←  История народов, этнология

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Крымские татары

Фотография BKR BKR 24.04 2021

Крымские ханы (1441 - 1783 гг.):

BC75461D-697E-4CBA-921D-CCB5CAC55ECA.jpeg

Ханский трон в Бахчисарайском дворце:

1EDB4CC1-781B-47BC-B82B-DD586F3448E5.jpeg

Мезарлык (кладбище крымских ханов):

5EEF38A8-2F82-4B8D-8873-170EA501738B.jpeg

Надгробья:

3F2518DF-FD6F-4419-B494-F240F2D52002.jpeg

До 2024 г. дворец в Бахчисарае будет на реставрации. Над ним построили защитную крышу:

A4341B4C-5471-4D3F-8CBC-04FD9EDEAB2C.jpeg
Ответить

Фотография BKR BKR 24.04 2021

Крымскотатарские национальные блюда.

Самое широко известное, это, конечно - чебурек.

Еще очень характерное блюдо - маленькие пельмени.
Чем меньше их размеры, тем выше мастерство хозяйки.
Раньше так невест оценивали перед свадьбой.

Ну а вообще, эта кухня - общетюркская с региональным компонентом.
Блюд и напитков - очень много, все вкусное.

На фото - пример крымскотатарских блюд в ресторане Гюзель в Бахчисарае.
Тут и чебурек (уже надкусан - не удержался), и его безфритюрный вариант, и маленькие пельмени (в виде супа с ними) и проч.:
B049B302-EEA4-4E1A-831A-ECC1D5C8427B.jpeg
Ответить

Фотография BKR BKR 24.04 2021

Фото крымского татарина (это отец моего друга, который им очень гордится) - гвардии старший лейтенант Аляутдин:
58C5E47E-3801-4477-BABD-C5782267B6C6.jpeg
Ответить

Фотография BKR BKR 24.04 2021

Дюрбе (мавзолей) Джанике-ханым (дочь Тохтамыша) - была построена в Чуфут-кале в 1437 г. На нагорье, к вершине которого ведет тропа от Успенского монастыря к мусульманскому кладбищу и далее круто вверх через ворота пещерного города:
94AD7D6E-72CB-4408-BA3D-F7A6372242B7.jpeg
Ответить

Фотография Gurga Gurga 24.04 2021

Дюрбе (мавзолей) Джанике-ханым (дочь Тохтамыша) - была построена в Чуфут-кале в 1437 г.

С именем Джанике-ханум связан ряд легенд и преданий.
Кое-что осталось за «кадром».

 

1. Тулунбек-ханум.
…"Того же лэта (6894/1386) царь Токтамышь убилъ самъ свою царицу, нарицаему Товлунъбека" [1]. Если учитывать тот факт, что имя Тогайбек можно прочитать и как Тоглубек (в русской огласовке и транскрипции - Товлунбек/Товлубек), то становится очевидным, что хан либо лично убил, либо приказал казнить (как глава судебной власти Орды) именно Тогайбек - мать наибольшего количества (шестерых) его детей…[2]

Предание гласит, что Тогайбек, дочь Хаджибека, владетеля Киркельского. Тохтамыш мог взять её в жены только после разгрома Мамая, то есть в 1380г, и, получается, казнил в 1386г. Шесть детей за шесть лет! Удивительная плодовитость: каждый год по ребёнку, ни одной осечки. В принципе, физиологически для женщины это возможно, но как-то сомнительно.

С другой стороны, высказано предположение, что Тулунбек-ханум не кто иная, как Чингизидка - дочь Джанибека и вдова Мамая (см.: Варваровский, 2008, С. 89; Миргалеев, 2003, С. 37), от лица которой Мамай чеканил монеты. «Царь же Токтамышь… сам шед взя Орду Мамаеву и царици его и казны его и улус весь его поимав…» [1]. «Товлунъбека» больше напоминает именно «Тулунбек»: есть все основания полагать, что это была та самая «царица» Мамая, которая была взята в жены Токтамыш-ханом после победы над темником в 1380 г., чтобы повысить свою легитимность в наследовании трона Золотой Орды (см.: Сидоренко, 2000, С. 287)  [3].
К этому необходимо добавить, что у Тохтамыш-хана были другие сыновья от неизвестной по источникам жены: Кепек-хан и Керим-берди-хан. Возможно, именно эти два сына и были детьми Тулунбек-ханум.

