Антропологические реконструкции
ddd
04.10 2012
В этой теме размещаем только антропологические реконстукции.
только!
все прочее расценивается как флуд и вычищается, злостных флудеров наказываем.
и, самое раннее у нас:
Кроманьонцы
Один из вариантов позднего Homo neanderthalensis.
La Ferressie skull 1
только!
все прочее расценивается как флуд и вычищается, злостных флудеров наказываем.
и, самое раннее у нас:
Кроманьонцы
Один из вариантов позднего Homo neanderthalensis.
La Ferressie skull 1
ddd
04.10 2012
Трипольская культура
энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье.
энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье.
ddd
04.10 2012
Фатьяновская культура
Фатьяновская культура, археологическая культура бронзового века (1-я половина 2-го тыс. до н. э.), распространённая от Прибалтики до Волго-Камья с центром в Волго-Окском междуречье. Названа по могильнику у деревни Фатьяново Даниловского района Ярославской области.
Фатьяновская культура, археологическая культура бронзового века (1-я половина 2-го тыс. до н. э.), распространённая от Прибалтики до Волго-Камья с центром в Волго-Окском междуречье. Названа по могильнику у деревни Фатьяново Даниловского района Ярославской области.
ddd
04.10 2012
Черняховская культура
раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территориях Украины (включая Крым[1]), Молдавии и Румынии в II-IV веках.
Кокча 3
На территории Каракалпакской АССР в районе старого русла Акчадарье в 1954 г. Хорезмской экспедицией был найден большой могильник Кокча 3. Раскопки производились под руководством С. П. Толстова и М. А. Итиной. На территории правобережной Амударьи С.П. Толстов выделил две культуры эпохи бронзы: тазабагъябскую и суярганскую, которые в течение длительного времени существовали одновременно. Могильник датируется XIII-XI вв. до н. э. и относится к времени, когда стоянки двух различных культур сосуществовали. Это свидетельствует и о разнородном этническом составе. Преобладание тазабагъябского элемента в культуре стоянки Кокча 3 позволило С. П. Толстову отнести этот памятник к тазабагъябской культуре и провести параллели с андроновской культурой северного Казахстана и южного Зауралья, и срубно-хвалынской культурой Поволжья. В свою очередь происхождение суярганской культуры связывается с южными районами Средней, а возможно, и Передней Азии или Северной Индии…
Суярганские племена принадлежали, возможно, к индодравидоидному типу, распространенному в древности значительно шире – от Индии до Передней Азии… Племена тазабагъябской культуры пришли с северо-запада на территорию Акча-Дарьинской дельты, уже заселенную суярганскими племенами. Они представляют собой европеоидный с большой емкостью мозговой коробки высокорослый тип, тяготеющий к племенам срубной культуры Поволжья и андроновской – Южного Приуралья, Казахстана и Алтая.
Череп, по которому произведена реконструкция, принадлежит мальчику 9-11 лет, характеризуется долихокранией, узким лицом, крутым выпуклым лбом, слабо выступающими глабеллой и надбровными дугами, равномерной складкой века, слабо наклонным разрезом глаз, довольно широким носом, основание которого опущено, а спинка имеет слабую горбинку, сильно прохейличным пухлым ртом с ярко выраженным альвеолярным прогнатизмом и массивным подбородком. Череп мальчика несет на себе черты экваториального типа, и его можно отнести к дравидоидной расе (южно-индийской). Погребение сопровождалось инвентарем суярганского типа.
раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территориях Украины (включая Крым[1]), Молдавии и Румынии в II-IV веках.
