Австрия и Вторая Мировая
andy4675
23.06 2019
После оккупации Австрии, многие несогласные австрийцы бежали в Великобританию (большинство из них нашло для себя убежище в Лондоне). К началу Второй Мировой войны, в сентябре 1939 года, община несогласных австрийцев в Лондоне, примерно из около 30 тысяч человек, уже представляла из себя значительное меньшинство для столицы Англии. Это меньшинство создала свои прессу, театр и вообще культурную среду. В их числе были психолог Зигмунд Фрейд и тогда ещё 17-летний будущий поэт Erich Fried. Книга "Вон из Австрии!" посвящена этим людям - тем австрийцам, которые были против Гитлера:
http://booksdescr.or...C26B8619E7AC6E8
Сохранялось некоторое сопротивление режиму Гитлера и внутри Австрии:
Наиболее сильное сопротивление нацистскому режиму оказали коммунисты[12]. Около 2700 были казнены за активное сопротивление и около 500 погибли с оружием в руках[12]. Ещё сто тысяч человек подверглись аресту по политическим мотивам[23].
Ученый
24.06 2019
В их числе были психолог Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд так прокомментировал нацистские преследования - В средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги.
andy4675
24.06 2019
Научный центр Документации Австрийского Сопротивления:
https://en.wikipedia...rian_Resistance
Wolfgang Neugebauer The Austrian Resistance 1938–1945, Edition Steinbauer, 2014:
https://books.google...AAJ&redir_esc=y
Введение к последней книге:
http://www.zukunftsf...nResistance.pdf
Австрийский премьер-министр в своей прощальной речи от 11 марта 1938 года сказал, что он не стал сопротивляться Германии потому, что немцы и австрийцы - братские народы, и поэтому он не захотел проливать немецкой (с обеих сторон) крови:
Austria yielded to the German pressure, because the Austrian chancellor regarded the Germans as brothers, and was not ready to shed “German blood”, as he put it in his farewell speech, broadcast on the evening of March 11,1938.
However, in viewing those who resisted the Nazi dictatorship inside Germany or Austria, we must take into consideration that the vast majority of the population regarded Hitler as their “Leader”, their Führer, and did not doubt the legitimacy of that murderous regime. As soon as the war started, even people who disliked Hitler and contested the Nazis, regarded those who tried to obstruct the war effort of their country as high treason. One must not stab one’s own army in the back, was a widespread opinion. And because of this popular sentiment, death sentences for “traitors” were accepted by the populace.
So we always have to bear in mind that, when talking about resistance inside Nazi Germany, we are talking about the efforts of a tiny minority of people who, against all odds, tried to overcome this regime of criminals who had brought death and destruction to so many peoples of Europe, but were still regarded as the legitimate German government by the overwhelming majority.
Austria, had become part and parcel of Greater Germany in March 1938, and 1.2 million Austrian men were conscripted by the German Wehrmacht.
http://www.austrianr...rg/?page_id=284
Кстати. Как известно, и среди собственно немцев существовало некоторое сопротивление гитлеровскому режиму. По сути, недовольные есть ВСЕГДА. В любой стране, и при любой власти...
Ученый
29.07 2024
Австриец канонизирован за отказ подчиниться нацистам
В кафедральном соборе австрийского города Линц прошла церемония причисления к лику блаженных Франца Егерштеттера, который был казнен нацистами в 1943 году за отказ служить в Вермахте по соображениям веры.
Фермер Франц Егерштеттер, уроженец австрийской деревне St Radegund заплатил своей жизнью за отказ служить в фашистской армии. Его обезглавили в августе 1943 в возрасте 36 лет. На торжественной церемонии канонизации, проведенной представителем Папы Римского Бенедикта XVI кардиналом Хосе Сараива Мартинсом, присутствовали 30 священников и 4000 прихожан, в числе которых была вдова Егерштеттера 94-летняя Франциска с их тремя дочерями.
"Я всегда молилась Господу, что доживу до этого дня", – заявила Франциска, которая вместе с мужем всегда противились насаждению нацизма в Австрии, называя политику Гитлера "безбожной".
Помимо всего прочего Егерштеттер был пророком, предсказавшим кровавые последствия фашизма.
Вдова Франца посвятила жизнь восстановлению доброго имени мужа.
Как Австрийские власти, так и Католическая церковь долго противились тому, чтобы признать казненного Егерштеттера мучеником. Его дело приняли к рассмотрению лишь в 1989 году, процесс канонизации начался в 1997. В том же году Германия аннулировала смертный приговор австрийцу.
2007 г.
Австриец канонизирован за отказ подчиниться нацистам - МК (mk.ru)
Сообщение отредактировал Ученый: 29.07.2024 - 02:31
Ученый
06.08 2024
В январе 1938 года Францу Егерштеттеру приснился сон. Он увидел, как множество людей садится в поезд, и чей-то голос говорил: «Этот поезд отправляется в ад». Егерштеттер воспринял это как знак свыше — о приближении национал-социализма. Так оно и вышло. 12−13 марта Германия захватила Австрию. Эти дни изменили судьбу всего народа, как и судьбу Егерштеттера. Но если миллионы австрийцев ликовали, то он — нет.
