Как звали правящую династию на Pуси
andy4675
27.03 2025
Слово «Рюриковичи» - это же, кажется, кабинетный ученый новодел. В летописях слова этого я не видел.Меня всегда занимал вот еще какой вопрос - откуда у русских появились отчества. Мне кажется тут может быть взаимосвязь с викингами. У них ведь была схожая традиция, например, сыновья Рагнара Лодброка были Рагнарссоны. "Сон" - это сын по-английски. У нас это окончание стало звучать как "ович" - Рюрикович. Никто не исследовал возможную связь?Сейчас это уже неизвестно, но есть несколько лингвистических теорий, более-менее "подкрепленных" надписями (в т.ч. рунными) и отсылками по близкому звучанию. Точнее этого для викингов пока ничего нет.
Ventrell
27.03 2025
Слово «Рюриковичи» - это же, кажется, кабинетный ученый новодел. В летописях слова этого я не видел.
А как тогда правящую династию звали?
andy4675
27.03 2025
Не знаю. Наверное, никак. Само понятие «династия» разве было в древнерусском языке? Надо будет проверить, когда буду дома. У меня на персональном компьютере отменные словари древнерусского языка.А как тогда правящую династию звали?Слово «Рюриковичи» - это же, кажется, кабинетный ученый новодел. В летописях слова этого я не видел.
andy4675
27.03 2025
В словаре Древнерусского языка Срезневского, слова "династия" не существует:
http://oldrusdict.ru/dict.html#
В "Словаре Древнерусского языка (Xi - XIV вв)", том 2 (ВЪЗАЛКАТИ — ДОБРОД̨ТЕЛЬ), МОСКВА, изд. "РУССКИЙ ЯЗЫК", 1989 год, стр. 468, в алфавитном списке слов, слово "династия" отсутствует между словами "динар/ь" и "диоскориан/е".
В "Словаре русского языка XI - XVII вв", авторы - большая редколлегия, изд. "Наука", выпуск 4 (Г - Дяфинъ), 1977 год, стр. 246, между слов "динарий" и "диптих" отсутствует слово "династия".
В "Словаре русского языка X - XVIII веков" Е. С. Отина, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, Донецк, изд. Юго-Восток, 2014 год, на стр. 82, между словами "дивный" и "дира" отсутствует слово "династия".
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Впервые словари отмечают слово "династия" (и однокоренное с ним, тоже греческого происхождения, слово "династ") лишь с 18 века - "Словарь русского языка XVIII века", Ленинград, "Наука", Ленинградское отделение, многочисленная редколлегия, выпуск 6 (Грызться - Древний), 1991 год, стр. 133:
То есть слова "династ" и "династия" ВПЕРВЫЕ в русском языке встречаются в 18 веке, и конкретно в 1718 году, в изданной в этом году книге Пуф. Ист. (то есть перевод с немецкого книги Самуила Пуфендорфа, "Введение в историю знатнейших европейских государств").
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Скорее всего, что в древнерусском языке не только такого слова, как "династия" не существовало, но и такого понятия. Впервые претензия на права власти через наследственное преемство князей хоть в каком-то виде (то есть без использования понятия "династия") звучит в произведении "Сказание о князьях Владимирских" (это произведение по разному датировалась специалистами - от конца 15 до начала 16 века).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Правда, в древнерусском лексиконе встречаются такие слова, как:
1. "Родоначальник" (в отношении Адама, как родоначальника рода людского, например - в "Житии Варлаама и Иоасафа" (датируется 14 - 15 веком), в "Житии Стефана, епископа Пермского, написанном Епифанием Премудрым" (15 век), в "Посланиях Ивана Грозного" (в тексте датируемом примерно 1577 годом), в "Истины показании к вопросившим о новом учении" сочинение инока Зиновия (произведение 16 века, в списке 17 века); независимо от персоны Адама - у Климента Смолятича (12 век)).
2. "Родословец" (в значении "родословного списка" (другое значение этого слова, "составитель гороскопов", тут не учитываю)) - в "Памятниках дипломатических сношений Московского государства со Шведским государством" (в документе, датируемом 1577 годом), и в "Счётном деле Романа Олферьева с князем Григорьем Засекиным" (1589 год).