 

2. Тогайбек, мать Джанике-ханум.
…хан либо лично убил, либо приказал казнить (как глава судебной власти Орды) именно Тогайбек - мать наибольшего количества (шестерых) его детей. Причина такого яростного гнева в источниках не упоминается. Однако известно, что смертная казнь по нормам монгольского законодательства была предписана за прелюбодеяние… При этом, "...если муж убил жену, которая совершила прелюбодеяние, он не наказывается" [2].

Интересная версия. Ход мыслей автора мне нравится.
Предание гласит, что Тохтамыш-хан убил свою любимую жену Тогайбек в гневе за то, что эмир Едигей предал его в ~1397г. Это предположение, что убил за прелюбодеяние, полностью объясняет, почему Тохтамыш-хан и эмир Едигей стали непримиримыми врагами до самой гибели Тохтамыша в 1405г. Но на самом деле Едигей предал Тохтамыш-хана уже в 1391г.

Скорее всего, в предании отражена казнь Толунбек-ханум (1386г), которую спроецировали на Тогайбек, дочь Хаджибека, потому что имена схожи по звучанию. Возможно, и скорее всего, Тохтамыш-хан и не убивал Тогайбек, это всего лишь предание.

Хаджибек (или Кичибек?), владетель Киркельский, погиб в битве на Синих Водах в 1362-1363г. Следовательно, если Тогайбек его дочь, то в 1380г ей было как минимум 18 лет. По меркам средневековья, она уже старая дева, причем, сирота. Тохтамыш-хану не было никакого смысла брать её в жёны.

Параллели:
Любимая жена Тимура - Шолпан-малика, дочь Хаджибека (из Могулистана).
Любимая жена Тохтамыша - Тогайбек, дочь Хаджибека. Одну из дочерей Тогайбек звали Малика-ханча.
Вероятность того, что один Хаджибек из Могулистана, а другой - из Крыма, мала.
Очевидно, что эмир Тимур и Тохтамыш-хан были женаты на сёстрах, то есть они свояки!!

Косвенным подтверждением родства между Тимуром и Тохтамыш-ханом является обращение Тохтамыш-хана в письмах к Тимуру: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного! Хвала Аллаху, который по благости своей сделал нас братьями и соединил нас под своей властью, как неразъединяемые корни, как побеги одного дерева!» [4].
А также сведения БЛЕЗ ДЕ ВИЖЕНЕРА: «После Улана царствовал Тохтамыш, сопровождавший литовского князя Витовда в походе против заволжского хана Тамерлана, не смотря на то, что тот приходился ему братом» [15].

Эмир Хаджибек восстал и перешёл на сторону Тохтамыш-хана в 1388г, за что в последствии был казнён Тимуром [5]. А Толунбеку Тохтамыш-хан казнил в 1386г. Поэтому считать, что Толунбека и Тогайбек - одно лицо, не имеет смысла.

 

3. Hyp ад-Дин, сын Едигея.
В "Сборнике летописей" Кадыр Али бека (1602 г.) имеется известие о том, что у "Тохтамыша была дочь по имени Джанака - ее взял Едигей"( Сборник летописей. Казань. 1854. Т. 2. Ч. 1, с. 158.). Она стала матерью Hyp ад-Дина. (ТРЕПАВЛОВ В. В. История Ногайской Орды. М. 2002, с. 78.; Валиханов 19046, с. 269; Кадыр Али-бек 1854, с. 158). [2]

