←  История религий, мифология

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Айнская мифология

Фотография andy4675 andy4675 26.11 2021

Википедия:

https://ru.wikipedia...Мифология_айнов

На сайте Гаршина, посвящённом лингвистике:

http://www.garshin.r...yths/index.html

Айнская мифология на Пикабу:

https://www.google.c...857936?view=amp

Осипова, Волшебные сказки страны айнов:

http://www.icrap.org...sipova12-1.html

“В мире мифов и легенд”, В. Н. Синельченко, М. Б. Петров:

https://miuki.info/2...fologiya-ajnov/

Айны Японии, Курил и Сахалина, и мифы об их происхождении:

https://sites.google...jna-naroda-ajnu

История и легенды айнов (чей ареал расселения некогда охватывал все Японские острова и Южную Камчатку):

https://www.vokrugsv...s/article/2877/
Ответить

Фотография Ололо Ололо 25.12 2021

На пикабу слишком многое выдумано. Много несостыковок с английской педивикией.

Ответить

Фотография kmet kmet 25.12 2021

Википедия:

https://ru.wikipedia...Мифология_айнов

На сайте Гаршина, посвящённом лингвистике:

http://www.garshin.r...yths/index.html

Айнская мифология на Пикабу:

https://www.google.c...857936?view=amp

Осипова, Волшебные сказки страны айнов:

http://www.icrap.org...sipova12-1.html

“В мире мифов и легенд”, В. Н. Синельченко, М. Б. Петров:

https://miuki.info/2...fologiya-ajnov/

Айны Японии, Курил и Сахалина, и мифы об их происхождении:

https://sites.google...jna-naroda-ajnu

История и легенды айнов (чей ареал расселения некогда охватывал все Японские острова и Южную Камчатку):

https://www.vokrugsv...s/article/2877/

Вы считаете, что нормально открывать тему, перечислив набор ссылок?

Что, будем обсуждать? Правильно ли ссылки подобраны?

 

ИМХО, некогда или лень писать текст темы - так лучше ее вообще не открывать таким способом, будет она мертворожденной.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 26.12 2021

А вы считаете нормальным встревать в обсуждение, не имея что сказать по сути? То, чему посвящена тема - заявлено в её названии. Ссылки, проводимые в названии даны лишь для затравки, не более. И эта тема, как и многие другие, посвящена не столько обсуждению задаваемые вопросов - тем более с дилетанта (которых на форуме 99 процентов), сколько сбору информации (то есть матчасти вопроса) в одном, легко находимом месте. В целом же, данная конкретная тема, как мне кажется, вполне могла бы охватить вопросы не только конкретно мифологии айнов, но и в целом проблему коренного народа Японских островов, Курильских островов, Сахалина и Южной Камчатки - айнов. Их истории. А может быть и вообще здесь можно коснуться проблематики коренных народов Сибири и Дальнего Востока. То есть тема может быть обозначена и иначе: Этнография айнов (но буква Э в названии темы стала бы проблемой, и я предпочёл слово Мифология, тем более что лично мне наиболее интересная именно она). Хотя конкретно от вас в этой теме я особой активности не ожидаю. Я не думаю, что вы имеете сколько-нибудь значимую или существенную информацию об айнах, или обладаете компетенцией. Думаю, что вам просто делать нечего, вот и встреваете со своими "ценными" указаниям и видением мира туда куда вас не звали. Как по мне - если не знаете ничего по задеваемым вопросам - лучше старайтесь избегать комментировать поднимаемые вопросы. Обсуждение вопроса возможно, но от дилетанта узнать что-либо новое в этой и подобных ей темах я не ожидаю.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 26.12 2021

чей ареал расселения некогда охватывал все Японские острова и Южную Камчатку

На севере Хонсю вроде были (или родственный айну народ), южнее непонятно. А так мне кажется интересной версия на англовики, что сахалинские диалекты айну противопоставлены хоккайдо-курильским. Может, это вообще какая-то языковая экспансия с Сахалина была в постдзёмонские времена, кто знает...

