Появление Христианства на Руси. Аскольдово крещение Руси      Первые немногочисленные христианские общины среди русов Подонья стали появляться ещё при апостолах Андрее и Варфоломее в I веке н. э. О Варфоломее известно только то, что он проповедовал в Боспоре. Много более известно о проповеди апостола Андрея.
      Об этом повествуют предания. Кроме ивестного по "Повести временных лет" есть также: "Жизнь и труды святого апостола Андрея Первозванного", (Одесса 1894), Муравьевское 1854 г. издание "Жития святых апостолов". Также "Слово похвальное св. ап. Андрею" (Новгородск. рук. XVI века), поздние списки "Жития св. ап. Андрея XII - XIII вв., житие апостола в "Минеях" разных изданий, есть также рукопись об ап. Андрее Дионисиуса Фабрициуса XVI века (см. его "Хронику"). Далее "Путешествия Павла Алепского" с ещё одной версией этого сказания и, наконец, Артыновское сказание об апостоле и Сулакадзевская руническая "Оповедь" (копии и пересказы древних источников, сделанные в XIX веке).
      Согласно сим преданиям, апостол Андрей, ученик Христа, согласно жребию пошёл в ранее неизвестные евреям страны, в Скифию, на Северный Кавказ, в страну аланов (Роксалания, или по-русски Русколань, где жили русы-казаки и аланы), затем в страны абасков (абхазов) и зигов (адыгов). Согласно "Житиям", проповедь апостола имела успех у всех народов этих стран, и только одно из тамошних племен (в "Житиях" оно названо "джигитами") не стало внимать сей проповеди. Потому апостол с горьким сердцем покинул их страну.
      Был он и в Диоскуриаде (Сухуми), Танаисе и Боепоре (Керчь), где впоследствии раскопали остатки первых христианских храмов, основанных в его время и, надо полагать, им самим. Подробно об этом писал протоиерей о. Стефан (Ляшевский) в книгах "История христианства в земле русской" (Балтимор, 1968) и "Праистория Руси" (Вальрико, 1971).
      По преданию, вошедшему в "Повести временных лет", апостол Андрей дошёл до Киевского холма и поставил там крест, а затем добрался до Новгорода. Однако известно, что Киева-на-Днепре и Новгорода-на-Ильмене в I веке н.э. ещё не существовало. По "Книге Велеса" и "Боянову гимну", предшественник Киева-на-Днепре — Киев Русколанский (иначе его называли Кияр, а также Царь-город, Cap-град) в те годы был в Русколани в Приэльбрусье. А Новгород, или Неаполь Скифский, был в Крыму. Только в сих городах и мог тогда проповедовать апостол Андрей.
      Проповедь его не была забыта, с тех пор Русская Православная Церковь именуется апостольской. Стали появляться и расти христианские общины, в кои входили уже и князья донских русов. Так, известно, что в 300-х годах среди князей, встречавших святого Григория (крестителя армян), был и "царь русов", согласно арабской версии историка Агафангела, написанной в V веке н. э.
      После победы христианства в Римской империи и переноса столицы империи в Константинополь, в IV веке, среди донских русов (казаков) было принято христианство по константинопольскому (греко-византийскому) обряду. Донские земли тогда входили в Боспорское епископство. Известно, что боспорский епископ грек Кадм принимал участие в Никейском соборе 325 года и подписал никейский Символ веры. Ныне на древней границе Боспора и Скифии (в Илурате) найдено и несколько греческих и скифских надгробий того времени с христианской символикой, находящихся в языческих некрополях. Есть и предания о первых епископах, Капитоне и 7 мучениках Херсонесских того времени.
      На монументе князя антов (русов-казаков и адыгов) Буса, на вороте статуи, изображен равносторонний крест, такой, как это было принято у ранних христиан. Также на монументе есть надпись, в конце коей стоит дата (5875 год от Сотворения Мира). Дата дана по греко-византийской традиции (это 368 год н.э.). Это говорит о том, что князь антов Бус был знаком с византийским христианским летоисчислением.