Кокча 3
На территории Каракалпакской АССР в районе старого русла Акчадарье в 1954 г. Хорезмской экспедицией был найден большой могильник Кокча 3. Раскопки производились под руководством С. П. Толстова и М. А. Итиной. На территории правобережной Амударьи С.П. Толстов выделил две культуры эпохи бронзы: тазабагъябскую и суярганскую, которые в течение длительного времени существовали одновременно. Могильник датируется XIII-XI вв. до н. э. и относится к времени, когда стоянки двух различных культур сосуществовали. Это свидетельствует и о разнородном этническом составе. Преобладание тазабагъябского элемента в культуре стоянки Кокча 3 позволило С. П. Толстову отнести этот памятник к тазабагъябской культуре и провести параллели с андроновской культурой северного Казахстана и южного Зауралья, и срубно-хвалынской культурой Поволжья. В свою очередь происхождение суярганской культуры связывается с южными районами Средней, а возможно, и Передней Азии или Северной Индии…
Суярганские племена принадлежали, возможно, к индодравидоидному типу, распространенному в древности значительно шире – от Индии до Передней Азии… Племена тазабагъябской культуры пришли с северо-запада на территорию Акча-Дарьинской дельты, уже заселенную суярганскими племенами. Они представляют собой европеоидный с большой емкостью мозговой коробки высокорослый тип, тяготеющий к племенам срубной культуры Поволжья и андроновской – Южного Приуралья, Казахстана и Алтая.
Череп, по которому произведена реконструкция, принадлежит мальчику 9-11 лет, характеризуется долихокранией, узким лицом, крутым выпуклым лбом, слабо выступающими глабеллой и надбровными дугами, равномерной складкой века, слабо наклонным разрезом глаз, довольно широким носом, основание которого опущено, а спинка имеет слабую горбинку, сильно прохейличным пухлым ртом с ярко выраженным альвеолярным прогнатизмом и массивным подбородком. Череп мальчика несет на себе черты экваториального типа, и его можно отнести к дравидоидной расе (южно-индийской). Погребение сопровождалось инвентарем суярганского типа.
ddd
04.10 2012
reconstruction of a 6th c. Anglo-Saxon woman buried with a rich collection of grave woods.
http://news.bbc.co.u...ure/3556716.stm
Тагарская археологическая культура
археологическая культура эпохи бронзы и железа (IX—III в. до н. э.), названа по топониму — острову Тагарскому на р. Енисей.
http://news.bbc.co.u...ure/3556716.stm
Тагарская археологическая культура
археологическая культура эпохи бронзы и железа (IX—III в. до н. э.), названа по топониму — острову Тагарскому на р. Енисей.
Марк
04.10 2012
ddd
04.10 2012
A portrait of a woman from Dolni Vestonice (a coloured portrait, originally created by Gerasimov in one colour)
Cro - Magnon model by Maurice Wilson
герасимов волосовец
герасимов городецкая культура
Девушка из племени Вятичей
Cro - Magnon model by Maurice Wilson
герасимов волосовец
герасимов городецкая культура
Девушка из племени Вятичей
ddd
04.10 2012
1. Культура Кунда
2. Ямочно-гребенчатая
3. Шнуровая культура/Культура Боевых топоров
ddd
04.10 2012
Ямная культура
археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере
археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере
ddd
04.10 2012
Сунгирь (ок. 25 000 назад)
верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, рядом с Боголюбовом
Мужчина 55-65 лет
Мальчик 12-13 лет и девочка 7-8 лет
Женщина
верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, рядом с Боголюбовом
Мужчина 55-65 лет
Мальчик 12-13 лет и девочка 7-8 лет
Женщина
ddd
04.10 2012
Костенки 2
Костенки - палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе одноименного села в Хохольском районе Воронежской области. Предположительный возраст ископаемых останков — 45-35 тыс. лет — относится к периоду, когда в этих краях господствовала приледниковая тундра. Стоянки состояли из шалашей, остовами которых были кости мамонта.
Мужчина-кроманьонец ок. 40 лет
Костенки 14 (Маркина Гора)
Неандерталоидно-негроидный мужчина ок. 25 лет связан и втиснут в тесную могильную яму без инвентаря. Похоже на ритуальное жертвоприношение чужака.
