расселившееся по Кавказским горам, простирается, как сказано713, до реки Кир, образующей границы между Арменией и Иберией714. Выше715 приморских его территорий и племен удинов расселились сарматы, уты, аорсы716 и аротеры717, а позади них живут уже упомянутые амазонки и савроматиды718".

Тождество удинов и утиев античных авторов (на чём настаивают некоторые современные ученые) вряд ли верно, поскольку удины локализуются в районе Дагестана, а утии - в районе междуречья Аракса и Куры, и их название скорее всего связано с упоминаемой Страбоном областью Отена. Весьма вероятно, что и уды (упоминаемые например Плинием Старшим и Клавдием Птолемеем) - тоже отдельный народ, не имеющий отношения ни к удинам, ни к утиям (последних например упоминают Геродот (в пределах Персидский империи) и Страбон).
Сообщение отредактировал andy4675: 07.12.2021 - 18:13 PM
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 07.12 2021

Ужинов Плиний относит к скифам.

Это действительно интересно. Возможно, удины просто перешли позднее на диалект, близкий письменному агванскому.

По мнению Касьяна получается вот как: https://forum.molgen...99883#msg299883

 

Агванский -- очень близкий родственник праудинского.

В силу престижности письменного агванского наиболее близкие ему диалекты из лезгинской группы могли распространяться по Албании, от них и остался нынешний удинский. Наверное, как-то так.

 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 08.12 2021

Карты по Мидии Атропатене.

Карта эпохи диалогов до раздела империи Александра Великого в Трипарадисе, на основании решений принятых на совете полководцев Александра Великого в Вавилоне:

https://www.wikiwand.../Войны_диадохов

Раздел в Трипарадисе, 321 год до н. э.:

https://www.wikiwand...google_vignette

Владения диадохов накануне битвы при Ипсе, 301 год до н. э.:

https://www.wikiwand.../Войны_диадохов

Империя Селевка Никатора по итогам битвы при Ипсе:

https://www.wikiwand.../Войны_диадохов

Границы империи Селевкидов на момент гибели Селевка Никатора в 281 г. до н. э.:

https://ru.wikipedia...late_281_BC.png

Карта региона с момента возникновения Парфии до реконкисты Антона Великого, то есть почти вся вторая половина 3 века до н. э.:

https://ageiron.ru/w.../11-768x489.jpg

На этой карте верно отмечены границы Мидии Атропатены в 3 - начале 1 веках до н. э., однако границы Албании (потерянные во 2 в. до н. э. в пользу Армении) отмечены неверно, поскольку нам известно, что Сакасена, Отена и Орхистена действительно были захвачены Арменией в те времена, но о том, у кого она их захватывала - мы не знаем (скорее всего эти владения до тех пор были независимыми):

https://commons.m.wi...ene_II-I_BC.png

Те же ошибки присутствуют и на этой карте рассматриваемого региона, отражающей реалии 200 - 64 годов до н. э.:

https://ru.wikipedia...-64_BC_-_ru.svg

Те же ошибка касаются и этой карты, якобы отражающей реалии примерно середины 2 века до н. э.:

https://commons.m.wi...entury_B.C..png

Мидия Атропатена в годы расцвета и роста Парфянского царства, 148/7 г. до н. э. - 226 г. н. э.:

https://en.wikipedia...f_Seleucids.png

https://qph.fs.quora...aa0ad9f38819-lq

Мидия Атропатена в качестве вассального армянскому царю Тиграну Великому государства:

https://es.wikipedia...Tigranes-es.svg

Мидия Атропатена, 1 век до н. э.:

https://upload.wikim...storyofIran.png

(Мидия) Атропатена в составе Сасанидской империи, с 3 по середину 7 века н. э.:

https://www.history....es/3/412843.jpg

https://o.quizlet.co...0-CUKhBDQ_b.jpg

http://www.e-derslik...mg/page41/2.jpg

Атурпаткан (Адербайган) в составе Арабского Халифата, 8 - 9 века:

https://upload.wikim...jan_VIII_IX.jpg

Адербайган во второй половине 9 и в 10 веке:

https://1905.az/wp-c...er-1905.az_.jpg

---------------------------------

К сожалению, не удаётся найти в интернете карт с границами провинций Халифата эпохи Омейядов.