Сына Едигея от Джанике-ханум звали Султан-Махмуд. [6]
Эмиры, перешедшие на сторону Джелаль-ад-дина, заключили мирный договор с Едигеем на условиях Джелаль-ад-дина: “Если Идигу пришлет своего сына Султан-Махмуда и сестру Джелаль-ад-дина, которая имела этого сына, и если он станет чеканить монету и (читать) хутбу на наше имя, то вы не воюйте с ним, а отправляйтесь (домой)“. “…и он посылает к хану своего сына“ (естественно, и его мать – Джанике-ханум). [6]
Кстати, «…гонец от мирзы Улугбека, который доложил (Шахруху), что между Султан-Махмудом и Борак-огланом в Могулистане произошло большое сражение и что Султан-Махмуд убил Борака.» в 1428г. [6]
Конфликт произошел по причине убийства Барак-ханом Мансура, сына Едигея.
Военные неудачи Барак-хана привели к разладу отношений с Мансуром: «Барак-хан задумал устранить Мансура и править страной самодержавно. Целых семь месяцев он притворно изъявлял дружбу, но в конце концов во время одной вечеринки убил Мансура. Братья Мансура – Гази-мирза, Навруз-мирза – и другие его родственники бежали к Кучук-Мухаммад-хану». Султан-Махмуд, Гази-мирза и Навруз-мирза, сыновья Едигея, собрав войска, а также получив поддержку от Кучук-Мухаммеда, выступили против Барака и убили его. Позже,  деспотичный Гази-мирза убил Султан-Махмуда. Логично предположить, что Султан-Махмуд это и есть сын эмира Едигея от Джанике-ханум.

 

4. Кадир-Берди, сын Токтамыша.

Предание гласит, что Джанике умоляла Едигея не убивать трёхлетнего младшего брата Кадир-Берди и спрятала его «в царстве».
Но согласно «Муизз ал Ансаб: генеалогии Джучидов 1427» Кадир-Берди старше детей третьей жены Токтамыша Тогай-беке:
«У Тохтамыш-хана следующее потомство:
От Урун-бике три сына: Искандер, Кучук, Абу-Саид, и дочь Мейрам-бек-ханча.
От наложницы из племени черкес: Кадир-берди.
От Тагай-бике, дочери Хаджи-бека, было три сына и три дочери: Джалал ад-Дин-хан, Джаббар-берди-хан, Саид-Ахмад-хан, Малика-ханча, Джаника-ханча, Саид-бика-ханча.
От Шукр-бике-ага, дочери эмира Арсака была одна дочь: Бахтибек-ханча.
Другие сыновья Тохтамыш-хана: Кебек-хан и Керим-берди-хан» [7]

Наложниц у хана могло быть много. Летописцы замечают наложниц только тогда, когда они рожают от хана детей. Судя по потомству Тохтамыша, Кадир-берди старше всех детей Тогай-бек, потому что наложница стоит выше, чем законные жены: Тогайбек, дочери Хаджи-бека, и Шукр-бике-ага, дочери эмира Арсака.
Возникает вопрос: какого трёхлетнего мальчика по имени Кадир-берди прятала от мужа эмира Едигея Джанике-ханум?

 

5. Джанике-ханум, Дочь Тохтамыша.

Предание гласит, что совсем юнную Джанике-ханум отдали эмиру Едигею (~1397г). Необходимо сделать поправку на то, что эмир Едигей предал Тохтамыша уже в 1391г. Тем более, если взглянуть на потомство Тохтамыш-хана, то видно, что Джанике-ханум средняя дочь Тогайбек: Малика-ханча – старшая дочь. А если еще предположить, что у Джанике-ханум были старшие братья, то в 1397г она была совсем маленькой, ей было от силы лет ~10, а в 1391 - совсем малышка. В этом возрасте ханских дочерей замуж не отдавали. Следовательно, стать женой эмира Едигея она могла позже 1397г, например, в 1405г после гибели Тохтамыш-хана. Например, известно, что один из сыновей Едигея - Кикват (Кей-Кавад, Кейкюват) был «мальчиком от Тохтамышевой стряпки», уцелевшей после разгрома ставки Тохтамыш-хана.

В конце 1411г Джанике-ханум вместе с сыном Султан-Махмудом эмир Едигей выдал эмирам по требованию Джалал ад-Дин-хана - это было одно из условий мирного договора. [6].

По словам ал-Макризи, в 1416 г. жена Едигея прибыла в Дамаск, откуда собиралась в сопровождении 300 всадников сделать хаджж в Мекку. Ал-Аскалани к этим словам добавляет, что хаджж этот жена Едигея совершила с сирийским караваном. Джанике-ханум совершила хаджж в течении 1416-1417гг.

То есть, с 1411г по 1417г Джанике-Ханум была не под властью мужа, а была «свободной женщиной Востока»!!!
Предание гласит: после гибели мужа эмира Едигея и брата Кадир-Берди в 1419г, Джанике-ханум возвращается в Крым в Кирк-ор (Джуфут-кале), благоволит будущему основателю династии Крымских ханов Хаджи-Гирею. Почему? Почему она поддерживает Хаджи-Гирея, а не своего родного брата или племянника Сейид-Ахмет-хана?