Костенки - палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе одноименного села в Хохольском районе Воронежской области. Предположительный возраст ископаемых останков — 45-35 тыс. лет — относится к периоду, когда в этих краях господствовала приледниковая тундра. Стоянки состояли из шалашей, остовами которых были кости мамонта.
Мужчина-кроманьонец ок. 40 лет
Костенки 14 (Маркина Гора)
Неандерталоидно-негроидный мужчина ок. 25 лет связан и втиснут в тесную могильную яму без инвентаря. Похоже на ритуальное жертвоприношение чужака.
ddd
04.10 2012
Южный Олений остров на Онежском озере (6-е тысячелетие до н.э.)
Лаппоид и кроманьоид
Тот же кроманьоид, а лаппоид, похоже, другой
Верхневолжская культура (5000-3500 до н.э.)
субнеолитическая археологическая культура на Верхней и Средней Волге VI—III тыс. до н. э.
Лаппоид и кроманьоид
Тот же кроманьоид, а лаппоид, похоже, другой
Верхневолжская культура (5000-3500 до н.э.)
субнеолитическая археологическая культура на Верхней и Средней Волге VI—III тыс. до н. э.
ddd
04.10 2012
Ямочно-гребенчатая керамика (3500-2750) - финно-угры, пришедшие из Сибири.
культура, существовавшая в каменном веке на северо-востоке Европы (Скандинавия, русский северо-запад), приблизительно с 4200 до н. э. до 2000 до н. э. Название было дано по способу украшения керамических находок, характерных для этой культуры, который выглядит как отпечатки гребней.
Ближайшие аналогии к черепам ранних финно-угров обнаруживаются в могильнике Фофаново в Прибайкалье (6-е тысячелетие до н.э.)
культура, существовавшая в каменном веке на северо-востоке Европы (Скандинавия, русский северо-запад), приблизительно с 4200 до н. э. до 2000 до н. э. Название было дано по способу украшения керамических находок, характерных для этой культуры, который выглядит как отпечатки гребней.
Ближайшие аналогии к черепам ранних финно-угров обнаруживаются в могильнике Фофаново в Прибайкалье (6-е тысячелетие до н.э.)
ddd
04.10 2012
Индо-иранцы юга России
Днепро-донецкая культура
Абашевцы
Ямники
Андроновцы
Могильники сакского времени
В 1954-1959 гг. Семиреченской археологической экспедицией Института истории АН Казахской ССР под руководством К. А. Акишева в долине р. Или были раскопаны могильники сакского времени. Они датируются VI-IV вв. до н. э…
Антропологический материал, полученный из сакских погребений долины р. Или, немногочислен. Однако можно сделать вывод, что черепа саков характеризуются средними размерами продольного и поперечного диаметров, брахикранны, имеют относительно низкий свод, лишь отдельные черепа долихокранной формы. Лицо средневысокое, но широкое, хорошо профилированное в горизонтальной плоскости, нос резко выступает, орбиты низкие и широкие, переносье и надбровье средневыраженные.
Таким образом, сакским племенам присущи европеоидные признаки андроновского типа и близких к нему форм протоевропейского типа, известных среди населения андроновской, тазабагъябской и срубной культур эпохи бронзы. Для черепов из раскопок в долине р. Или характерен переходный тип несколько более грацильный. А на женских черепах прослеживается и монголоидная примесь, что, возможно, связано с постепенным проникновением групп с восточных территорий…
Долина р. Или представляет собой своеобразный природный коридор, образованный горными цепями Заилийского Алатау на юге, хребтами Макасары, Шолактау, Алтын-Эмель и Катутау на севере. С запада на восток долина открыта на 600-700 км, начиная с прибалхашских песков до г. Кульджи. Илийская долина представляет собой широкий проход, связывающий Казахстан и Среднюю Азию с восточным Туркестаном и далее с Китаем. Она способствовала взаимопроникновению и смешению племен, взаимовлиянию культур…
Краниологический материал получен из раскопок погребального сооружения на городище Чирик-Рабат, датируемого II в. до н. э… Эта серия характеризуется средней величиной продольного и большой шириной поперечного диаметров. Лоб большой, прямой; лицо средневысокое, широкое, ортогнатное, среднеуплощенное; переносье высокое, однако носовые кости выступают средне; орбиты низкие.