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 26.12 2021

С чего вы взяли? Айну были на всех Японских островах, вовсе не только на Хонсю. Русскоязычная Википедия пишет:

"известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки — о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики".

https://ru.wikipedia...a.org/wiki/Айны

Даже в 19 веке айну ещё оставались частично южнее Хонсю, а Хонсю населяли на всем его пространстве, а не только в северной его части:

https://ru.wikipedia...nse_of_Ainu.png

Что касается диалектологии, то вы не к тому обращаетесь. Я не лингвист. Я думаю вы об этом знали заведомо.
Ответить

Фотография Ололо Ололо 26.12 2021

Стойте, стойте - вы же понимаете, что Айну ИЗОЛЯТЫ?

 

А по ссылкам полным-полно бреда всякого.

 

Хотя....

 

Тут есть специалист, кто скажет, что правда, а что нет? Мне для фэндома надо.

Ответить

Фотография neoxine neoxine 26.12 2021

Так что там с айнской мифологией, когда сам народ исчезает в Японии.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 26.12 2021

Так что там с айнской мифологией, когда сам народ исчезает в Японии.


Они не только в Японии исчезают. Они ещё и в России исчезли полностью.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 26.12 2021

Айну были на всех Японских островах, вовсе не только на Хонсю.

Это из посыла, что дзёмон=айну. Но сам посыл 1 культура\культурно-историческая общность = 1 язык\1 языковая группа\семья - верен ли?

Вы в английскую википедию глядите: https://en.wikipedia.../Ainu_languages

Historical_expanse_of_Ainu.png

Как видите, были ли достоверные айну на Кюсю, Сикоку, в ближайших к ним регионах Хонсю - неизвестно.

Пока можно предположить, что там могли быть какие-то иные люди до приплытия японо-рюкюсцев.

Язык многое решает - айну без языка айну не могут быть, я думаю. Нет следов языка айну - нет айну.

Что ещё делает айну айну? И может ли быть прямая этническая преемственность со времён Дзёмона по всему архипелагу?

То есть, айну за 10 тысяч лет не менялись? А были вообще айну 10 тысяч лет? Когда возникли как этнос?

Может, айну в современном этническом смысле вообще не сильно древнее японского этноса? Откуда можно это узнать?

 

Конечно, например, можно предположить ещё, что в древней западной Японии были какие-то неайнуязычные айну, но это как-то дичь, доказательств не вижу. Что это за древние айну, которые могли бы говорить не на айну, при этом неизвестно на каком языке вообще. Разноязычие в этномассиве должно как-то верифицироваться, а не с бухты-барахты постулироваться.

Извиняюсь за неизжитый до конца лингвоцентризм.(
 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 27.12 2021

Я думаю, что "айну" 13 тысяч лет назад, о которых говорит русскоязычная Википедия не были айнуязычны. Почему тогда они именно айну? Как всегда. Потому что нет следов внешних вторжений, зато есть прослеживаемое мирное предметов и взаимосвязь локальных культур, отмечаемая археологами.

Тем не менее, та же Вики отмечает (очевидно с опорой на работы лингвистов) глубину айнускую топонимику по всем Японским островам. Это означает, что так или иначе жили они на всем протяжении Японских островов, а вовсе не только на севере Хоккайдо.
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 27.12 2021

Филипп Уилкинсон и Нейл Филипп, Дорлинг Киндерслей, "Всемирная мифология" (на английском языке, перевод на греческий), 2009 год:

Мифы айну.

Айну это коренные население Японии. Ныне они живут в основном на Хоккайдо. Цивилизационно они родственны другим охотникам и собираться Северо-тихоокеанского региона, как например инуитам (эскимосам) Аляски и чукча Сибири, особенно в связи с культом духов и естественного мира природы. Мифология айну основана на устных традициях.

Песни богов.

Песни богов (камуи юкар) повествуют о взаимовоздействии богов и людей. Боги считаются антропоморфными, но зачастую они являются в мифах в зооморфном обличье, как например в облике медведя или кита-убийцы.