      В 550 году на Тамани, Дону и Северном Кавказе (в землях, пограничных римским колониям) император Юстиниан подавлял выступления, направленные против распространения византийского христианства для коего была характерна нетерпимость к местным традициям. Очевидно, что сии выступления были не антихристианскими, а антивизантийскими, ибо в них также принимали участие и местные апостольские христиане.
      На Кавказе христианские церкви того и более позднего времени известны у всех народов, внявших проповеди апостола. И, надо полагать, часто под именем христиан аланов, куманов-половцев выступают также и их соседи бродники-казаки (их смешивали иностранцы, ибо сии народы вели сходный образ жизни). Бродники-казаки никогда не покидали сих мест и хранили свои христианские и ведические традиции. Однако большая часть славянского мира оставалась в то время не знакомой с христианством и рассматривала ромеев (христиан) только как иноверцев и врагов на поле брани.
      В конце 860 года константинопольский патриарх Фотий направил к славянам и хазарам миссию во главе с "солуньскими братьями" Кириллом (Константином) и Мефодием, задачей коих было распространять христианство среди язычников. Согласно "Житию" Кирилла, он в Хорсуне встретился с неким русином, имевшим Псалтырь и Евангелие, кои были писаны по-русски.
      В "Житии" прямо сказано, что Кирилл славянскую азбуку заимствовал у некоего русича, христианина из Херсонеса. Он вовсе не был изобретателем письменности славян. Видимо, он только дополнил славянскую азбуку некоторыми сугубо греческими буквами (фитой, ижицей, пси и т. д.), которые понадобились для передачи греческих слов в богослужебных текстах. Все сии буквы ныне отмерли за ненадобностью, азбука приобрела современный вид, сходный с древней "велесовицей".
      Только в поздние времена была принята догма о том, что первыми просветителями, принесшими славянам христианские книги, были Кирилл и Мефодий. И христианство, и тем более письменность на Руси были известны задолго до их прихода.
      Деятельность "просветителей" протекала сначала в Таврии, а потом, с 863 года, в Моравии. И уже в 863 году был крещен моравский князь Ростислав.
      Византийское влияние на Руси в эти годы значительно усилилось. Очевидно, даже в Киеве произошёл переворот, и после варягов пришли к власти греки. Надо полагать, что случилось это при участии христиан греческого толка, ориентированных на Византию, им противостояли русские христиане традиции, идущей от апостола Андрея.
      И было это тогда же, когда "Русь была растоптана греками-ромеями, которые тли по морским берегам до Сурожи". Очевидно, тогда произошёл ответный поход Византии, каравший за набег русичей на Константинополь, который произошёл незадолго до этого в 860-м году.
      Поход готовился четыре года и начался в 864 году, когда в Болгарии и Приднепровье из-за засухи был голод. Об этом голоде рассказывают "Повесть временных лет" и "Книга Велеса": "И были мы сирыми и нищими". Тогда была "сушь суровая", приведшая к неурожаю.
      Византийцы оккупировали Болгарию. Болгарского князя Бориса и весь народ стали убеждать (больше силой оружия, чем словом), что голод был наслан за грехи манихейства и язычества. А потом всех болгар крестили по византийскому обряду.
      Тогда же византицы (греки-ромеи), по свидетельству "Книги Велеса", отобрали у Киевской Руси Сурожский край, византийское христианство вновь утвердилось в Таврике. Тогда же русы Таврии были крещены византийским патриархом Фотием.
      Об этом событии сказано в "Окружном послании" патриарха Фотия за 866 год: "Не только оный народ (болгары) переменил древнее нечестие на веру во Христа, но и народ, часто многими упоминаемый и прославляемый, превосходящий все иные народы кровожадностью, я говорю о русах, которые покорив окрестные народы, возгордились и, возымев о себе высокое мнение, подняли оружие на Римскую державу (в 860 г.). Теперь они сами переменили нечестивое языческое суеверие на чистую и непорочную христианскую веру и ведут себя в отношении нас почтительно и дружески, тогда как незадолго перед тем беспокоили нас своими набегами".