----------------------------------------

В отношении Атропатены также ограничить примерно тысячный годом. Поскольку в этот период локальная дифференциация и характер населения более или менее, хотя-бы частично, сохранился. Исламизированы были многие, но не все. Местный язык так или иначе до 10 века сохранился (азери -то есть мидийский ираноязычный говор- сохранялся и порядком позже). Кроме того, в 11 веке регионы Аррана, Ширвана и Адербайгана подверглись нашествию сельджуков-турок огузского племени, и именно с этого времени началась тюркизация этих земель. До 13 века она шла достаточно медленно. Но шла. А с середины 14 века Арран и Ширван были тюркизированы полностью, а бывшие земли Адербайгана - в значительной мере.

-------------------------

Если говорить о правопреемстве Азербайджана, то к Древней Кавказской Албании он НИКАКОГО отношения не имеет - ни по языку, ни по вере (это было государство сперва языческое, а затем христианское). Зато некоторое правопреемство у современного Азербайджана есть от исламской провинции Арран, а также от мусульманского княжества Ширван, отколовшегося от Аррана в дальнейшем. Однако это преемство является лишь частичным, поскольку касается лишь религиозной связи, но не языковой. Лишь с 11 века в Азербайджане начинают появляться тюрки. И лишь с 14 и в 15 веках, при Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу Азербайджан стал полностью тюркским. То есть полным является преемство Азербайджана именно с этими протогосударственными формированиями (по сути - племенными кочевыми государствами).

Что касается Атропатены, то есть так называемого Иранского Азербайджана, то историческая связь её с Азербайджаном отсутствует практически полностью. То, что их связывает, однако, это:

1. Одинаковое название. По сути, современный Азербайджан просто узурпировал это название, исконно ему не принадлежащее.

2. Одинаковая вера - шиитский ислам.

3. Тюркский язык, в равной мере объединяющий значительную часть Иранского Азербайджана и всех тюрок Республики Азербайджан.

Главное же - не история, не вера и не язык, а САМОСОЗНАНИЕ и САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ популяций. Я, честно говоря, не знаю, как самоидентифицируются иранские азербайджанцы, и с кем они себя ассоциируют - с иранцами (то есть с индоевропейским ираноязычным населением своей нынешней страны), или с азербайджанцами живущими в Республике Азербайджан (то есть с тюрками). Как они считают - так и есть. Увы и ах для тех, кто несогласен...
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 08.12 2021

(азери -то есть мидийский ираноязычный говор- сохранялся и порядком позже).

Хочу сказать, что мидийский он достаточно условно, сами иранисты, кажется, не вполне уверены, что потомки мидийского существуют:

https://iranicaonlin...2-documentation

 

Some of the modern West- and Central-Iranian dialects are probably descended from Median (see, most recently, Yarshater, 2002, pp. 440-41).

То есть, осторожный взгляд - возможно, есть потомки. А на деле возможное отнесение современной северо-западной ветви иранской группы (или её отдельных подветвей) к потомкам мидийского стоит чисто на географии и вроде бы отсутствии значимых миграций местных иранцев на территории Мидии.

Как вариант: был некий "царский" мидийский, язык\диалект основателей Мидии. А все эти современные СЗ иранские языки, которые считаются мидийскими - это потомки языков\диалектов тех племён, что добавлялись в состав Мидии на ранних этапах. Вероятно, часть их тоже успела стать мидийцами, отсюда и некоторая путаница. Ну, мне это как-то так представляется.

Азери хоть и вымер давно, но вроде в одной подветви с диалектами тати Иранского Азербайджана и талышским. Если его посчитать мидийским, то и они тоже тогда, скорей всего. Но как-то туманно, а вдруг мидийский всё же вымер.

Но возможно я зря нагнетаю панику и пытаюсь сузить мидийский до маленького говора основателей Мидии?
 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 08.12 2021

То о чем вы говорите - вопросы для специалистов по лингвистике. Хотя важно даже не то что они скажут по этим поводам, но и - самоеглавное - на что опирается в своих выводах. По-моему, от азери осталось очень мало, чтобы судить. Но я могу и ошибаться...

Википедия пишет, что азери это язык бытовавший в Средние века на территории Атропатегы, пока он не вымерли, вытесненный тюркскими говорили. Но он вымер не полностью, а разбился в тати и талышский. Это Википедия пишет. Будем надеяться, что она пишет не наоборот, а знает о чем говорит. То есть её слова я принял на веру. Опять же - может быть и напрасно.
Ответить