Приведу реплику Карамзина: «…Моголы Черноморские избрали себе в Ханы осьмнадцатилетнего юношу, одного из потомков Чингисовых (как уверяют), именем Ази, спасенного от смерти и воспитанного каким-то земледельцем в тишине сельской. Сей юноша, из благодарности к своему благотворителю приняв его имя, назвался Ази-Гирей: в память чего и все Ханы Крымские до самых позднейших времен назывались Гиреями…» [8].

Добавлю реплику Матвея Меховского (1521):
«…Другая отрасль и родовая ветвь, идущая от заволжских татар, это — татары уланы, называемые так по Улану, завоевателю Таврического острова.
Улан значит девушка или девственница, и назван он был так потому, что рожден был девушкой вне законного брака. Это имя он передал и своим потомкам на Херсонесе Таврическом.» [9].

Сейид Мухаммед Резы подтверждает молодость Хаджи Гирея:
«После Мухаммеда народ избрал своим ханом Хаджи Гирея, родоначальника всех крымских ханов. Молодостью Хаджи хотел воспользоваться Сейид-Ахмет, хан Ногайской Орды и сделался самодержавным властителем всего Крыма. Хаджи Гирей с братом, сопровождаемые верным слугой спасли жизнь свою бегством и скрывались 6 лет, покуда Ширинский вельможа и любимец прежнего хана не уговорил всех знатных татар свергнуть Ахмеда и возвести Гирея на трон».[10]

Я не знаю из каких источников почерпнули свои сведения Карамзин и Матвей Меховской, но если от 1433г, год первого призвания Хаджи Гирея на Крымское ханство, отнять 18 лет, то датой рождения Хаджи Гирея будет 1415г.
А в следующем году в 1416г Джанике-ханум совершает хаджж, причем, сама без мужа! Хаджж – это дело святое. Есть нюанс: тому, кто совершил хаджж, прощаются все грехи.
Хаджж очень удобная вещь, чтобы избежать побития камнями или казни.
Далее.
В 1417г эмир Едигей изгоняет Джаббар-хана, сына Тохтамыш-хана, из Крыма и Джанике-ханум возвращается из Мекки.
В 1419г эмир Едигей погиб в битве с Кадир-Берди, сыном Тохтамыш-хана.
В 1420г Джанике-ханум возвращается в Крым в Кырк-ор (Джуфут-Кале).
Джанике-ханум умерла в 1437г. На её могиле Хаджи Гирей воздвиг дюрбе. Великой государыне Джанике-ханум, дочери Тохтамыш-хана.

Повторю вопрос: какого трёхлетнего мальчика по имени Кадир-берды прятала от мужа, эмира Едигея, Джанике-ханум?

6.Хаджи Гирей.
Хаджи Гирей, родоначальник династии Крымских ханов – Гиреев, имеет достаточно «мутное» происхождение.

- Муизз ал Ансаб: генеалогии Джучидов (1427 год):
«У Баш-Тимура четыре сына Гияс ад-Дин, Джалал ад-Дин, Алибек, Даулетберди.
У Гияс ад-Дина два сына Хаджи-Гирей, Джан-Гирей и две дочри Султан-насаб и Шах-насаб…» [7]

- КЫРЫМЛЫ ХАДЖИ МЕХМЕД СЕНАИ КНИГА ПОХОДОВ, ИСТОРИЯ ХАНА ИСЛЯМ ГИРАЯ ТРЕТЬЕГО (1651)
«Хазрет …Менгли Герай хана, а он сын султана Хаджи Герай хана, а он сын султана Гияседдина, а он сын султана Таштемур хана, а он сын султана Девлетберди хана, а он сын прославленного Токтамыш хана» [11].

- Бархатная книга 1787 РОДЪ КРЫМСКИХЪ ЦАРЕЙ:
«Тонго Зиулановъ сынъ Тахтамышъ Царь, первой на Крыме; а убилъ его Идиги Князь.
А у Тахтамыша Царя сынъ Бердибекъ; убили его братья, и того роду только.
Дулатъ Перди Уланъ.
У Дулатъ Перди Улана сынъ Азигирей; жилъ у Казимера Короля въ Литве, и Казимеръ его отпустилъ на Крымъ.» [12].