Черепа из Чирик-Рабата в целом имеют черты андроновского типа с некоторой монголоидной примесью. Это подтверждается наличием в серии одного отчетливо выраженного монголоидного черепа. Т. А. Трофимова предполагает алтайское происхождение монголоидной примеси. По всей видимости, население городища Чирик-Рабат сформировалось на основе древнего местного европеоидного населения с преобладанием андроновского антропологического типа при участии некоторых европеоидных компонентов средиземноморского типа и отчетливой монголоидной примеси алтайского происхождения.
Скульптурная реконструкция из сакского погребения долины р. Или была сделана Г. В. Лебединской. Представление об антропологическом типе саков Приаралья дают реконструкции Г. В. Лебединской, выполненные по черепам из могильника Чирик-Рабат.
Могильник Байталчи
В 1953-1955 гг. Тянь-Шаньский отряд Киргизской комплексной экспедиции под руководством А. К. Кибирова провел раскопки курганных групп могильника Байталчи, который находится в окрестностях с. Джалгызтерек. Могильник датируется первой половиной I тысячелетия н. э…
При характеристике данной серии следует отметить в первую очередь, что черепа были искусственно деформированы. Орудиями деформирования при кольцевой деформации служили давящие повязки, накладываемые на один и тот же пояс головы. Наложение кольцевой повязки вызывает углубление в местах давления и сферическое компенсаторное выпячивание свода над ними, в результате чего череп принимает конусообразную форму… Антропологическая характеристика серии показывает, что на территории Киргизии в первой половине I тысячелетия н. э. был распространен европеоидный расовый тип с примесью монголоидных элементов.
Серия черепов кенкольского времени с территории центрального Тянь-Шаня представляет собой черепа разнообразных расовых типов – и типично европеоидные и смешанные, и монголоидные, причем основной европеоидный тип относится к расе среднеазиатского междуречья.
В результате исследование палеоантропологического материала Н. Н. Миклашевской подтвердило вывод В.В. Гинзбурга и Е. В. Жирова о процессе проникновения монголоидного расового типа, носителями которого на территории Киргизии в первой половине I тысячелетия являлись гунны. Антропологические данные полностью согласуются с историческими источниками…
На рубеже нашей эры племена гуннов появляются на горных пастбищах Тянь-Шаня. В процессе переселения они смешивались с местным населением. По пути следования из основной области формирования, из Забайкалья, где древнее население было монголоидным, гунны включали в свой состав племена с европеоидным расовым типом. На территории Тянь-Шаня гунны продолжали смешиваться с древним местным европеоидным населением, а затем ассимилировали его.
Могильник Калалы-Гыр
Во время археологических работ, проводимых в 1950-1953 гг. Хорезмской экспедицией под руководством Ю. А. Рапопорта на территории левобережного Хорезма (Ташаузская обл. Туркменской ССР), был получен значительный палеоантропологический материал из некрополей крепости Калалы-Гыр 1 и 2, датируемый II-III вв. н. э…
По краниологическим признакам Т. А. Трофимова выделяет в Калалы-Гыр несколько различных расовых типов. В целом вся серия имеет выраженный европеоидный облик (более 90% мужских черепов и около 80% женских). Однако она регистрирует также заметную монголоидную примесь, особенно в женской группе. Кроме того, в единичных случаях Т. А. Трофимова фиксирует на черепах экваториальные черты (мужские черепа: 18 – «дравидоид» и 64 – «веддоид»). Европеоидный тип черепов представлен двумя различными вариантами – закаспийским (средиземноморским) и андроновским (палеоевропейским).
