Меню сайта
Поиск
Рассылка
Реклама
Библиотека
Клавиатура
Похожие материалы
Реклама
Последнее
Реклама
|
Ипирос в Османскую эпоху
Автор andy4675, 21.03 2021 03:07 AM
Сообщений в теме: 5
#1Отправлено 21.03.2021 - 03:07 AM
Из Истории Греческой Нации, изд. Афинон:
С 1830 по 1867 год весь Эпир входил в единую административную единицу - Янинский вилайет. Он имел столицей Яннину, и делился на 3 части. Первая из них, с центром в Яннине, находилась между рек Арахтос и Каламас. Вторая лежала между рек Каламас и Аоос, с центром в городе Аргирокастр, и с городами Филиаты, Дельвино, Химара, Премети и Тепелени. Третья часть располагалась между рек Аой и Апсос, со столицей в городе Берат. В результате административной реформы, приготовленной в 1864 году, и осуществленной в 1867 году, Эпир был разделён на 4 санджака (нома), которые совместно с Фессалией принадлежали к вилайета Яннины. Санджаки Эпира в составе этого вилайета это: 1. Санджак Яннины с шестью казами (епархиями) - Яннины, Парамифьи, Филиат, Коницы, Мецово и Лесковикия, 2. Санджак Превезы с четырьмя казами - Превезы, Арты, Парги и Маргарити, 3. Санджак Аргирокастра с шестью казами - Аргирокастра, Погония, Премети, Дельвино, Химары и Тепелена, 4. Санджак Берата с четырьмя казами - Берата, Авлона (и. Валона, алб. Влера), Скрапары и Тиморицы. Неотъемлемой частью Эпира была и Корица (алб. Корче) - но она входила в состав Манастирского вилайета. Итогом Танджимата стало возникновение в Эпире впервые за время Османского владычества политических, то есть не религиозного толка, судов - но они действовали параллельно с судами религиозными (суды кадиев основывавшиеся на шариате, церковные православные суды опиравшиеся на сборники византийской права - номоканоны и пр.). В каждом санджаке функционировали смешанный суд по незначительным делам и смешанный суд по торговым делам, с председателями-турками. Но в этих судах обычным делом был подкуп, христианские свидетели выслушивались лишь в редких случаях, а правосудие зачастую было продажные. Налоги на христиан в Эпире всегда оставались тяжёлыми. Лишь недолгое время, в первые годы правления в Эпире Мехмед Решид-паши Кьютахи, в 1825 - 1829 годах, налоги были несколько ограничены, через замену всех регулярных и вне очередных налогов, кроме джизьи и хараджа (60 грошей на каждого взрослого мужчину старше 15 лет, и по 36 грошей на каждого мальчика до 14 лет) единственным регулярным налогом - мухту (это означало выплату каждой не мусульманской семьёй 60 грошей в год). Но вскоре сам же Кьютахи вернул прежние личные повинности христиан, вновь обязал их в принудительном порядке предоставлять бесплатно крышу, еду и уход турецким военнослужащим и административным чиновникам (стемийе), и сверх этого ввели новый налог - редифа (это выплата каждым христианским и иудейским семейством 36 грошей в год на нужды выплат зарплат жандармерии и иным подобного рода военным отрядам). Этот тяжкий режим налогового гнета был еще более усугублен в 1841 году, когда с образованием Медицинской службы при портах и во внутриматериковых городах Эпира для оплаты зарплат врачам и другим служащим этих учреждений, был наложен специальный налог, а также позднее, когда были наложены новые налоги: сурейхумайюн (налог на расходы на ежегодное посещение комиссией из эпирских мусульман в Мекку и Медину), меджилхане (налог для пополнения недостаёт, которая ежегодно встречалась в казне администраций), налог на службу осуществлявшую перепись смертей и рождений, т. ч. можно было предопределять налоговые и военные обязанности порабощенного христианского населения, десятина с аграрной продукции, джелепи (растущий налог) и сверх всего этого таджон (10-типроцентный налог на весь улов). #2Отправлено 22.03.2021 - 00:36 AM
Греческий элемент составлял в Эпире 2/3 населения региона от реки Арахтос до реки Аой, итдоминировал здесь не только этнические и религиозно, но также и духовно и экономически.
