Айнская мифология
andy4675
26.11 2021
https://ru.wikipedia...Мифология_айнов
На сайте Гаршина, посвящённом лингвистике:
http://www.garshin.r...yths/index.html
Айнская мифология на Пикабу:
https://www.google.c...857936?view=amp
Осипова, Волшебные сказки страны айнов:
http://www.icrap.org...sipova12-1.html
“В мире мифов и легенд”, В. Н. Синельченко, М. Б. Петров:
https://miuki.info/2...fologiya-ajnov/
Айны Японии, Курил и Сахалина, и мифы об их происхождении:
https://sites.google...jna-naroda-ajnu
История и легенды айнов (чей ареал расселения некогда охватывал все Японские острова и Южную Камчатку):
https://www.vokrugsv...s/article/2877/
Ололо
25.12 2021
На пикабу слишком многое выдумано. Много несостыковок с английской педивикией.
kmet 25.12 2021
Википедия:
https://ru.wikipedia...Мифология_айнов
На сайте Гаршина, посвящённом лингвистике:
http://www.garshin.r...yths/index.html
Айнская мифология на Пикабу:
https://www.google.c...857936?view=amp
Осипова, Волшебные сказки страны айнов:
http://www.icrap.org...sipova12-1.html
“В мире мифов и легенд”, В. Н. Синельченко, М. Б. Петров:
https://miuki.info/2...fologiya-ajnov/
Айны Японии, Курил и Сахалина, и мифы об их происхождении:
https://sites.google...jna-naroda-ajnu
История и легенды айнов (чей ареал расселения некогда охватывал все Японские острова и Южную Камчатку):
https://www.vokrugsv...s/article/2877/
Вы считаете, что нормально открывать тему, перечислив набор ссылок?
Что, будем обсуждать? Правильно ли ссылки подобраны?
ИМХО, некогда или лень писать текст темы - так лучше ее вообще не открывать таким способом, будет она мертворожденной.
andy4675
26.12 2021
Ventrell
26.12 2021
чей ареал расселения некогда охватывал все Японские острова и Южную Камчатку
На севере Хонсю вроде были (или родственный айну народ), южнее непонятно. А так мне кажется интересной версия на англовики, что сахалинские диалекты айну противопоставлены хоккайдо-курильским. Может, это вообще какая-то языковая экспансия с Сахалина была в постдзёмонские времена, кто знает...
andy4675
26.12 2021
"известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки — о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики".
https://ru.wikipedia...a.org/wiki/Айны
Даже в 19 веке айну ещё оставались частично южнее Хонсю, а Хонсю населяли на всем его пространстве, а не только в северной его части:
https://ru.wikipedia...nse_of_Ainu.png
Что касается диалектологии, то вы не к тому обращаетесь. Я не лингвист. Я думаю вы об этом знали заведомо.
Ололо
26.12 2021
Стойте, стойте - вы же понимаете, что Айну ИЗОЛЯТЫ?
А по ссылкам полным-полно бреда всякого.
Хотя....
Тут есть специалист, кто скажет, что правда, а что нет? Мне для фэндома надо.
andy4675
26.12 2021
Так что там с айнской мифологией, когда сам народ исчезает в Японии.
Они не только в Японии исчезают. Они ещё и в России исчезли полностью.
Ventrell
26.12 2021
Айну были на всех Японских островах, вовсе не только на Хонсю.
Это из посыла, что дзёмон=айну. Но сам посыл 1 культура\культурно-историческая общность = 1 язык\1 языковая группа\семья - верен ли?
Вы в английскую википедию глядите: https://en.wikipedia.../Ainu_languages
Как видите, были ли достоверные айну на Кюсю, Сикоку, в ближайших к ним регионах Хонсю - неизвестно.
Пока можно предположить, что там могли быть какие-то иные люди до приплытия японо-рюкюсцев.
Язык многое решает - айну без языка айну не могут быть, я думаю. Нет следов языка айну - нет айну.
Что ещё делает айну айну? И может ли быть прямая этническая преемственность со времён Дзёмона по всему архипелагу?
То есть, айну за 10 тысяч лет не менялись? А были вообще айну 10 тысяч лет? Когда возникли как этнос?
Может, айну в современном этническом смысле вообще не сильно древнее японского этноса? Откуда можно это узнать?
Конечно, например, можно предположить ещё, что в древней западной Японии были какие-то неайнуязычные айну, но это как-то дичь, доказательств не вижу. Что это за древние айну, которые могли бы говорить не на айну, при этом неизвестно на каком языке вообще. Разноязычие в этномассиве должно как-то верифицироваться, а не с бухты-барахты постулироваться.