- Карамзин Н.М.:
«…Другие же Историки пишут, что Ази-Гирей, сын или внук Тохтамышев, родился в Литовском городе Троках и что Витовт доставил ему господство в Тавриде…» [8]

- "Летописи Дешт-и Кипчака"(Летописи крымских ханов, 1737г)
Халифат хана Хаджи-Гирей сына султана Гийас ад-Дина сына хана Таш-Тимура. 855 г. х. [03.02.1451 - 22.01.1452], правил 16 лет [13].

Вроде бы всё прозрачно. Но «Хаджи-Гирей» - это псевдоним родоначальника династии Крымских ханов!

Лучше всех свою родословную знал сам Хаджи-Гирей. Вот что он сам про себя пишет на могиле Джанике-ханум:
"Мечеть эту благословенную построил в году 859 (1455) великий султан и высокий хакан, властелин царей арабских и аджамских Хаджи-Герей хан, сын Гияседдина …, сына Эртогмаза …. Да одарит его Аллах длительным правлением" [14].

Гияс ад-Дин – распространённое мусульманское имя, а известного Чингизида по имени Эртогмаз нет!! Эртогмаз – это тюркское имя!!!

Эртогмаз - бувально, "да не родится мужчиной". Здесь отражена тюркская традиция давать имя-обманку с целью запутать зловредных духов. Если в семье все дети умирали в младенчестве, то новорожденному ребенку могли дать "нечеловеческое" имя (н-р, название предмета или животного/птицы), а если мальчики умирали, а девочки выживали (и наоборот), то мальчик мог получить "женское" имя .

У каждого человека есть два деда. Если родословную Хаджи-Гирея историки выводят от хана Тохтамыша, то логично предположить, что она тянется от Джанике-ханум его матери, которой, «великой государыне», Хаджи-Гирей воздвиг дюрбе.

----
[1] Никоновская летопись.
[2] Селезнёв Ю.В. «Токтамыш - последний хан единой Орды». Вопросы истории,  № 2, Февраль  2010, C. 122-131.
[3] Почекаев Р.Ю. «Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов)».
[4] Переписка Тохтамыш-хана с Тимуром.
[5] НИЗАМ АД-ДИНА ШАМИ “КНИГА ПОБЕД”
[6] Абд ар-Раззак Самарканди «Места слияния» 1470-1475гг .
[7] Муизз ал Ансаб: генеалогии Джучидов 1427г, пер. Ж. М. Сабитова Текст воспроизведен по изданию: Рецензия на новый перевод Муизз ал Ансаб Золотоордынская цивилизация, № 3. Казань. 2010.
[8] Карамзин Николай Михайлович 1803-1826 «История государства Российского. Том 5».
[9] Матвей Меховской
[10] Сейид Мухаммед Резы «Асееб о. ссейяр или Семь планет, содержащей историю крымских ханов от Менгли Гирея хана I до Менгли Гирея хана II, т.е. с 1466 до 1737 года».
[11] КЫРЫМЛЫ ХАДЖИ МЕХМЕД СЕНАИ КНИГА ПОХОДОВ, ИСТОРИЯ ХАНА ИСЛЯМ ГИРАЯ ТРЕТЬЕГО (1651)
[12] Бархатная книга 1787 РОДЪ КРЫМСКИХЪ ЦАРЕЙ
[13] "Летописи Дешт-и Кипчака"(Летописи крымских ханов, 1737г)
[14] Эвлия Челеби "Путешествия по Крыму" 1666г
[15] БЛЕЗ ДЕ ВИЖЕНЕР “ОПИСАНИЕ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВСТВА 1573”

Ответить

Фотография ddd ddd 24.04 2021

 

Кроме ранее упоминавшихся народов и племён, в крымских городах проживало большое количество евреев, черкесов, пятигорцев, цыган и т.д. (Броневский, 1863. С. 357).

Кто такие пятигорцы? :blink:
 

 

Пятиго́рцы — лёгкая литовская конница, созданная в XVI веке из черкасов, переселившихся в Великое княжество Литовское с Кавказа по различным причинам, в т.ч. с нежеланием принимать веру Османской империи и ее подданство. Название пятигорцы происходит от кавказских Пяти гор. 


Ханский трон в Бахчисарайском дворце:

отреставрировали так что-ли?

был с монотонной сидушкой.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 24.04 2021

Хайруддинов М.А. Ислам в культуре и цивилизационном развитии крымскотатарского народа // Litteraria Copernicana. № 1(33), mar. 2020. P. 183–194.

http://apcz.umk.pl/c....2020.013/25587

Ответить

Фотография BKR BKR 25.04 2021

Собственно, фото самого Дюрбе (мавзолей) Джанике-ханым:
128CD381-5AFA-4034-BBF5-38E06B78C42C.jpeg

А то в прошлый раз запостил вид с плато позади этого мавзолея.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 25.04 2021

Пятиго́рцы — лёгкая литовская конница, созданная в XVI веке из черкасов, переселившихся в Великое княжество Литовское с Кавказа по различным причинам, в т.ч. с нежеланием принимать веру Османской империи и ее подданство. Название пятигорцы происходит от кавказских Пяти гор.

А зачем они в Крыму селились? :think:

Ответить

Фотография Стефан Стефан 25.04 2021

Эта ветка посвящена крымским татарам, а вовсе не черкесам (адыгам) или пятигорцам.

Ответить

Фотография Gurga Gurga 26.04 2021

ГИЛЬОМ ЛЕВАССЕР ДЕ БОПЛАН

ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ

LA DESCRIPTION D'UKRANIE

 

Крымские татары.

 

 

Коснувшись страны татар, мне кажется не лишним сказать несколько слов относительно их обычаев, образа жизни, ведения войны, порядка, какого они держатся во время похода, при нападении на неприятельскую землю, и как они совершают отступление до пустынных степей.

Татары, родившись, остаются несколько дней слепыми, не имя возможности открыть глаз, подобно щенкам и другим животным (Здесь Боплан передает тенденциозное мнение, сложившееся о татарах на Украине: оно является, по-видимому, плодом презрительного отношения или же насмешки над татарами). Они не высоки ростом: самые высокие из них не превышают нашего среднего роста; они скорее малого роста, чем большого, но коренасты, с очень крупными членами, высоким и толстым туловищем, широкими плечами, короткой шеей, большой головой; лицо у них почти круглое, лоб широкий, глаза мало открытые, но совершенно черные и широко прорезанные, нос короткий, рот довольно малый, зубы белые, как слоновая кость, кожа смуглая, волосы очень черные и жесткие, как конский волос. Вообще, татары имеют совершенно другую физиономию, чем христианские народы и с первого же взгляда их можно различать. Ростом и наружностью они походят на американских индейцев с берегов Мараньона или тех, которых называют караибами. Bсе они храбрые и сильные воины, неподдающиеся усталости, легко переносящие перемены погоды, ибо с семилетнего возраста, когда они выходят из своих “кантар”, т. е. домов на двух колесах, они не иначе спят как под открытым небом, и начиная с этого возраста им никогда не дают пищу, пока они не собьют ее стрелою. Вот как татары научают своих детей метко стрелять из лука. А когда они достигнут 12-летнего возраста, их посылают на войну. Когда дети находятся в малом возрасте, их матери стараются ежедневно купать их в соленой воде, чтобы сделать их кожу грубее и менее чувствительною к холоду на случай, когда им зимой придется переходить реки вплавь.

Надо различить два рода татар: одни называются ногайскими (Ногайцы получили свое имя от знаменитого золотоордынского хана Ногая или Нагая, который по поручению Батыя, а затем — Беркая, в половине XIII ст. воевал в Персии и Закавказье. В 1270 г. он отложился от Золотой Орды и перекочевал к северным берегам Черного моря, а затем — к низовьям Дуная, откуда предпринимал стремительные набеги на Византию, Сербию и Болгарию. Породнившись с Императором Михаилом Палеологом, Ногай вмешивался в политику императоров и пытался овладеть Болгарией. Ногай распространил свою власть также и на южную Русь, князей которой он считал своими данниками. В 1276 г. он покорил Курскую область. В конце XIII ст. русские князья: Мстислав и Лев Даниловичи сопровождали Ногая во время его похода па Польшу. Вскоре Ногай приобрел такую силу, что возвел на золотоордынский престол хана Тохты (Тохтамыша), который, однако, вскоре восстав против него, разбил Ногая на берегах р. Буга и заставил его бежать. Вскоре после этого Ногай был убит, а его орда, после смерти своего повелителя, частью рассеялась, и частью возвратилась в приазовские степи.), а другие — крымскими; последние, как мы сказали, живут на том большом полуострове, который находится на Черном море, и обыкновенно называется Таврической Скифией. Ногайцы же разделяются на две половины, т. е. Большую Ногайскую орду и Малую; обе кочуют между реками Доном и Кубанью, переходя с места на место, подобно дикарям. Одни из них считаются подданными крымского хана, другие — московского царя; есть между ними и такие, которые признают себя независимыми. Эти татары менее благородны, чем крымские татары, а последние не столь храбры, как буджакские.

Вот как одеваются татары: одежду этого народа составляет короткая рубаха из бумажной ткани, спускающаяся только на 1/2 фута ниже пояса, кальсоны и шаровары из полосатого сукна, или чаще всего из бумажной материи, настеганной сверху; более знатные носят стеганый кафтан из бумажной ткани, а сверху — суконный халат, подбитый мехом лисицы или же куньим высокого сорта, шапку из того же меха, и сапоги из красного сафьяна, без шпор. Простые татары надевают на плечи бараний тулуп, шерстью наружу, во время сильного зноя или дождя. Вид их в такой одежде, при неожиданной встрече на поле, может привести ужас, ибо их легко можно принять за белых медведей, взобравшихся на лошадей; но зимой, во время холодов, они выворачивают свои тулупы шерстью внутрь, и то же делают с шапкой, сделанной из такой же материи. Они вооружены саблей, луком с колчаном, снабженным 19 или 20 стрелами, ножом за поясом; при них всегда кремень для добывания огня, шило и 5 или 6 сажень ременных веревок, чтобы связывать пленных, которых они могут захватить во время похода; каждый имеет в кармане нюренбергские часы. Только самые богатые носят кольчуги; остальные же, за исключением таковой, отправляются на войну без особенной защиты тела. Они очень [21] ловки и смелы в верховой езде, но имеют очень дурную посадку, т. к. при коротких стременах ноги очень изогнуты в коленях; сидя на лошади, они походят на обезьяну, взобравшуюся верхом на борзую собаку. Тем не менее они очень искусные ездоки на лошади и столь ловки, что во время самой крупной рыси перепрыгивают с одной выбившейся из сил лошади на другую, которую они держат за повод, для того, чтобы лучше убегать, когда их преследуют. Лошадь, не чувствуя под собой всадника, переходит тотчас на правую сторону от своего господина и идет рядом с ним, чтобы быть наготове, когда он должен будет проворно вскочить на нее. Вот как приучены эти лошади служить своим господам. Впрочем, это особая порода лошадей, плохо сложенная и некрасивая, но необыкновенно выносливая, т. к. сделать в один раз от 20 до 30 миль возможно только на этих бахматах (так называется эта порода лошадей); они имеют очень густую гриву, падающую до земли, и такой же длинный хвост.