      Очевидно, что Фотиево крещение коснулось только Сурожской Руси (бывшей Скифии). Тогда в Скифию были направлены из Византии миссионеры, которые начали проповедовать среди русов. Стали строиться христианские храмы на месте древних "храней", где боги русов "были повержены в прах", как и во времена Перикла (русы не видели разницы между греками христианами и язычниками). Об этом же говорит и "Книга Велеса": "А греки хотят нас крестить, чтобы мы забыли своих богов и так обратились к ним, чтобы стричь с нас дань, подобно пастырям, обирающим Скифию".
      Надо полагать, тогда же в Киеве власть варягов (Хакана Рус) сменилась на власть провизантийскую.
      "Книга Велеса" называет следующего князя Киева Диросом Эллинским (это летописный Дир). Он не был варягом, "боярином Рюриковым", как о том сообщают некоторые русские летописи.
      Возможно, он был потомком князя Кия, как считал польский историк Ян Длугош (ум. в 1480 г.), который основывался на неизвестных нам русских летописях: "После смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русских, пока наследование не перешло к двум родным братьям Аскольду и Диру". В сем известии многое напутано. Но если признать верным сообщение о том, что Дир был потомком Кия, то тогда сей Кий мог быть только Кием Готским: лишь так Дир Эллинский мог оказаться и потомком Кия, и "греколаном". То есть Дир мог быть из огреченных жителей Таврической Грецколани. Видимо, из Готского царства, либо даже готского города Дораса. Полное имя Дира — Дирос Эллинский. "Книга Велеса" дает даже форму Дор (Дорас), что в точности повторяет имя сего города. И думаю, что не стоит искать похожие имена у кельтов и иллирийцев, как это делается современными историками, слишком они далеко жили от сих мест в те годы, да и к тому же их роды были ослаблены и угасали.
      И сей Дир ранее 864 года явился в Киев "и побил нас из-за нашего разделения и усобиц". Его, полагаю, поддерживали византийцы. Однако, прийдя к власти и захватив Киев, Дир не стал крестить киевлян, опасаясь народного возмущения. Да и был ли он христианином? По крайней мере, его киевляне предпочли крещённому Аскольду.
      Нетрудно подсчитать, что правил Дир в Киеве с 850-860-х годов по 876 год (последние годы совместно с Аскольдом). В 876 году крестившийся Аскольд убил Дира.
      Тогда же, согласно "Книге Велеса", в Киев приходили, и причём не один раз, Аскольд и Рюрик во главе варяжской дружины, которая охраняла эллинских купцов.
      В 870-м году Рюрика призвали на княжение в Новгород. Рюрик, претендовавший на княжение в Новгороде, утверждал, что он — русич. И не просто — русич, а прямой потомок Словена — первого новгородского князя. Для этого у него были основания. Не случайно же во всех списках "Повести временных лет" Рюрика и его спутников называют варягами-русь: "Сице бо звахуть ты варагы-русь, яко же друзии зовутся свее (шведы), друзии же оурмани (норманны), инии и готе (готы)".
      Согласно русским летописям, Рюрик пришёл в Новгородские земли с братьями Синеусом и Трувором. Кстати, и мекленбургские ободритские предания говорят о призвании на Русь трёх братьев. Имя первого брата славянское ("синий ус"), а второго брата — скандинавское: такое имя можно найти в книгах Саксона Грамматика, по-скандинавски оно значит "заслуживающий доверия". Нет ничего удивительного в том, что у ободритов встречались и скандинавские имена (и мы ныне часто даём своим детям неславянские имена). И нет никаких причин искать в сих именах искажённые норвежские слова "свой род" и "своя дружина", с которыми (а не с братьями) якобы пришёл Рюрик. Сию версию, явно в издевку, придумал один из основателей "норманизма" Г. Байер, но и поныне сие мнение с завидной настойчивостью повторяют российские историки.
      Вскоре после прихода в Новгородские земли Синеус и Трувор скончались. Остался править один Рюрик.