Извиняюсь за неизжитый до конца лингвоцентризм.(
andy4675
27.12 2021
Тем не менее, та же Вики отмечает (очевидно с опорой на работы лингвистов) глубину айнускую топонимику по всем Японским островам. Это означает, что так или иначе жили они на всем протяжении Японских островов, а вовсе не только на севере Хоккайдо.
andy4675
27.12 2021
Мифы айну.
Айну это коренные население Японии. Ныне они живут в основном на Хоккайдо. Цивилизационно они родственны другим охотникам и собираться Северо-тихоокеанского региона, как например инуитам (эскимосам) Аляски и чукча Сибири, особенно в связи с культом духов и естественного мира природы. Мифология айну основана на устных традициях.
Песни богов.
Песни богов (камуи юкар) повествуют о взаимовоздействии богов и людей. Боги считаются антропоморфными, но зачастую они являются в мифах в зооморфном обличье, как например в облике медведя или кита-убийцы.
Напевая песни богов, люди (айну) могут контактировать с духами (камуи), с которыми они делят мир природы. Камуи юкар распадается от первого лица, будто от имени самих богов - такого рода повествования встречаются лишь у айну. Ьоги также могут разговаривать через женщин-шаманов, когда последние пребывают в состоянии экстаза.
Умиротворение богов.
В анимистической религии айну, кит-убийца (Репун Камуи) контролирует рыбу, а медведь (Кимун Камуи) контролирует птиц и животных леса. Боги посещают мир людей нередко принимая облик животных, чтобы вступить с ними в контакт, обменивай дар возможности превращения в животное на вино, еду и священные деревянные искусные изделия, высоко ценимые в мире богов.
Отправка духов.
Одна из Камуи юкар - "Песня одного медведя". В ней повествуется, как бог горы, Кимун камуи, следует за своей женой в мир людей, с их дитем за спиной. Его голое тело было убито ядовитой стрелой охотника, однако сам бог запрыгнул на спину другого охотника, и таким образом прибыл в человеческое село, где они хорошо приняли его, и принесли ему дары. Его дитя осталось там для прохождения ритуала ийоманье - это ритуал, в ходе которого дух божества-посетителя отправляется обратно на небо. В ходе этого ритуала, медвежат выращивают, чтобы их убили и съели в ходе зимнего ритуального праздника, в конце которого бог отправляется обратно нагруженный дарами, как например саке, лососями и лепешками. Бог удовлетворяется видом праздника, поскольку он видит айну танцующими, и слышит их распевающими Камуи юкар. Сельчане прерывают последнюю песню посередине, чтобы в будущем бог вернулся чтобы дослушать окончание начатого рассказа.
Священный огонь.
Богиня огня Фуки очень важна для ритуалов айну, поскольку считается, что она переносит мольбы людей богам в тот момент, когда происходит возлияние вина в огонь. Один миф повествует, что Фуки принимала участие в магическом конкурсе с богиней воды, которая украла у неё мужа. Фуки одержала верх, и муж к ней вернулся, чтобы отныне спокойно сидеть перед её очагом.
-----------------------
Медведь - традиционная цель охотников-айну. Каждая сторона охоты имеет глубокий духовный смысл для айну.
Традиционно, мужчины айну имеют длинные бороды, а их женщин украшает татуаж.
Айну верят, что их души взойдут на Землю Богов.
Ventrell
27.12 2021
Это означает, что так или иначе жили они на всем протяжении Японских островов, а вовсе не только на севере Хоккайдо.
Может и так, но надо покопаться, почему англовики не видит следов айну на западе Японии. Как вариант возможный - есть популярное мнение, что в древней Японии были и австронезийцы (не знаю насколько доказано) - возможно, австронезийцы ассимилировали айну на западе Японии, а потом их в свою очередь ассимилировали протояпонцы, поэтому и нет достоверных лингвистических следов айну там.
neoxine
27.12 2021
Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.
Только несколько представителей айну смогли остаться на юге Сахалина, в СССР, после II Мировой войны. Более 90 % были депортированы в Японию, а том числе и потому, что советское командование не решилось оставить на советской территории представителей айну, многие из которых уже носили японские имена.
Притеснение айну происходило как со стороны Японии, так и со стороны России. Во времена царского режима айну было запрещено идентифицировать себя таковыми, в то время как японцы заявляли, что все местности, где обитали или обитают айны, являются частью Японии. Термины «Куриль», «Камчатские Куриль» и пр. использовались для обозначения этнических групп. В советское время люди с айнскими фамилиями высылались в ГУЛАГ и трудовые лагеря, так как считались японцами. В итоге большое количество айнов поменяли свои фамилии на славянские.
7 февраля 1953 года начальник Управления Уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. К. Омельченко запретил прессе публиковать любую информацию о проживании айнов на территории СССР. Через 20 лет приказ был отменён[14].
https://ru.wikipedia...i/Айны_в_России
Интересно, что самыми волосатыми признаны португальцы и айны.