Г. В. Лебединской выполнены две скульптурные реконструкции по материалам некрополя крепости Калалы-Гыр, дающие представление об антропологическом облике «дравидоидного» типа.
Таким образом, исходя из палеоантропологических данных, полученных из оссуарных погребений крепости Калалы-Гыр, население левобережного Хорезма описываемого времени можно отнести в целом к закаспийскому антропологическому типу (характерному для современных туркмен) с некоторой примесью северных андроновских и восточных монголоидных элементов (последние со временем усиливались). Наличие тропической (экваториальной) примеси подтверждается более ранними тазабагъябскими краниологическими материалами с территории Хорезма (могильник Кокча 3), а также скульптурными изображениями «темнокожих гвардейцев» из зала царей дворца Топрак-Кала.
Могильник Тунук
В течение трех полевых сезонов (1953-1955 гг.) Тянь-Шаньский археологический отряд Киргизской комплексной экспедиции обнаружил и раскопал ряд курганных могильников в центральной части горной Киргизии. В их числе – могильник Тунук близ одноименного села в Калининском р-не Киргизской ССР.
Могильник датируется X-XII вв. н. э. В это время на значительной части восточной территории Средней Азии господствовала династия Караханидов, происходящих из кочевого тюркского племени ягма. Основным тюркским этническим массивом этого государства были карлуки. Власть Караханидов простиралась также и на территорию Киргизии… К тому времени в антропологическом составе населения восточной половины Средней Азии, особенно в кочевой среде, преобладающим стал монголоидный элемент…
Палеоантропологический материал из могильника Тунук изучен Н. Н. Миклашевской, которая объединила его с материалами из синхронного могильника Байталчи (Нарынский р-н Киргизской ССР) в связи с малочисленностью серий, а также в связи с их антропологической близостью. Н. Н. Миклашевская относит объединенную серию в целом к монголоидному расовому типу, но со значительной примесью европеоидных черт. По сравнению с ней краниологическая серия из мусульманских погребений Краснореченского городища XI-XII вв. близ современного г. Фрунзе, а также черепа из несторианских кладбищ XIII-XIV вв. той же территории выглядит значительно более европеоидным.
Таким образом, в X-XIII вв. население различных областей Киргизии было достаточно разнородным по антропологическому типу. Монголоидные варианты преобладали в кочевом населении, равнинном и горном; среди оседлого населения оазисов, тем более городов, в то время преобладающим оставался южноевропеоидный расовый тип.
Скифы
Днепро-донецкая культура
Абашевцы
Ямники
Андроновцы
Могильники сакского времени
В 1954-1959 гг. Семиреченской археологической экспедицией Института истории АН Казахской ССР под руководством К. А. Акишева в долине р. Или были раскопаны могильники сакского времени. Они датируются VI-IV вв. до н. э…
Антропологический материал, полученный из сакских погребений долины р. Или, немногочислен. Однако можно сделать вывод, что черепа саков характеризуются средними размерами продольного и поперечного диаметров, брахикранны, имеют относительно низкий свод, лишь отдельные черепа долихокранной формы. Лицо средневысокое, но широкое, хорошо профилированное в горизонтальной плоскости, нос резко выступает, орбиты низкие и широкие, переносье и надбровье средневыраженные.