      Согласно "Книге Велеса", Аскольд совершили поход на Киев, видимо, из Новгорода, в коем Рюрик и появился в 870 году. По русским летописям, Рюрик остался в Новгороде, а в Киев пришли "бояре Рюриковы": Аскольд и Дир (сведения летописей в данном случае менее достоверны, Дир уже был в Киеве).
      И тогда Аскольд "захотел править нами". Надо полагать, Аскольд и Рюрик поделили Русь: Аскольду достался Киев, а Рюрику — Новгород. Поначалу киевляне не хотели покоряться Аскольду, ибо "Дира имели у себя". Но Дир сказал, чтобы киевляне с этим смирились. И какое-то время Дир и Аскольд правили вместе ("И было так сначала").
      В 872 году Аскольд совершил поход на болгар. Тогда, согласно "Никоновской летописи": "Убиенъ бысть от болгар Осколдов сынъ". Кстати, сие свидетельство говорит также и о том, что в 872 году Аскольду было не менее сорока лет.
      В тот же год (по "Никоновской летописи") Рюрик убил в Новгороде Вадима Храброго, а также многих иных новгородцев и советников его. "Книга Велеса" содержит призыв к свержению Рюрика, относящийся к этим временам.
      В 873 году Аскольд и Дир воевали с полочанами и, по замечанию летописца, "много зла сотвориша". А уже в следующем, 874 году, Аскольд двинулся на Царьград. (Замечу, почти всегда дают неверный 866 год. Разница в восемь лет получилась из-за разных отсчётов "от Сотворения Мира", есть византийский 5508-й до Р.Х. и болгарский 5500-й до Р.Х.)
      Согласно летописям, на Царьград Аскольд пошёл вместе с Диром, а в "Книге Велеса" говорится только об одном Аскольде (возможно, он только выступал от имени Дироса Эллинского). Аскольд "посадил воинов своих на ладьи и пошёл грабить в другие места". Далее сказано, что он "пошёл на греков, чтобы унизить их города и приносить жертвы богам в их землях".
      Поход, судя по сохранившимся известиям, был крайне неудачным. Буря разметала суда варягов и русов. Сия буря была приписана чуду, свершившемуся после окунания патриархом Царьграда в море края ризы Богородицы Влахернской. Когда Аскольд и Дир вернулись из-под Царьграда "в мале дружине"., в Киеве был "плач велий" (по "Никоновской летописи"). Но уже в 875 году Аскольд и Дир воевали с печенегами на Волге. Как видим, военные походы Аскольда и Дира охватывали чуть не всю Восточную Европу: они ходили от Новгорода, Полоцка, Болгарии до Волги и Царьграда (впрочем, возможно, имя Дира было присоединено к имени Аскольда летописцами, тем более что при именах сих правителей глаголы часто стоят в единственном числе).
      Чудо с ризой Богоматери Влахернской не прошло для Аскольда бесследно. Он уже стал подумывать о принятии крещения. И тут (около 875 года) император Византии Василий Македонянин призвал русов на переговоры. На сей встрече Василий щедро раздавал золото, серебро и шелковые одежды. Тогда же был заключен мирный договор и русы во главе с Аскольдом были убеждены принять крещение. Им было показано Евангелие, не горящее в огне. Увидев чудо, Аскольд принял крещение. Поскольку его могила потом находилась в церкви Святого Николы, полагают, что Аскольда окрестили Николаем.
      Вернувшись в Киев после крещения, согласно "Книге Велеса", Аскольд убил Дира и "один занял его место". "Аскольд силою разгромил нашего князя и победил его. Аскольд после Дира уселся у нас как непрошеный князь. И начал княжить над нами, и стал вождём самого Огнебога, очаги хранящего. И потому Он отвратил свой лик от нас, что мы имели князя, крещённого греками".
      И тогда Аскольд изгнал из Киева жрецов, стал насильно крестить киевлян. Так состоялось Аскольдово Крещение Руси (уже второе после Фотиева Крещения).



   назад       далее