3. "Родословествие" (другой вариант написания: "родословствие") - в значении "генеалогия, родословная" (остальные три древнерусских значения - "предсказание судьбы в зависимости от момента рождения", "исследование свойств природы" и "религиозные представления, догмы" - тут я не учитываю, приводя источники использования слова). Это слово использовано в следующих текстах: "Славянская Хроника Георгия Амартола" (список 13 - 14 века - тут речь о библейском Мельхиседеке, не имеющем родословия), славянский перевод Григория Богослова (текст 14 века - о родословии Христа у евангелиста Луки), славянский перевод Феодора Студита (текст 14 - 15 века, правда, тут, судя по греческому оригиналу текста, речь идёт всё-же о природе), "Житие Варлаама и Иоасафа" (текст 14 - 15 века), "Сокращённая Палея русской редакции" Попов А. А. - "Книга бытиа небеси и земли" (Палея историческая) (текст 1406 года), "Никоновская летопись" (16 век - тут речь о родословии сербских деспотов), "Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным" (в тексте, датируемом 15 - 16 веком; тут о Мельхиседеке говорится, что его родословие неизвестно), ДАИ VI (в тексте, датируемом 1674 годом), "Статейный список посольства Н. Спафария в Китай (1675 - 1678 г.)" (в тексте, датируемом 1678 годом).
4. "Родословим" (то есть "ведущий род, происхождение", или, близкого значения к этому - "знатного рода, родовитый, имеющий родословную") используют: Георгий Амартол (14 век, в частности это слово тут используется в отношении родословия Еноха), "Палея Толковая" (в тексте списка 1477 года), "Записные книги Московского стола 1636 - 1663" (в документе 1649 года).
5. "Родословити" (то есть "составлять или излагать родословную", "рассуждать о происхождении кого- (или чего-) либо") используют: Палеа 1406 года (Моисей начал вести родословную, в другом месте - о начале родословия Сифа, в другом месте - о генеалогии Иуды сына Фареса у евангелиста Матфея, в других двух местах - о родословии Вооза).
6. "Родословитися" (то есть "вести род, происхождение") используют: Славянская Хроника Георгия Амартола (14 век - тут опять речь о Мельхиседеке), "Житие Варлаама и Иоасафа" (датируется 14 - 15 веком) - тут речь о том, что христиане ведут своё происхождение от Христа.
7. "Родословляти" (то есть "вести свой род") использует: Георгий Амартол в славянском изводе (14 век) о Мельхиседеке.
8. "Родословныи" (в том же смысле, что и родословим, но не в смысле "относящийся к науке о природе") использует: Георгий Амартол в славянском изводе (14 век) о Мельхиседеке, как человеке не относящемся к родк Авраама, родословную которого весьма прославлял Моисей.
9. Слово "Род" имеет в древнерусской речи такие значения (в которых очень многократно использовалось), как "род, несколько поколений, имеющих общего прародителя", "происхождение, род", "имение родства" (это слово имеет и другие значения, нас тут не интересующие, хотя и близкие по смыслу - например, "народ, племя").
andy4675
27.03 2025
Яго
27.03 2025
1. "Родоначальник" (в отношении Адама, как родоначальника рода людского, например - в "Житии Варлаама и Иоасафа" (датируется 14 - 15 веком), в "Житии Стефана, епископа Пермского, написанном Епифанием Премудрым" (15 век), в "Посланиях Ивана Грозного" (в тексте датируемом примерно 1577 годом), в "Истины показании к вопросившим о новом учении" сочинение инока Зиновия (произведение 16 века, в списке 17 века); независимо от персоны Адама - у Климента Смолятича (12 век)).
Энди, коль слово и понятие династия появились в России через работы немецкого историка Пуфендорфа в начале 18-го века, а нас интересует прямая родственная связь между двумя историческими личностями, в частности Рюриком, жившим в 9-м веке, и Иваном Грозным, жившим в веке 16-м, то не могли бы вы указать документально, действительно ли еще при жизни Ивана Четвертого кем то упоминалось о наличии такой связи с Рюриком. Или хотя бы позднее, когда во время Смутного времени в Московии встал остро вопрос о престолонаследии.
