←  История кораблестроения и вооружений

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Устройство корабля 18 века.

Фотография Новобранец Новобранец 15.03 2023

Познавательное и подробное видео. Жаль на англицком.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 15.03 2023

Устройство и снаряжение военного корабля XVIII века

 

При подготовке корабля к плаванию его предварительно снаряжали, загружая различными припасами и продовольствием. В первую очередь грузили чугунный балласт в виде брусков весом 8 и 2,4 пуда. Чугунные бруски укладывали, плотно прижимая друг к другу, - от одного борта к другому. Наибольшее число брусков размещалось в центре тяжести судна - в районе грот-мачты.

 

Сечение корпуса военного парусного судна. XVIII в.

sechenie_parusnogo_sudna.JPG


Для того чтобы балласт не перекатывался из стороны в сторону, поверх чугунного балласта засыпали мелкий камень. Затем на балласт ставили пустые бочки для воды. Нижний ряд бочек, самых крупных по величине, до половины зарывали в каменный балласт, плотно приставляя друг к другу. После того как был уложен нижний слой (лаг) бочек, их, начиная со средней, наполняли водой из шланга.

На нижний лаг помещали средний лаг бочек меньшего размера. После заполнения этих бочек укладывали самые маленькие бочки верхнего лага. При укладке над бочками оставляли пространство около одного метра, для того чтобы матросы могли работать в трюме.
Пустоты между бочками среднего и верхнего лагов балластом не засыпали, а заполняли дровами. Эта часть трюма называлась водным трюмом. В некоторых бочках трюма хранилась провизия - вино, масло, солонина.

 

Около грот-мачты были установлены помпы, которые откачивали за борт воду, скопившуюся на дне трюма. Вокруг грот-мачты сооружали специальный ящик, который назывался льяло или вель. Он шел до самого днища, до нижнего дека, и предохранял помпы от засорения и повреждений.

 

На расстоянии 1,9 м под нижней палубой делали помост, который назывался кубриком. Он занимал всю ширину корабля. В кубрике размещался весь сухой провиант: кули с мукой, солью, крупой. Там же хранилось все хозяйство кока: кастрюли, тарелки, котлы, чарки, весы.

 

Трюм - пространство под кубриком - делился поперечными переборками на ряд отсеков. В центральной части судна, как мы уже упоминали, был водяной трюм. В носу и корме находились крюйт-камеры для хранения пороха. Носовая крюйт-камера называлась большой, а кормовая - малой.

 

Бочки с порохом укладывали на стеллажах. Внутри крюйт-камеры было специально отведенное место для насыпки пороха в картузы. Перед кормовой крюйт-камерой размещались капитанский и офицерский погреба, в которых хранили провизию. Дно этих погребов засыпали песком, а в самих погребах имелись специальные отделения для бомб и гранат. Над крюйт-камерами раскладывались артиллерийские принадлежности: роги, кокоры, кожи и зажигательные Трубки. Рядом, около выхода из крюйт-камеры, устраивали каюты шкиперов, где хранились парусина, тенты, парусные нитки, лини, свалки, молотки и другие судовые принадлежности.

 

Вдоль бортов кубрика шли свободные проходы - галереи. Ими пользовались корабельные плотники и конопатчики для заделки пробоин во время битвы. Средняя же часть кубрика предназначалась для больных и раненых. На нижней палубе, ближе к носовой части, жили матросы, канониры и солдаты. Здесь же находились якорные клюзы, а в месте втягивания якорных канатов располагался клюз- бак.

 

Переборки клюзбака доходили до нижнего края клюза. Клюзбак был хорошо проконопачен и просмолен и имел шпигаты для стока воды, а предназначался он для того, чтобы при выборке (подъеме) якоря вода не растекалась по судну.

 

За грот-мачтой располагалась каюта, отведенная для артиллерийских офицеров и штурманов. С ней соседствовала корабельная канцелярия, а неподалеку хранилось абордажное оружие: мушкетоны, пистолеты, пики и т. д. Для хранения ружей было отведено специальное место перед бизань-мачтой.

 

Между грот- и бизань-мачтами обычно находился большой шпиль. Один барабан этого шпиля был на первой, а другой - на второй батарейной палубе. На верхней палубе между фок- и грот-мачтами размещался малый шпиль. Большой шпиль предназначался для выборки якорей, а малый - для подъема тяжестей.

 

На малой палубе, или опер-деке, в кормовой части корабля располагалась кают-компания, которую занимали капитан-лейтенанты и лейтенанты. Под шканцами проживали мичманы и гардемарины. Каюта по правому борту отводилась для судового священника - должность, до сих пор сохранившаяся во флотах некоторых стран. В носовой части под баком находился камбуз, впереди него с одного борта - судовой лазарет, а с другого крепился фитиль. Рядом с фитилем обязательно - береженого Бог бережет! - стояла бочка с водой. Во время плавания на верхней палубе между малым и большим шпилями имелись загородки и клетки для живности, которая скрашивала скудный матросский рацион: кур, гусей, свиней, телят.