В официальном докладе, составленном 3 июля 1878 года для британского министра Иностранных Дел Marquis of Salisbury, специальный его представитель в Эпире и Фессалии, Longworth, предоставлял следующие цифры о населении Эпира: 1. САНДЖАК ЯННИНЫ Каза Яннины - Христиан 106.000 - Магометан 4.000 - Всего 110.000 Каза Мецово - Христиан 11.000 - Магометан - - Всего 11.000 Каза Гревены - Христиан 36.000 - Магометан 9.000 - Всего 45.000 Каза Парамифьи - Христиан 13.000 - Магометан 6.000 - Всего 19.000 Каза Филиаты - Христиан 15.000 - Магометан 11.000 - Всего 26.000 Каза Коницы - Христиан 23.000 - Магометан 6.000 - Всего 29.000 ВСЕГО В САНДЖАКЕ ЯННИНЫ - Христиан 204.000 - Магометан 36.000 - Всего 240.000 2. САНДЖАК ПРЕВЕЗЫ Каза Превезы - Христиан 11.000 - Магометан 2.000 - Всего 13.000 Каза Арты - Христиан 34.000 - Магометан 2.000 - Всего 36.000 Каза Маргарити - Христиан 8.000 - Магометан 15.000 - Всего 23.000 Каза Парги - Христиан 4.000 - Магометан 2.000 - Всего 6.000 ВСЕГО В САНДЖАКЕ ПРЕВЕЗЫ - Христиан 57.000 - Магометан 21.000 - Всего 78.000 3. САНДЖАК АРГИРОКАСТРА Каза Аргирокастра - Христиан 19.000 - Магометан 13.000 - Всего 32.000 Каза Погони - Христиан 21.000 - Магометан 10.000 - Всего 31.000 Каза Премети - Христиан 17.000 - Магометан 21.000 - Всего 38.000 Каза Тепелена - Христиан 15.000 - Магометан 15.000 - Всего 30.000 Каза Дельвино - Христиан 6.000 - Магометан 19.000 - Всего 25.000 Каза Химары - Христиан 25.000 - Магометан - - Всего 25.000 ВСЕГО В САНДЖАКЕ АРГИРОКАСТРА - Христиан 103.000 - Магометан 78.000 - Всего 181.000 4. САНДЖАК БЕРАТА Каза Берата - Христиан 32.000 - Магометан 66.000 - Всего 98.000 Каза Скрапари - Христиан 2.000 - Магометан 11.000 - Всего 13.000 Каза Тиморицы - Христиан - - Магометан 9.000 - Всего 9.000 Каза Валоны - Христиан 4.000 - Магометан 23.000 - Всего 27.000 ВСЕГО В САНДЖАКЕ БЕРАТА - Христиан 38.000 - Магометан 109.000 - Всего 147.000 Отдельно Лонгворт приводит число (куцо)влахов Эпира, которые жили в регионах Мецово (это главное место их проживания), Загори, Гревены, Коницы и Малакасия. Куцовлахи пользовались лати6ского происхождения языком, но их национальное самосознание было совершенно греческим, и они ни в чем не родились с остальными греками в отношении своих национальных чувств, чаяния и национальных возражений от остальных греков. То есть согласно приведённым выше данным, в Эпире (как Северном, так и Южном; Северный Эпир при этом рассматривается в самом широком смысле, вплоть до земель севернее Берата и Тепелены) всего в Эпире в 1878 году проживало 687 тысяч человек, из которых 443 тысячи были христианами (41 тысяча из них - влахоязычные), а 244 тысячи - магометанами. Во второй половине началась -в том числе и в Эпире - румынская пропаганда, инициированная официальным румынским государством. В Румынии постулировалась идея, что якобы куцовлахи, как говорящие на румынский диалект- это чистокровные румыны. Куцовлашский вопрос сильно волновал политикум и общественное мнение Румынии тех лет. Предпринимались попытки обратить куцовлахов к румынской национальной идее. Зарождение румынской пропаганды и Куцовлашского вопроса может быть адаптирован 1860-ми годами, когда Апостол Маргарити, учитель из Авделлы, возглавил это движение. Хотя он имел под рукой значительные средства, рекой текшие от Румынии, чтобы основывать румыноязычные школы и проведения в них пропагандистской работы по снятию межнациональной розни, привлечь к себе ему удалось лишь незначительное количество куцовлахов, подавляющее большинство которых продолжало сохранять сильное греческое самосознание. Весьма интересные сведения о населении Эпира предоставляет доклад, направленный греческим генеральным консулов в Яннине греческому министру Иностранных Дел Ф. Делияннису 2 июня 1878 года. Там говорится: "Пропорциональное соотношение греческого населения к турецкому в Старом Эпире, состоящем из епархий (=провинций) Яннины, Гревены, Мецово, Арты, Парамифьи, Гиромери, Веллы и Коницы, Дриинополя, и завершаясь за Дельвино, вплоть до Премети и Тепелена, составляет 3:1. Стоит отметить, что в состав османского населения я при этом включаю и албанские, которое составляет среди него подавляющее большинство, поскольку насчитывает 99.200 человек. И имейте в виду, что это албанское население состоит из бекташей. То есть оно лишь кажутся исследователями Магомета, ибо воруют в Святую Троицу... Во все указанном выше Старом Эпире население говорит только на греческом языке, а также и во многих местах вплоть до Дельвино, в последнее время посещенного Ксенофонтовой школой, и развитие здесь греческой образованности предстаёт великолепным, поскольку нет города, городка сельского типа, селения большого или мелкого в этой части Эпира, где продаётся не одна лишь греческая литературная традиция. Новый Эпир состоит из епархий Корицы и Велеграда, где расположен прекрасный и благодатный Берат, и