Таким образом, сакским племенам присущи европеоидные признаки андроновского типа и близких к нему форм протоевропейского типа, известных среди населения андроновской, тазабагъябской и срубной культур эпохи бронзы. Для черепов из раскопок в долине р. Или характерен переходный тип несколько более грацильный. А на женских черепах прослеживается и монголоидная примесь, что, возможно, связано с постепенным проникновением групп с восточных территорий…
Долина р. Или представляет собой своеобразный природный коридор, образованный горными цепями Заилийского Алатау на юге, хребтами Макасары, Шолактау, Алтын-Эмель и Катутау на севере. С запада на восток долина открыта на 600-700 км, начиная с прибалхашских песков до г. Кульджи. Илийская долина представляет собой широкий проход, связывающий Казахстан и Среднюю Азию с восточным Туркестаном и далее с Китаем. Она способствовала взаимопроникновению и смешению племен, взаимовлиянию культур…
Краниологический материал получен из раскопок погребального сооружения на городище Чирик-Рабат, датируемого II в. до н. э… Эта серия характеризуется средней величиной продольного и большой шириной поперечного диаметров. Лоб большой, прямой; лицо средневысокое, широкое, ортогнатное, среднеуплощенное; переносье высокое, однако носовые кости выступают средне; орбиты низкие.
Черепа из Чирик-Рабата в целом имеют черты андроновского типа с некоторой монголоидной примесью. Это подтверждается наличием в серии одного отчетливо выраженного монголоидного черепа. Т. А. Трофимова предполагает алтайское происхождение монголоидной примеси. По всей видимости, население городища Чирик-Рабат сформировалось на основе древнего местного европеоидного населения с преобладанием андроновского антропологического типа при участии некоторых европеоидных компонентов средиземноморского типа и отчетливой монголоидной примеси алтайского происхождения.
Скульптурная реконструкция из сакского погребения долины р. Или была сделана Г. В. Лебединской. Представление об антропологическом типе саков Приаралья дают реконструкции Г. В. Лебединской, выполненные по черепам из могильника Чирик-Рабат.
Могильник Байталчи
В 1953-1955 гг. Тянь-Шаньский отряд Киргизской комплексной экспедиции под руководством А. К. Кибирова провел раскопки курганных групп могильника Байталчи, который находится в окрестностях с. Джалгызтерек. Могильник датируется первой половиной I тысячелетия н. э…
При характеристике данной серии следует отметить в первую очередь, что черепа были искусственно деформированы. Орудиями деформирования при кольцевой деформации служили давящие повязки, накладываемые на один и тот же пояс головы. Наложение кольцевой повязки вызывает углубление в местах давления и сферическое компенсаторное выпячивание свода над ними, в результате чего череп принимает конусообразную форму… Антропологическая характеристика серии показывает, что на территории Киргизии в первой половине I тысячелетия н. э. был распространен европеоидный расовый тип с примесью монголоидных элементов.
Серия черепов кенкольского времени с территории центрального Тянь-Шаня представляет собой черепа разнообразных расовых типов – и типично европеоидные и смешанные, и монголоидные, причем основной европеоидный тип относится к расе среднеазиатского междуречья.
В результате исследование палеоантропологического материала Н. Н. Миклашевской подтвердило вывод В.В. Гинзбурга и Е. В. Жирова о процессе проникновения монголоидного расового типа, носителями которого на территории Киргизии в первой половине I тысячелетия являлись гунны. Антропологические данные полностью согласуются с историческими источниками…
На рубеже нашей эры племена гуннов появляются на горных пастбищах Тянь-Шаня. В процессе переселения они смешивались с местным населением. По пути следования из основной области формирования, из Забайкалья, где древнее население было монголоидным, гунны включали в свой состав племена с европеоидным расовым типом. На территории Тянь-Шаня гунны продолжали смешиваться с древним местным европеоидным населением, а затем ассимилировали его.