Ventrell
27.03 2025
Когда же перед нами просто генеалогический список, без привязки к преемственности занятий и прав, то это уже никак не династия.
Но у кого-то же были права на престол, не все же в истории Руси узурпаторы?
andy4675
27.03 2025
Энди, коль слово и понятие династия появились в России через работы немецкого историка Пуфендорфа в начале 18-го века, а нас интересует прямая родственная связь между двумя историческими личностями, в частности Рюриком, жившим в 9-м веке, и Иваном Грозным, жившим в веке 16-м, то не могли бы вы указать документально, действительно ли еще при жизни Ивана Четвертого кем то упоминалось о наличии такой связи с Рюриком. Или хотя бы позднее, когда во время Смутного времени в Московии встал остро вопрос о престолонаследии.
Так в официальных древнерусских летописях и проводилась прямая генеологическая линия от Рюрика до Ивана Грозного. Емкрервская летопись начинается с ПВЛ, и доводится до времён Ивана Грозного. Просто в летописях не используется ни слова "династия", ни слова "Рюриковичи". А московские князья по всем известным летописям к Рюрику и восходят. У польского историка Яна Длугоша тоже если почитать, то приводятся те же данные - Рюрик родил Игоря, Игорь родил Святослава, Святослав родил Владимира (крестившего Русь) и так далее.
Вообще, было бы интересно узнать, кто из историков первым использовал слово "Рюриковичи". У Татищева в "Истории Российской" я этого слова ещё не вижу (в смысле названия всей династии), кроме как ОТЧЕСТВО. Конкретно, Рюриковичем тут назван Игорь Рюрикович (сын первого Рюрика, живший в середине 9 века), тринадцать раз - Ростислав Михаил Рюрикович, сын Рюрика Ростиславича, жившего около 1200 года, и муж Верхославы Всеволодовны. Также Татищев как Рюриковича упоминает Владимира (=Володимира) Рюриковича (37 раз), сына Рюрика Ростиславича, современника Батыева нашествия. В приводимой Татищевым в приложении летописи, Рюриковичем названы Игорь Рюрикович, сын первого Рюрика (1 раз), Ростислав Рюрикович, сын Рюрика Ростиславича (9 раз), и Владимир Рюрикович, сын Рюрика Ростиславича (10 раз) - в "ЛЕТОПИСИ КРАТКОЙ ВЕЛИКИХ ГОСУДАРЕЙ РУСКИХ ОТ ГОСТОМЫСЛА ДО РАЗОРЕНИЯ ТАТАР, T. Е. ОТ 860 ПО 1238 ГОД ПО ХРИСТЕ, С ПОКАЗАНИЕМ РОДОСЛОВИЯ". И их же (Игоря Рюриковича и Владимира Рюриковича) - по 1 разу в примечаниях Татищева. У Карамзина, кстати говоря тоже я не нашёл использования слова "Рюриковичи" в смысле названия династии. Каждого отдельно взятого князя, отца которого звали Рюриком, он именует Рюриковичем. Но не более того. Никогда не обращал внимания на эту деталь:
Вообще, было бы интересно узнать, кто из историков первым использовал слово "Рюриковичи". У Татищева в "Истории Российской" я этого слова ещё не вижу (в смысле названия всей династии), кроме как ОТЧЕСТВО. Конкретно, Рюриковичем тут назван Игорь Рюрикович (сын первого Рюрика, живший в середине 9 века), тринадцать раз - Ростислав Михаил Рюрикович, сын Рюрика Ростиславича, жившего около 1200 года, и муж Верхославы Всеволодовны. Также Татищев как Рюриковича упоминает Владимира (=Володимира) Рюриковича (37 раз), сына Рюрика Ростиславича, современника Батыева нашествия. В приводимой Татищевым в приложении летописи, Рюриковичем названы Игорь Рюрикович, сын первого Рюрика (1 раз), Ростислав Рюрикович, сын Рюрика Ростиславича (9 раз), и Владимир Рюрикович, сын Рюрика Ростиславича (10 раз) - в "ЛЕТОПИСИ КРАТКОЙ ВЕЛИКИХ ГОСУДАРЕЙ РУСКИХ ОТ ГОСТОМЫСЛА ДО РАЗОРЕНИЯ ТАТАР, T. Е. ОТ 860 ПО 1238 ГОД ПО ХРИСТЕ, С ПОКАЗАНИЕМ РОДОСЛОВИЯ". И их же (Игоря Рюриковича и Владимира Рюриковича) - по 1 разу в примечаниях Татищева. У Карамзина, кстати говоря тоже я не нашёл использования слова "Рюриковичи" в смысле названия династии. Каждого отдельно взятого князя, отца которого звали Рюриком, он именует Рюриковичем. Но не более того. Забавно... Никогда не обращал внимания на эту деталь...:
https://azbyka.ru/ot...va-rossijskogo/
https://azbyka.ru/ot...jskogo-kniga-2/
andy4675
27.03 2025
Но у кого-то же были права на престол, не все же в истории Руси узурпаторы?