многие включают сюда также Охрид, Диррахий и Дибру. Население этих епархий состоит из 142.560 греков и 140.000 албанцев. В этих землях греческое население также стремится к греческому образованию как и в Эпире, и там существуют и ежедневно создаются места обучения. В этих местах бекташи составляют 40.000 человек, так что албанское население представляющее собственно магометанское учение состоит лишь из 100.000 человек. Следовательно, сумма всего населения Старого и Нового Эпира достигает в общей сложности 660.000 человек, а соотношение здесь христианского населения к мусульманскому - 3:1. Я, который считает, что не "чем больше, тем лучше", и который знает не по наслышке варварский, нестабильный и вероломный характер албанского населения, хотел бы выразить свою уверенность, что лишь Старый Эпир является нашей законной долей, и на этом требовании должна, думается мне, с пользой для себя ограничиться Греция, чтобы быть услышанной". Наряду с грекоязычными христианами, в Эпире жило также большое число албаноязычных. В качестве границы этих двух категорий христианского населения следует счесть т. н. "линию Сухи", начинавшуюся от мыса напротив острова Сасон, включала на юг от себя регион Химары на юге, затем двигалась в северо- западном направлении через Аргирокастр, Верхнее Лабово, Суху, Поличану, Рифро, Трарисво, Лесковик, Вурбиани и Родани, и завершилась в административной области Корицы. Севернее этой линии среди населения преобладали албаноязычные. Как писал в своём докладе греческий вице-консул в Валоне, 16 сентября 1876 года, в Валоне, где в это время было всего-лишь примерно 314 домов, только 154 из них были христианскими, а в то же время и в окрестных сёлах в качестве языка использовался исключительно албанский. Напротив, Арта в этом же докладе названная как "величайшим... для Эллинизма селением, поскольку оно чисто греческое, и его жители, из 200 семей состоящие, ни на каком ином языке кроме нашего (=греческого) не разговаривают, и даже не понимают, вплоть до сегодняшнего дня". В том же докладе также сообщается, что большинство сел на равнине Малой и Большой Музакии было албано-влашским. Там греческий язык был неведомым, и господствовалииалбанский и алтайский языки. Почти все албаноязычные христиане Албании, за редкими исключениями, имели греческое самосознание. Характерно, что британский консул в Скодре K. Green писал в своём докладе от 22 марта 1878 года министру Иностранных Дел Англии Салисбури: "... в Центральной и Нижней (=Южной) Албании албанцы-христиане обращают свои взоры к Греции, а не к Италии, в поиске своей свободы и благополучия... они вовсе не притворяется чистокровными потомками древних греков, и именуют себя албано-греками; но они настолько же греки, насколько жители Пьемонта - итальянцы". Также, в Эпире жили и грекоязычные мусульмане. Из них, те кто жили в городе Яннина (3-4 тысячи человек) ненавидели своих албаноязычных иноверцев. Последние не имели собственного национального самосознания, но неизменно были тесно привязаны к туркам. А тот факт, что высшие военные и политико-административные чины в Османской империи представлялось как правило мусульманам-албанцам, служил главнейшей причиной задержки национального пробуждения среди них. Они связывали свою судьбу и благосостояние с судьбой Османской империи, и с недоверием смотрели на любые перемены, которые могли бы пошатнуть их главенствующее положение перед христианским населением. Обосновавшиеся в Северном Эпире влахи были особенно успешны в торговле. Их экономическое процветание вызвало зависть турко-албанцев (то есть албанцев-мусульман), и те разрушили их главный центр, город Мосхополь, принудив их в последней четверти 18 века покинув родные земли переселиться в Македонию и в Фессалию, где они стали главными факторами развития Амбелакья, Тирнаво и других фессалийская городков. #3Отправлено 22.03.2021 - 02:31 AM
Тут следует отметить ряд особенностей географии того, что воспринималось как Эпир. Северный Эпир в 19 веке был обширнее региона, который подразумевается под этим названием сегодня. Также и границы Македонии и Эпира тоже пережили изменения. До поры до времени Гревена, Охрида, и даже Касторья могли восприниматься в качестве части Эпира. Кстати говоря, Эпир албанский национализм практически во всей его полноте хочет рассматривать в качестве "исторических" албанских земель. Чем шире представлять регион, тем больше - аппетиты албанцев. Что касается эпирского городка Мецово, то Пукевиль в самом начале 20 века писал что местные жители - болгары. То есть речь идёт скорее всего о такой-себе удалённой болгарской колонии. Если конечно речь не шла, как и в массе других случаев, о болгароязычных грехах, которых европейские авторы по старой доброй традиции по старой доброй традиции, на основании использовавшегося ими языка, записывали, не спрашивая их собственного мнения, в болгары.