Могильник Калалы-Гыр
Во время археологических работ, проводимых в 1950-1953 гг. Хорезмской экспедицией под руководством Ю. А. Рапопорта на территории левобережного Хорезма (Ташаузская обл. Туркменской ССР), был получен значительный палеоантропологический материал из некрополей крепости Калалы-Гыр 1 и 2, датируемый II-III вв. н. э…
По краниологическим признакам Т. А. Трофимова выделяет в Калалы-Гыр несколько различных расовых типов. В целом вся серия имеет выраженный европеоидный облик (более 90% мужских черепов и около 80% женских). Однако она регистрирует также заметную монголоидную примесь, особенно в женской группе. Кроме того, в единичных случаях Т. А. Трофимова фиксирует на черепах экваториальные черты (мужские черепа: 18 – «дравидоид» и 64 – «веддоид»). Европеоидный тип черепов представлен двумя различными вариантами – закаспийским (средиземноморским) и андроновским (палеоевропейским).
Г. В. Лебединской выполнены две скульптурные реконструкции по материалам некрополя крепости Калалы-Гыр, дающие представление об антропологическом облике «дравидоидного» типа.
Таким образом, исходя из палеоантропологических данных, полученных из оссуарных погребений крепости Калалы-Гыр, население левобережного Хорезма описываемого времени можно отнести в целом к закаспийскому антропологическому типу (характерному для современных туркмен) с некоторой примесью северных андроновских и восточных монголоидных элементов (последние со временем усиливались). Наличие тропической (экваториальной) примеси подтверждается более ранними тазабагъябскими краниологическими материалами с территории Хорезма (могильник Кокча 3), а также скульптурными изображениями «темнокожих гвардейцев» из зала царей дворца Топрак-Кала.
Могильник Тунук
В течение трех полевых сезонов (1953-1955 гг.) Тянь-Шаньский археологический отряд Киргизской комплексной экспедиции обнаружил и раскопал ряд курганных могильников в центральной части горной Киргизии. В их числе – могильник Тунук близ одноименного села в Калининском р-не Киргизской ССР.
Могильник датируется X-XII вв. н. э. В это время на значительной части восточной территории Средней Азии господствовала династия Караханидов, происходящих из кочевого тюркского племени ягма. Основным тюркским этническим массивом этого государства были карлуки. Власть Караханидов простиралась также и на территорию Киргизии… К тому времени в антропологическом составе населения восточной половины Средней Азии, особенно в кочевой среде, преобладающим стал монголоидный элемент…
Палеоантропологический материал из могильника Тунук изучен Н. Н. Миклашевской, которая объединила его с материалами из синхронного могильника Байталчи (Нарынский р-н Киргизской ССР) в связи с малочисленностью серий, а также в связи с их антропологической близостью. Н. Н. Миклашевская относит объединенную серию в целом к монголоидному расовому типу, но со значительной примесью европеоидных черт. По сравнению с ней краниологическая серия из мусульманских погребений Краснореченского городища XI-XII вв. близ современного г. Фрунзе, а также черепа из несторианских кладбищ XIII-XIV вв. той же территории выглядит значительно более европеоидным.
Таким образом, в X-XIII вв. население различных областей Киргизии было достаточно разнородным по антропологическому типу. Монголоидные варианты преобладали в кочевом населении, равнинном и горном; среди оседлого населения оазисов, тем более городов, в то время преобладающим оставался южноевропеоидный расовый тип.
Скифы
ddd
04.10 2012
Московский смерд. XII-XIII вв. Реконструкция Герасимова М.М. рост 181 см.
Кроманьонцы. Реконструкция М. М. Герасимова по черепам, найденным в гроте Мурзак-Коба (Крым).
Кроманьонцы. Реконструкция М. М. Герасимова по черепам, найденным в гроте Мурзак-Коба (Крым).
ddd
05.10 2012
A man from Oberkassel, Germany. Reconstructed by M.M. Gerasimov, 1938
Древний финн.
Scythian from the “Sirko” burial mound at Nikopol, Kharkov region. 6th-5th cent. BC. Reconstruction by M.M. Gerasimov
Sogdian. Middle Asia. 5th cent. B.C. Reconstruction by M.M. Gerasimov.