Очевидно, власть изначально передавалась от отца к старшему законному сыну (примогенитура) - как и описано в ПВЛ. А со второй половины 11 века на Руси было установлено лествичное право престолонаследия:
Со второй половины XI века на Руси начинает применяться лествичное право: князья занимали столы поочерёдно (младший брат после старшего, сын старшего брата после младшего дяди и т.д.), за исключением потомков тех, кто не занимал данный стол. Такие князья считались изгоями.
https://ru.wikipedia...аследие_на_Руси
Лествичное право было ограничено Любечским съездом 1097 года, предписавшим, что в каждом удельном княжестве может править только местная княжеская династия (то есть князь другого княжества или его потомки не имели права претендовать на другое княжество):
Любечский съезд ограничил перемещения князей пределами владений их отцов
https://ru.wikipedia...аследие_на_Руси
По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Такой же лествичный порядок сохранялся и внутри отдельных княжеств, на которые распадалось Древнерусское государство в соответствии с решением Любечского съезда 1097 года («Каждый да держит отчину свою»). Порядок этот помогал сохранять единство государства, поскольку сохранение надежды на главный стол воздерживало периферийных князей от сепаратизма.
https://ru.wikipedia...ествичное_право
Лествичное право престолонаследие сохранялось на Руси в разных частях по разному (заменяясь либо примогенитурой (то есть передачей власти к старшему сыну), либо удельным (или семейным) порядком престолонаследования):
С XII века наблюдается отход от лествичного порядка престолонаследия, в первую очередь, с 1140 года в Юго-Западной Руси (с 1199 Галицко-Волынское княжество). На смену приходит удельный порядок владения, характеризующийся прекращением перемещения князей из города в город (то есть образованием личного удела) и возможностью передачи владения старшему сыну.
...
В Московском княжестве лествичное право прервалось, когда в 1425 г. после Василия I Дмитриевича престол перешёл к его сыну Василию II Васильевичу, минуя брата Юрия Дмитриевича. Это привело к первой в истории княжества междоусобной войне (1425—1453), в ходе которой Василий несмотря на поддержку хана и великого князя литовского был свергнут своим дядей Юрием и только после смерти того на московском престоле смог одержать победу над его сыновьями.
https://ru.wikipedia...ествичное_право
------------------------------------------------------------
Не все потомки имели права на власть при любой из указанных выше систем наследования. Это раз. В каждом отдельном княжестве, особенно после Любечского съезда 1097 года устанавливалась власть собственной княжеской ветви. Это два. Рюриковичи (в греческой литературе - Рюрикиды) - может быть и условное, кабинетное название, но всё-же имеют признаки династии. Это три.
andy4675
28.03 2025
"О словѣ боярин", Юрій Венелин, ИЗДАНІE ИМПЕРАТОРСКАГО Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ. По опредѣленію Общества. Мая 31-го дня, 1847 г. Москва:
Между тѣмъ, прежде еще Красная (Червенская) Русь присоединилась къ Ляхамъ въ видѣ приданаго, и съ обидою въ правахъ малолѣтнаго наслѣдника дому Рюрикова. Между тѣмъ какъ Рюриковичи въ Сѣверной Руси, терзая другъ друга, подчиняли почти весь Сѣверъ владычеству Татаръ; между тѣмъ какъ ониже, Рюриковичи, самую Южную Русь упустили подъ преобладаніе Завислянцевъ (Поляковъ), то Литво-Русскій Домъ, пригребая къ себѣ обломки Россіи, спасалъ ее отъ совершеннаго порабощенія.
https://books.google...AAJ&output=text
"СОВРЕМЕННИКЪ", ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛЪ ИЗДАВАЕМЫЙ СЪ 1847 ГОДА И. ПАНАЕВЫМЪ И Н НЕКРАСОВЫМЪ ПОДЪ РЕДАКЦІЕЮ
А. НИКИТЕНКО, томъ VII, САНКТПЕТЕРБУРГЪ, въ типОГРАФІЙ ЭДУАРДА ПРАЦА, 1848:
Въ 1598 году умеръ царь Ѳеодоръ Іоанновичъ, послѣдній изъ Рюриковичей линіи Невскаго. Можно сказать, что эта знаменитая линія, давшая десять собирателей русской землѣ, десять государственныхъ борцовъ, истощилась въ послѣднемъ, величайшемъ изъ нихъ – Иванѣ Грозномъ. Осужденный бороться и не видать конца борьбы, задержанный въ дѣлѣ созиданія и принужденный оставить его для дѣла разрушенія, Грозный истомился наслѣдственною борьбою со старымъ порядкомъ вещей, и полнымъ наслѣдникомъ этого физическаго и нравственнаго истомленія явился сынъ его Ѳеодоръ. Смертію послѣднаго прекращалась только линія Невскаго; Рюриковичей оставалось еще много, и Мономаховичей и Ольговичей, и южныхъ и сѣверныхъ; но всѣ они проиграли свое дѣло, проиграли свое право на престолъ, какъ отчаянные борцы за отжившую старину: ставши защитниками старины, они тѣмъ самымъ объявили себя неспособными наслѣдовать потомкамъ Калиты, продолжать ихъ великое дѣло, вести Русь впередъ къ новымъ формамъ жизни. И народъ забылъ о нихъ, забылъ объ ихъ происхожденіи: титулъ князя не обличалъ уже болѣе потомковъ славнаго варяга; его одинаково носили и Гедиминовичи литовскіе, и даже выходцы изъ Орлы и съ Кавказа (1); что же касается до первенства на лѣствицѣ должностей и почестей государственныхъ. то Рюриковичи сравнялись, а многіе изъ нихъ и понизились передъ толпою выходцевъ изъ разныхъ странъ и потомковъ старых московскихъ и областныхъ дружинниковъ. Ближе, чѣмъ Рюриковичи, стояли къ престолу родственники государей московскихъ, царей всея Руси: то были — Романовы и Годуновъ.
https://books.google...AAJ&output=text
"Временник Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1850 год:
Преобладаніе общиннаго начала надъ родовымъ въ жизни Полянъ въ предрюриковское время такъ было сильно что уничтовсѣ даже намеки на прежній родовой быть; такъ что съ утвержденія Рюриковичей въ приднѣпровьи, о родахъ представителяхъ родоваго быта, нѣтъ уже и помину во всей исторіи Кіева и цѣлаго племени Полянъ; тогда какъ въ другихъ придиѣпровскихъ племенахъ, наиримѣръ у Сѣверянъ, мы видѣли упоминаніе о родахъ даже въ ХІІ столѣтій; конечно не Рюриковичи же произвели здѣсь такой сильный переворотъ въ общественной жизни, въ противномъ случаѣ они тоже бы сдѣлали и въ другихъ племенахъ
https://books.google...AAJ&output=text
В "Исторіи Россіи с древнѣйших времен" С. М. Соловьёва, издававшейся с 1851 по 1879 год, династия уже стабильно именуется "Рюриковичами" (либо "Рюриковой династией"):
https://books.google...PYC&output=text
Журнал "Москвитянин", 1851, часть 5, том 1, номер 17:
Потомъ ссылается на теперешній бытъ нѣкоторыхъ южныхъ Славянъ, т. е. на Черногорцевъ, и на послѣдующую исторію Рюрикова княжескаго дома. О Чехахъ, современныхъ приводимой въ свидѣтельство Чешской пѣснѣ, НИКТО не споритъ; пѣсня говорить, что у Чеховъ дѣти по смерти отца сообща владѣютъ имѣніемъ и выбираютъ изъ своего рода владыку; слѣдовательно этотъ обычай и былъ у Чеховъ; но Чехи и Русскіе Славяне пе одно и тоже, а по сему Чешскихъ обычаевъ нельзя навязывать симъ послѣднимъ; и тѣмъ больше, что Чешскіе и Русскіе Славяне разошлись другъ съ другомъ слишкомъ давно, и не имѣли никакихъ между собою связей, будучи постоянно разъединены и мѣстностію и условіями жизни; чему яснымъ доказательствомъ служитъ и то обстоятельство, что язычество Чеховъ совершенно не походило па язычество Русскихъ Славянъ. На томъ же основаніи и обычаи Черногорцевъ или южныхъ Славянъ не могутъ быть свидѣтельствомъ при объяспеніи древняго быта Русскихъ Славянъ, соприкасающагося съ Русскою исторією. О князьяхъ Рюрикова дома и ихъ отношеніяхъ между собою, мы будемъ еще имѣть случай говорить подробно; теперь же достаточно сказать, что Рюриковичи по происхожденію своему не были Славянами, и въ Русской землѣ, какъ заподлинно извѣстно, являются пришельцами, пришедшими съ своими обычаями, съ своимъ образомъ жизни; слѣдовательно бытъ Рюриковичей и ихъ отношенія другъ къ другу (даже если бы они были именно таковыми, каковыми ихъ воображаетъ г. Соловьевъ) также ни сколько не могутъ объяснить древняго быта Славянскихъ племенъ на Руси, и особенно во времена ближайшія къ исторіи, когда между Славянскими племенами появились города.
https://books.google...AAJ&output=text
"История ДРЕВНЯго ГАЛИЧСКО-РУССКАГО КНЯЖЕCTBA", Сочиненіе Дениса Зубрицкаго,ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Съ приложеніемъ Родословной Картыни, Львовъ, Тиномъ Ставропигіанскимъ, 1852 год:
У разсѣянныхъ, на сѣверѣ и сѣверовостокѣ Европы, на неизмѣримомъ пространствѣ, отъ горъ Карпатскихъ, отъ горъ Судетскихъ, Исполинскихъ, отъ рѣки Лабы (Эльбы) и Балтійскаго моря до предѣловъ Азіи, обитавшихъ Славянъ, владычествовали въ Х. и нослѣдовавшихъ вѣкахъ два княжескіе рода; то есть: Рюриковичи и Пястовичи, независимо другъ отъ друга.
-------------------------------------------------------------------------------
Не знаю, конечно, точно, но такое впечатление, что термин "Рюриковичи" возникает незадолго до середины 19 века, и постепенно становится общепринятым, с течением времени. И я бы даже не исключал, чтобы автором, которому принадлежит авторство ("изобретение") этого термина был и в самом деле известный безграмотный фантазёр, фанатичный малорос (один из зачинателей русского панславистского направления) Юрий Венелин.
andy4675
28.03 2025
Сергей Соловьёв, "Исторія отношеній между Русскими Князьями Рюрикова дома", 1847 год (тот же год, что указывается и для Ю. Венелина):
Важно здѣсь также выраженіе: Государю, ибо господинъ было неопредѣленное выраженіе учтивости, тогда какъ Государь указывало на отношенія служебныя, подданническія; южные Рюриковичи опередили въ этомъ отношеніи сѣверныхъ: они прежде начали называть В. Князя Литовскаго осподаремъ, что одно и тожо съ словомъ: государь: оба означаютъ собственника, хозяина.
https://books.google...AAJ&output=text
Возможно, поэтому, что всё-же термин "Рюриковичи" мог изобрести известный российский историк Сергей Соловьёв. Митрополит Филарет, "История Русской Церкви", 1851 год:
Князья Рюриковичи и Гедиминовичи, притѣсняемые за православие, оставляли Литву и переходили къ Московскому Князю.