#4Отправлено 28.11.2021 - 16:44 PM
О чамах и о Чамерии (Чамурье):
Первый ключевой вопрос - это границы данного региона. С ним дело обстоит так, что албанские националисты включают в него практически весь Эпир, а греческие - практически только Феспротию. Второй ключевой вопрос - это общая численность чамов. С ним дела обстоят так: В 1913 году вся территория со смешанным албано-греческим населением Эпира, на которой преобладали греки, кроме Северного Эпира, перешла в состав Греции. Это привело к массовому бегству местных албанцев-мусульман как в Турцию, так и в только что созданную Албанию. Эти люди были чамами частично в узком смысле этого термина (то есть выходцами из Феспротии), а частично - в широком смысле (то есть выходами из Эпира в целом). Пример Янинского пашалыка в конце 19 и начале 20 века: Население Янинского пашалыка составляли примерно 55 - 60 % разговаривавшие на албанском языке, 5 - 7 % разговаривавшие на влашском языке, и примерно треть населения пашалыка разговаривала только на греческом языке. При этом, все три эти группы наряду с указанным языком знали также турецкий. Что касается албанофонов и влахофонов, то они в своём подавляющем большинстве разговаривали также и на греческом. Это касается и мусульман, поскольку в Эпире действовали греческие школы, посещавшиеся и ими. Иными словами, турецким языком в Эпире владели практически все, подавляющее большинство (процентов 90) были двуязычными грекофонами (порядка 33 %) либо триязычными, третьим языком которых был либо албанский, либо влашский. Что касается религиозной принадлежности в Янинском пашалыке (принимая во внимание изменения его границ, например временное вхождение в его состав македонского города Гревена, выход из его состава Арты, которая в 1881 году была передана Греции, и пр.), то от 52,5 % до 61 % там составляли по оценкам современников православные, и от 37,5 до 47,5 - мусульмане. Данные взяты из работы по ссылке, от стр. 37 и далее: https://www.didaktor...ndle/10442/2375 Французская этнографическая карта Эпира и Южной Албании, проводящая языковые границы. Зелёным цветом отмечены территории где преобладали греки, чисто коричневым - земли со смешанным грекоязычным и влахоязычным населением, красно-коричневым - смешанные территории расселения грекофонов и албанофонов, серым цветом - земли со смешанным албаноязычным и влахоязычным населением, а жёлтым цветом- земли где преобладали албанофоны: https://zsgiannina.g...que-d-Epire.jpg В общем говоря, если считать чамами все албанское по самосознанию население Эпира (включая и Северный Эпир, которым Греция тоже трижды временно владела), то чамов получится в разы больше, чем если чамами признавать только жителей Феспротии. Греческие переписи населения, считавшие чамами только жителей Феспротии, показывали в Межвоенный период их численность между 17,5 и 27,5 тысячами человек. Третий вопрос возникает, когда албанская и турецкая пропаганда (эти данные приводятся например в англоязычной Википедии, в статье о чамах и Чамурье) описывает число чамов в Албании как 120 - 240 тысяч человек, в Турции как 80 - 100 тысяч человек, в Греции как 40 тысяч человек и так далее. Понятно, что эти цифры не могут относиться к чамам в узком смысле - их столько просто не может быть. Эти цифры касаются всего бывшего албансеого населения Эпира, бежавшего оттуда, а такжеипоныне проживающего в Северном Эпире (входящем в состав Албании и сегодня). #5Отправлено 29.11.2021 - 00:14 AM
Ну, википедия иногда чудит, да. Как вам вот такое: https://en.wikipedia...lbanian_dialect
То есть, откуда-то инфа о 40 тысячах православных чамах (в Греции или вообще?), но если они в Греции, то может уже греки? #6Отправлено 29.11.2021 - 00:19 AM 1. Первый вопрос я не понял. Я не лингвист - что мне в этой статье комментировать? И Википедия в данном случае не чужие. Просто берет максимальные границы Чамерии.Ну, википедия иногда чудит, да. Как вам вот такое: https://en.wikipedia...lbanian_dialect 2. Это греки-арваниты. А в "чамы" их видимо записали по их диалекту. Греки 19 века были в основном греками-ромеями. Это много языки конгломерат. Вплоть до турецкого и татарского. Количество пользователей, читающих эту тему: 00 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных |