←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Культ Великой Богини на спиралях фестского...

Фотография Darius Darius 07.09 2021

Есть прекрасная версия объясняющая "загадку" этих дисков. Гончар, изготовил их как игрушки для своей дочери.

Версия интересная, но, на мой взгляд, довольно спорная. Наличие на обеих сторонах диска упомянутых одинаковое количество раз универсальных знаков 6 (божество), 13 (кипарис), 18 (мотыга), 37 (папирус), 40 (барабаны) и знаков, которые значительно превосходят аналогичное количество на других сторонах – 2 (курет) (14 на стороне А и 5 - на стороне Б), 12 (щит) (15-2), 7 (сосуд в виде женской груди) (3-15) может указывать на ключевые действия или этапы церемонии, в т.ч на то, что значительное преобладание системообразующих знаков 2 и 12  на стороне А указывает на шествие служителей культа Великой Богини во внутренних, закрытых для непосвященных дворах, в то время как знак 7 указывает на совершение массовых возлияний в честь Великой Богини во внешнем дворе, где участвовали рядовые общинники. К наиболее распространенным знакам (встречается более 10 раз) можно отнести знаки 2 (курет – 19 раз), 7 (сосуд – 18), 12 (щит – 17), 18 (мотыга – 10), 23 (колонна – 11), 27 (шкура – 14), 29 (козленок – 11), 35 (платан – 18). Сама типология и последовательность, группировка знаков указывает, что элемента случайного нет. И если это сакральный предмет (что видно и по форме, и по содержанию знаков, в чем у меня нет сомнений), то он, являясь уникальным в своем роде, может фиксировать именно сущность древнего эгейского культа, который я связываю с почитанием Великой богини  и, возможно, церемонией "священного брака" накануне нового посевного года, вернее, шествия во внешнем дворе общинников, предшествующей ей.

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 07.09 2021

В системе административного управления Критской державы и на самом Крите, и в заморских владениях ответственные посты занимали, как видно из сообщений античной традиции, представители правившего в Кноссе царского рода.

Тут неясно сколько в этом легендарного, искажённого со временем. Хорошо бы минойские документы почитать, но с этим, как понимаю, трудности.)
 

Ответить

Фотография Darius Darius 07.09 2021

Тут неясно сколько в этом легендарного, искажённого со временем. Хорошо бы минойские документы почитать, но с этим, как понимаю, трудности.)  

Не думаю, что система минойского управления принципиально отличалась от микенской. Вероятно, мы имеем дело с полнокровным заимствованием накопленного опыта минойцев, в т.ч и в области культовой практики. Обнаружение печатей с изображением Великой богини в шахтовых могилах тому свидетельство. 

Ответить

Фотография Darius Darius 22.08 2022

Относительно связей ахейской Греции с Критом, Фрумарк делает вывод о том, что несмотря на наличие критского импорта в Асину, на Эгину и на Киферу, керамика материка остается почти не затронутой минойским декоративным стилем. По видимому, связи с Критом в первой трети II тыс до н.э не были ни широкими, ни глубокими. Перелом происходит в нач. ПЭI, приблизительно на рубеже XVII-XVIвв до н.э. В XVIв до н.э микенские гончары более широко используют кикладские мотивы. Гораздо большее воздействие оказывает в это время и Крит, ввозивший значительное количество своих изделий. В керамике ахейской Греции появляются критские мотивы. Эта новая волна культурного влияния долгое время истолковывалось как свидетельство несомненного политического господства Крита, причем Эванс предполагал полное подчинение материка, тогда как Пендлбери считал возможным отношения ахейских династов к владыкам Крита определить как вассальные. Блеген поставил вопрос о том, чтьо материковая культура лишь до определенного момента впитывала в себя критские традиции, а затем, обогащенная ими она стала доминировать над минойской.… нет оснований говорить о полной миноизации ахейской культуры,... совершенно неправильно говорить о культуре Греции в XVI-XIIIвв до н.э как ответвлении критской цивилизации (стр. 73)

Население Кикладских островов явилось той средой, откуда материковае ахеяне почерпнули некоторые элементы культуры, причем не только местной кикладской, но и минойской, с Крита. Анализ росписи ахейской материковой  керамики позволил прийти к заключению, что между Грецией и Критом до конца СЭ периода, т.е до начала XVIв до н.э не было прямых связей. Аналогичное наблюдение сделал Блеген на основании исключительной редкости находок СЭ керамики на самом Крите. Это обстоятельство навело на мысль, что в это время между материком и Критом были непостоянные и враждебные отношения (стр. 153) Т.В. Блаватская. Ахейская Греция во II тыс до н.э. М. Наука, 1966

Ответить

Фотография Darius Darius 22.08 2022

Что касается линейного письма А - оно не дешифровано. В связи с его сходством с линейным письмом Б, считается что читать эти тексты (то есть озвучивать их) мы более или менее умеем. Но не понимаем.

 Оценка соотношения критской иероглифики и линейного А (даже если четверть или треть репертуара знаков демонстрирует очевидное сходство) оказывается в высшей степени затруднительной по причине исключительной редкости свидетельств, предшествующих 1700г до н.э, времени, когда мы находим обе системы окончательно сформировавшимися и в действии. Существует гипотеза, что эти две письменности не передавали один и тот же язык (обнаружены в хранилище Маллии одновременно). Обнаружение критской иероглифики за пределами изолированных документов и оттисках печатей более неизвестно. Линейное А довольно широко засвидетельствовано на Крите. Его следы находят на о. Кифера, Кеос, Мелос, Фера и даже на материке —  в Агиа-Стефанос (Лаконика) и Тиринфе (Арголида). То, что известно об истории заселения Крита, заставляет нас склоняться к мысли об анатолийском происхождении языка минойской письменности (стр. 112). Критское иероглифическое письмо, известное по печатям, вероятно, служило «талисманным» или «религиозным» целям.

Критские письменности IIтыс до н.э (с их ответвлением в I тыс до н.э) на Кипре) представляет собой феномен, довольно редкий в истории письменности: неизвестны их предки и они не оставили потомков (стр. 117) Ж.-П. Оливье. Критские письменности II тыс. до н.э. /Вестник Древней истории. №4. Москва. Наука. 1994. стр 109-120/

Ответить