 

От грот-мачты начинались шканцы, или квартердек, простиравшийся до самой кормы. На шканцах устанавливали судовой компас - нактоуз. Между фок- и грот-мачтами на верхней палубе находились ростры - подставки для шлюпок и запасного рангоута. По обеим сторонам шли проходы - шкафуты. В самой корме располагалась капитанская каюта.

Вокруг всего корабля по бортам натягивали сетки. В них хранились в свернутом состоянии койки и личные вещи команды в сундуках. Во время боя они защищали личный состав от картечи и пуль врага.

 

Размещение орудия на корабле

 

orudie.JPG


Немного о том, как размещалось на корабле артиллерийское вооружение. Самое тяжелое орудие устанавливали на нижней палубе, или гондеке, пушки среднего калибра - на верхней палубе, а самые легкие орудия были на баке и шканцах. Пушки устанавливались на лафеты и крепились к бортам толстыми просмоленными канатами, соединенными с бортовыми рымами (кольцами). Под лафетами лежали артиллерийские принадлежности: ломы и ганшпуги, а под пушками - банники,прибойники и пыжевники.

 

Крепление орудия по-походному

 

kreplenie_orudija.JPG


Ганшпуги представляли собой деревянные рычаги для изменения прицела пушек при стрельбе. Прибойник служил для досылания заряда, пыжев- ник (похожий на штопор) - для удаления остатков пыжа, а банник (в виде ерша) - для чистки каналов ствола. Часть ядер укладывали рядом с пушкой в кранцах - кольцах из толстого троса, не позволявших ядрам раскатываться по палубе.

 

Пушка на лафете

 

pushka.JPG


Чтобы защитить палубу от повреждений, под ядра «подстилали» деревянные подушки с выемками. Другая часть ядер находилась в центре палубы и вокруг люков, а хранили ядра в ящиках, установленных в трюме около грот-мачты.

 

Развитие парусников (sea-library.ru)

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 16.03 2023

для чистки каналов ствола

почему множественное число?

они ведь не были нарезными

 

 

и ещё странно , что понадобился чугун для тяжести


Сообщение отредактировал stan4420: 16.03.2023 - 03:12 AM
Ответить

Фотография Ученый Ученый 16.03 2023

почему множественное число?

Это наверное опечатка.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 16.03 2023

и ещё странно , что понадобился чугун для тяжести

Прежде чем, отправить корабль в море, ему нужно было дать хорошую устойчивость на воде, а так же, во время шторма. Для этого, на дно корабля помещали балласт.

 

 

  • Чугуний — самый тяжёлый из железов  :)

 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 16.03 2023

Грузовой трюм

 

8636045.jpg

Ответить

Фотография BKR BKR 16.03 2023

<p>

и ещё странно , что понадобился чугун для тяжести

Прежде чем, отправить корабль в море, ему нужно было дать хорошую устойчивость на воде, а так же, во время шторма. Для этого, на дно корабля помещали балласт.

  • Чугуний — самый тяжёлый из железов :)

Для любого парусника важен не балласт, а баланс.
Между центром тяжести, центром парусности и центром бокового сопротивления корпуса.
Смещение этого баланса — заставляет парусник двигаться в нужном направлении.
Для этого даже руль не всегда бывает нужен.
Это первое, самое главное правило для парусников.

Парусник с правильным балансом — хорошо сбалансированный по этим трем параметрам (корпус, балласт, паруса). Это хороший конструктив и его исполнение, а также хорошая настройка (балластом, парусами и др.).

Есть парусники, у которых центр тяжести — выше ватерлинии.
Кмк, с них проще всего и лучше всего начинать обучение парусному делу.
Хотя это самые сложные в обучении и управлении парусники.
В этом сразу убеждается любой новичок (первые дни ты будешь больше в воде, чем плыть под парусом).
Но уж если научишься управлять такими — тогда ты будешь понимать парус на уровне инстинктов.
На любом паруснике, без разницы.
Хоть древний фрегат или драккар, хоть спортивный швертбот или самая современная океанская яхта.
Ответить

Фотография Ученый Ученый 16.03 2023

Почему шотландцы не допускали присутствие в балласте белых камней? Потому что белый цвет у католиков считается – цветом девственности и святости. И, конечно, им не нравилось, когда такой «оцерковленный» цвет осквернялся в виде камней в грязном, вонючем трюме. Тем более, считалось святотатством иметь камни с кладбища, самого опасного места, где живёт различная нечисть и враждебные призраки.

Каланов Н. Балласт — За тех, кто в море! (voenflot.ru)

 

Шотландцы вообще-то не католики, а пресвитериане (кальвинисты).