Франц Егерштеттер (род. в 1907 г.) был ничем не примечательным фермером. Незаконнорождённый сын горничной и крестьянина, погибшего на фронтах Первой мировой войны, он вёл скромную мирную жизнь в деревне Санкт-Радегунд. Сельская школа, работа в поле, уход за скотом, заработки на шахте в Штирии, свой мотоцикл (первый в селе), юношеские забавы… Его, наверное, отличали только сильный интерес к книгам и приверженность христианству. Егерштеттер унаследовал ферму отчима, а в 1936 г. женился, у супругов родилось трое дочерей — Роза, Мария и Алоиза.
Жена Егерштеттера Франциска Шваннингер, глубоко религиозная, укрепила мужа в его вере (даже в свадебное путешествие они отправились в Рим как паломники). К моменту аншлюса он уже был противником национал-социалистов, попиравших церковь и следивших за священниками, и считал, что нацизм идейно несовместим с христианством. Но он был лишь одним из очень немногих людей с подобными взглядами. 10 апреля 1938 г. немцы провели в Австрии плебисцит, и 99,7% голосовавших поддержали аншлюс (результаты, конечно, завышенные, но всё же отражают волю большинства). Егерштеттер — единственный в Санкт-Радегунде, кто проголосовал «против». Правда, даже этот единственный голос организаторы выборов выбросили и отчитались о 100-процентном результате «за» в деревне.
С тех пор его неприязнь к НСДАП лишь увеличивалась, а тем временем в партию вступали австрийские рабочие и интеллигенты, буржуа и чиновники, горожане и крестьяне. Даже священники, многим из которых не нравился Гитлер, из страха призывали прихожан поддержать присоединение к Германии (за годы аннексии 1938 — 1945 аресту подверглись более 700 священников и членов религиозных орденов Австрии, 110 из них попали в концлагеря, а 200 — на виселицу).
Егерштеттер начал сторониться общества, соседи знали, что он враг нацистов. Он отказался занять пост бургомистра, не жертвовал деньги в ходе организованных партией сборов, не принимал помощь НСДАП пострадавшим от неурожая фермерам, не участвовал в политических дискуссиях. Но в 1940 г. перед ним встал более серьёзный моральный выбор — вермахт призвал Егерштеттера на службу. Нехотя от отправился на сборы в Эннс и стал курсантом — тогда Франц ещё считал, что ослушаться прямого приказа государства грешно. Скорее всего, в 1941 г. он бы попал на фронт, но спасло обращение бургомистра к властям, и отца и кормильца троих детей отпустили домой.
Ученый
09.08 2024
По возвращении Егерштеттер стал пономарём в приходе Радегунда и вступил в Третий орден св. Франциска для мирян, обязавшихся жить как францисканцы. Чтение Библии и слухи о нацистских преступлениях заставили его задуматься о том, стоит ли подчиняться государству, которое греховно по своей сути. После этого Егерштеттер принял решение не воевать за нацистов в их захватнических войнах. В 1942 г. он писал: «Может ли быть что-то хуже, чем когда приходится убивать и грабить людей, защищающих своё Отечество, только чтобы помочь антирелигиозной силе победить, чтобы она могла основать (…) безбожную мировую империю».
В то время в Австрии всем было понятно, что рано или поздно призовут к оружию даже отцов многодетных семейств. Егерштеттера уговаривали не противиться призыву — уклонистов ждала неминуемая расправа. Уговаривала жена, уговаривали знакомые. Некоторые говорили ему, что его ответственность перед семьёй — значительнее, чем ответственность перед Богом за то, что он сделает по приказу власти. Однако никакие уговоры не помогли. «Лучше связанные руки, чем воля», — говорил он. Егерштеттер думал, не податься ли ему в бега, но боялся, что за это поплатится его семья. И решил остаться.
Дочери Егерштеттера.
Ученый
20.08 2024
23 февраля 1943 г. его снова призвали в армию. Он не явился на призывной пункт и неделю не давал о себе знать, а после сообщил в свою роту, что отказывается служить с оружием в руках и присягать на верность Адольфу Гитлеру из-за своей веры. На следующий день Егерштеттера арестовали и посадили в тюрьму Линца (родного города «фюрера»). Там он встретил других отказников — троих лотарингцев, а от тюремного духовника узнал об отце Франце Райнише, казнённом за отказ от службы. Это окончательно убедило его, что он действует правильно: «Я всегда говорил, что не могу встать на неправильный путь, и раз даже священник так решил и пошёл за это на смерть, я тоже могу это сделать».
Судил Егерштеттера военный суд в Берлине. Подобно герою фильма «По соображениям совести» (2016), он соглашался служить в качестве санитара, но судья не принял это во внимание и приговорил отказника к отсечению головы за «подрыв вооружённых сил» Германии (Wehrkraftzersetzung). 9 августа 1943 г. Франца Егерштеттера казнили, а тело кремировали.
Соотечественники Егерштеттера много лет не знали о его подвиге, а те немногие, кто знал, — не оценили. Соседи считали его полоумным или предателем. В Австрии нацисты ещё долго оставались популярны. Немало жителей Радегунда даже после войны обходили семью Егерштеттера стороной, не здоровались, отказывали в помощи. Дочерям отказника не раз говорили, что их отец оставил их, потому что думал только о себе; они получали угрозы, скрывали свои имена. Другие винили жену, Франциску, за то, что своей религиозностью привела мужа на эшафот.
В 2007 г. католическая церковь признала Егерштеттера мучеником. В 2019 г. о нём вышел художественный фильм Терренса Малика «Тайная жизнь» — необычная по режиссёрской манере картина о том, как сложно оставаться верным своей совести, противостоять всем и вся в одиночку и идти ради своих убеждений на смерть.