Напевая песни богов, люди (айну) могут контактировать с духами (камуи), с которыми они делят мир природы. Камуи юкар распадается от первого лица, будто от имени самих богов - такого рода повествования встречаются лишь у айну. Ьоги также могут разговаривать через женщин-шаманов, когда последние пребывают в состоянии экстаза.

Умиротворение богов.

В анимистической религии айну, кит-убийца (Репун Камуи) контролирует рыбу, а медведь (Кимун Камуи) контролирует птиц и животных леса. Боги посещают мир людей нередко принимая облик животных, чтобы вступить с ними в контакт, обменивай дар возможности превращения в животное на вино, еду и священные деревянные искусные изделия, высоко ценимые в мире богов.

Отправка духов.

Одна из Камуи юкар - "Песня одного медведя". В ней повествуется, как бог горы, Кимун камуи, следует за своей женой в мир людей, с их дитем за спиной. Его голое тело было убито ядовитой стрелой охотника, однако сам бог запрыгнул на спину другого охотника, и таким образом прибыл в человеческое село, где они хорошо приняли его, и принесли ему дары. Его дитя осталось там для прохождения ритуала ийоманье - это ритуал, в ходе которого дух божества-посетителя отправляется обратно на небо. В ходе этого ритуала, медвежат выращивают, чтобы их убили и съели в ходе зимнего ритуального праздника, в конце которого бог отправляется обратно нагруженный дарами, как например саке, лососями и лепешками. Бог удовлетворяется видом праздника, поскольку он видит айну танцующими, и слышит их распевающими Камуи юкар. Сельчане прерывают последнюю песню посередине, чтобы в будущем бог вернулся чтобы дослушать окончание начатого рассказа.

Священный огонь.

Богиня огня Фуки очень важна для ритуалов айну, поскольку считается, что она переносит мольбы людей богам в тот момент, когда происходит возлияние вина в огонь. Один миф повествует, что Фуки принимала участие в магическом конкурсе с богиней воды, которая украла у неё мужа. Фуки одержала верх, и муж к ней вернулся, чтобы отныне спокойно сидеть перед её очагом.

-----------------------

Медведь - традиционная цель охотников-айну. Каждая сторона охоты имеет глубокий духовный смысл для айну.

Традиционно, мужчины айну имеют длинные бороды, а их женщин украшает татуаж.

Айну верят, что их души взойдут на Землю Богов.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 27.12 2021

Это означает, что так или иначе жили они на всем протяжении Японских островов, а вовсе не только на севере Хоккайдо.

Может и так, но надо покопаться, почему англовики не видит следов айну на западе Японии. Как вариант возможный - есть популярное мнение, что в древней Японии были и австронезийцы (не знаю насколько доказано) - возможно, австронезийцы ассимилировали айну на западе Японии, а потом их в свою очередь ассимилировали протояпонцы, поэтому и нет достоверных лингвистических следов айну там.
 

Ответить

Фотография neoxine neoxine 27.12 2021

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Только несколько представителей айну смогли остаться на юге Сахалина, в СССР, после II Мировой войны. Более 90 % были депортированы в Японию, а том числе и потому, что советское командование не решилось оставить на советской территории представителей айну, многие из которых уже носили японские имена.

 

Притеснение айну происходило как со стороны Японии, так и со стороны России. Во времена царского режима айну было запрещено идентифицировать себя таковыми, в то время как японцы заявляли, что все местности, где обитали или обитают айны, являются частью Японии. Термины «Куриль», «Камчатские Куриль» и пр. использовались для обозначения этнических групп. В советское время люди с айнскими фамилиями высылались в ГУЛАГ и трудовые лагеря, так как считались японцами. В итоге большое количество айнов поменяли свои фамилии на славянские.

7 февраля 1953 года начальник Управления Уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. К. Омельченко запретил прессе публиковать любую информацию о проживании айнов на территории СССР. Через 20 лет приказ был отменён[14].

https://ru.wikipedia...i/Айны_в_России

Интересно, что самыми волосатыми признаны португальцы и айны.

Ответить