Ответить

Фотография Ученый Ученый 16.03 2023

Балласт в трюме корабля

 

stroenie_sudna.jpg

Ответить

Фотография Новобранец Новобранец 16.03 2023

 

почему множественное число?

Это наверное опечатка.

 

Нет. Рискну предположить, что имелись в виду два канала. Один, собственно, дуло, второй - канал затравника.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 16.03 2023

 

 

почему множественное число?

Это наверное опечатка.

 

Нет. Рискну предположить, что имелись в виду два канала. Один, собственно, дуло, второй - канал затравника.

 

Возможно, хотя не было специального инструмента для чистки запального отверстия

 

1655568390143513333.jpg

16555673131957301.jpg

Ответить

Фотография BKR BKR 16.03 2023

Почему шотландцы не допускали присутствие в балласте белых камней? Потому что белый цвет у католиков считается – цветом девственности и святости. И, конечно, им не нравилось, когда такой «оцерковленный» цвет осквернялся в виде камней в грязном, вонючем трюме. Тем более, считалось святотатством иметь камни с кладбища, самого опасного места, где живёт различная нечисть и враждебные призраки.
Каланов Н. Балласт — За тех, кто в море! (voenflot.ru)

Шотландцы вообще-то не католики, а пресвитериане (кальвинисты).

Скорее действительно, чтоб не воровали камни с кладбищь, со строек и с изгородей земельных участков (Британия почти вся в таких изгородях).

Кмк, достаточно разок подплыть к берегам Великобритании со стороны Франции, чтоб понять, почему появился этот термин "Альбион" (белый). Там один белый известняк, подымается из моря. Хотя в другой части Британии - есть и выходы вулканических пород, иногда оригинального вида.
Ответить

Фотография Ученый Ученый 16.03 2023

У моряков много разных суеверий.

 

Приведем несколько поверий, которые русские моряки соблюдают инстинктивно, в силу обычая: нельзя закуривать трем лицам от одной и той же спички - один из прикуривших обязательно скоро умрет; нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм; поскреби мачту, если, лежа в штиле, хочешь ветра. Адмирал Коломейцов указал еще на одно поверье. Во время штиля, чтобы получить ветер, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая... Вскоре паруса наполнялись ветром.

 

Суеверия и приметы у моряков (seaman-sea.ru)

Ответить

Фотография BKR BKR 16.03 2023

У моряков много разных суеверий

Это раньше было. Кмк, сейчас суеверий нет, но одно правило осталось (для небольших парусников и мотояхт).

Вообще, последние ~50 лет сильно изменили флот, особенно парусный. Я еще успел застать преподавание основ навигации по звездам. А потом этого не стало, кажется ни в одной программе подготовки и в тестах, даже у яхтенных капитанов (для океана).
Ответить

Фотография Ученый Ученый 16.03 2023

 

У моряков много разных суеверий


Это раньше было. Кмк, сейчас суеверий нет, но одно правило осталось (для небольших парусников и мотояхт).

 

Ну так и тема про 18 век.

Ответить

Фотография Новобранец Новобранец 16.03 2023

 

У моряков много разных суеверий

Это раньше было. Кмк, сейчас суеверий нет, но одно правило осталось (для небольших парусников и мотояхт).

Вообще, последние ~50 лет сильно изменили флот, особенно парусный. Я еще успел застать преподавание основ навигации по звездам. А потом этого не стало, кажется ни в одной программе подготовки и в тестах, даже у яхтенных капитанов (для океана).

 

Есть. Свистеть на палубе до сих пор плохая примета, равно как и плевать за борт или на палубу, прикуривать втроём от одной спички тоже до сих пор сохранилось. Хотя иногда и одного достаточно, снайперы нонче ушлые. 

Ответить

Фотография BKR BKR 16.03 2023

Свистеть на палубе до сих пор плохая примета...

Свистки:

5F9466B1-AF1B-45AC-93AF-088B7D61BB7F.jpeg

FF00777F-5D94-4782-B32B-56B5B446A052.jpeg
Ответить

Фотография Новобранец Новобранец 16.03 2023

 

Свистеть на палубе до сих пор плохая примета...

Свистки:

Боцманские дудка и свисток сигнальный. Это к другому процессу.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 16.03 2023

Балласт в трюме корабля

я просто удивлён, что он есть

без него выходит корабль был бы неустойчив?

выходит, конструкция неоптимальна?

 

ведь без него на свободное место можно было бы взять полезный груз

а если не взять - то можно было бы идти просто быстрее

Ответить

Фотография Ученый Ученый 16.03 2023

 

Балласт в трюме корабля

я просто удивлён, что он есть

без него выходит корабль был бы неустойчив?

выходит, конструкция неоптимальна?

 

ведь без него на свободное место можно было бы взять полезный груз

а если не взять - то можно было бы идти просто быстрее

 

Даже в современных кораблях есть балласт. Обычно в качестве балласта используются бочки или отсеки с забортовой водой. 

Ответить