A man from Lake Sevan, Armenia, 9th-8th cent. BC. Reconstruction by M.M. Gerasimov
A Hun from Kenkol burial ground, the Talas, Kirgizia, 1st cent. BC. Reconstruction by M.M. Gerasimov.
A Neolithic man from Khaptsagay, the Lena. Representative of the proto-Tungus type. Reconstruction by M.M. Gerasimov.
Ананьинская культура.
Shahrukh (1377-1447), Timur’s son, ruler of Samarkand. Reconstruction by M.M. Gerasimov.
Ulugbek (1394-1449) – Timur’s grandson, ruler of Samarkand, prominent astronomer and mathematician. Reconstruction by M.M. Gerasimov, 1942.
Abu-Abdullo Rudaki (mid-800s- 914). Tadjik poet. Reconstruction by M.M. Gerasimov. 1957
Древний финн.
Scythian from the “Sirko” burial mound at Nikopol, Kharkov region. 6th-5th cent. BC. Reconstruction by M.M. Gerasimov
Sogdian. Middle Asia. 5th cent. B.C. Reconstruction by M.M. Gerasimov.
A man from Lake Sevan, Armenia, 9th-8th cent. BC. Reconstruction by M.M. Gerasimov
A Hun from Kenkol burial ground, the Talas, Kirgizia, 1st cent. BC. Reconstruction by M.M. Gerasimov.
A Neolithic man from Khaptsagay, the Lena. Representative of the proto-Tungus type. Reconstruction by M.M. Gerasimov.
Ананьинская культура.
Shahrukh (1377-1447), Timur’s son, ruler of Samarkand. Reconstruction by M.M. Gerasimov.
Ulugbek (1394-1449) – Timur’s grandson, ruler of Samarkand, prominent astronomer and mathematician. Reconstruction by M.M. Gerasimov, 1942.
Abu-Abdullo Rudaki (mid-800s- 914). Tadjik poet. Reconstruction by M.M. Gerasimov. 1957
ddd
05.10 2012
Реконструкция из Батыева Сарайчика.
Антропологическая реконструкция "Золотого воина", выполненная в московском музее-лаборатории имени М. Герасимова. II–III вв, Актау\предположительно гунн\
Люди сурской неолитической культуры.
Реконструкция М. М. Герасимова [261, с. 34-35]
Реконструкция кроманьонского человека (по Мак-Грегору)
Мужчина и женщина со стоянки Володары волосовской культуры. Женщина (видимо, наложница) была убита ударом по голове и похоронена вместе с мужчиной.
Антропологическая реконструкция "Золотого воина", выполненная в московском музее-лаборатории имени М. Герасимова. II–III вв, Актау\предположительно гунн\
Люди сурской неолитической культуры.
Реконструкция М. М. Герасимова [261, с. 34-35]
Реконструкция кроманьонского человека (по Мак-Грегору)
Мужчина и женщина со стоянки Володары волосовской культуры. Женщина (видимо, наложница) была убита ударом по голове и похоронена вместе с мужчиной.
ddd
05.10 2012
Люди фатьяновской культуры
археологическая культура 2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров. Культура названа по могильнику, открытому археологом А. С. Уваровым в 1912 году у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино (ныне в Ярославском районе Ярославской области). Восточную часть фатьяновской культуры иногда выделяют в отдельную балановскую культуру.
археологическая культура 2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров. Культура названа по могильнику, открытому археологом А. С. Уваровым в 1912 году у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино (ныне в Ярославском районе Ярославской области). Восточную часть фатьяновской культуры иногда выделяют в отдельную балановскую культуру.
ddd
05.10 2012
Люди балановской культуры
археологическая культура бронзового века (II тыс. до н. э.), располагавшаяся на территории Средней Волги и Вятско-Ветлужского междуречья.
археологическая культура бронзового века (II тыс. до н. э.), располагавшаяся на территории Средней Волги и Вятско-Ветлужского междуречья.