Обыкновенную пищу татар как оседлых, так и тех, которые кочуют, составляет вовсе не хлеб, если они живут не среди нас; лошадиное мясо у них предпочитается говядине или же козлиному мясу; баранины же они вовсе не употребляют; но зарезать лошадь они решаются, не иначе как убедившись, что она очень больна и что нет никакой надежды пользоваться ею. Если лошадь падет сама собой от какой бы то ни было болезни, они не преминут ее съесть, т. к., надо признаться, народ этот не отличается разборчивостью. Даже те, которые отправляются на войну, поступают таким же образом. Они составляют товарищества по 10 человек, и когда окажется, что одна из их лошадей не может более продолжать пути, они ее убивают, и если при этом находится мука, то ее размешивают с кровью руками, как свиную кровь для колбас, затем варят в горшке и едят, как большое лакомство; что касается мяса, то они приготовляют его таким образом: разбирают лошадь на 4 части, и три из этих частей отдают тем из своих товарищей, которые ничего не имеют, для себя же оставляют только одну заднюю часть, которую они разрезают из самой мясистой части полосами как можно более длинными, толщиною не более одного—двух дюймов, кладут на спину лошади, которую седлают, подтягивают подпругу как можно крепче, затем садятся на нее и едут в течение двух или трех часов, ибо вся армия идет одинаковым шагом; затем они слезают с лошади, расседлывают ее, переворачивают полосу мяса, смачивая ее собранной пальцем пеной лошади, боясь, чтобы мясо не слишком засохло. Сделав это, они снова седлают лошадь, притягивают подпругу также туго, как и раньше, и снова едут два или три часа и тогда мясо уже считается приготовленным по их вкусу, т. е. как бы тушеным. Вот их нежное жаркое и подлива. Все же остальные части конины, которые не могут быть разрезаны большими кусками, они варят с солью, не снимая пены, так как считают, что снимать пену это значит отнимать у мяса его вкус и сочность. Вот как питается этот жалкий народ; они пьют хорошую воду, если встретится, хотя случается это очень редко; в течение же всей зимы они пьют воду из растаявшего снега. Те из них, кто пользуется достатком, как напр. мурзы, т. е. дворяне, и другие, имеющие кобылиц, пьют их молоко, которое служит им вместо вина и водки; конским жиром они приправляют вареные зерна проса, ячменя и гречихи. Ничто у них не пропадает даром; из лошадиной кожи они приготовляют ремни, уздечки, седла, нагайки, которыми они подгоняют своих лошадей, ибо они не носят шпор; все это умеют делать они сами. Те, которые не идут на войну, питаются, сообразно времени года и возможности, мясом овечьим, бараньим, козлиным, куриным и другою живностью (свинины они не едят, как и евреи). Если им удастся раздобыть муки, они приготовляют из нее лепешки, которые пекут в золе; вообще же обычную их пищу составляют: пшено, ячменная и гречневая крупа, каковые сорта хлеба они сами возделывают; потребляют также рис, который привозят. Что касается фруктов, то последних у них мало; но меду находится там вдоволь: они его очень любят и приготовляют из него напиток, но не кипятят его, вследствие чего он причиняет сильнейшие рези в желудке. Те, которые живут в городах, более цивилизованы; они пекут хлеб, похожий на наш; их обычное питье составляет брага, которая приготовляется из кипяченого проса; этот напиток густой, как молоко, способен опьянять; они пьют также водку, которую привозят из Константинополя. Существует у них также другой напиток, который приготовляют себе бедные, не имеющие возможности покупать брагу. Вот как они приготовляют его: наливают в бочонок коровьего, овечьего или козьего молока, сбивают его и, собравши немного масла, остальное, т. е. сыворотку, сливают в кувшины, что и служит им питьем; но оно быстро окисает, вот почему они приготовляют его почти каждый день. Вообще, этот народ довольно трезв; с пищей он потребляет мало соли, но много пряностей, между прочим турецкий перец. Татары приготовляют, подобно туземцам Мадагаскора, еще другой род питья, состоящий в том, что отваривают мясо с небольшим количеством соли, не снимая пены, как мы сказали, и когда мясо уварится, сливают бульон; они называют этот бульон “чорба” и когда желают пить, то подогревают его. Когда жарят мясо, то надевают на вертел целую овцу или ягненка, а изжаривши, разрезают на куски, около фута длиною и дюйма в четыре шириной. Вот как питаются эти племена.

Мы уже говорили, как они живут во время похода; расскажем теперь, как они вступают в неприятельскую землю с целью грабежа, пожаров и увода пленников в неволю. [22]

Хан, который считается их государем, получив приказание от султана идти на Польшу, с величайшей поспешностью старается приготовить свои войска, т. е. армию из 80,000 человек, если сам он участвует в походе, в противном случай их армия достигает не более 40 или 50 тысяч человек и тогда начальствует над ними какой-нибудь мурза. Вторжение в неприятельскую землю происходит обыкновенно в начале января, и во всяком случае в зимнее время, чтобы не иметь никаких препятствий в дороге; тогда болота и реки не могут им препятствовать направляться во все места, куда они захотят. Собравшись вместе и сделав смотр, они выступают в поход. Читателю необходимо заметить, что хотя Крым находится между 46 и 47 градусами северной широты, тем не менее пустынные степи, находящиеся от него на севере, зимой сплошь покрыты снегом до самого марта, что дает татарам возможность смело предпринимать столь отдаленные экскурсии, и т. к. их лошади не кованы, то снег предохраняет им копыта, чего не было бы, если бы земля не была покрыта снегом: затвердевшая земля во время мороза портит им копыта. Самые знатные между ними и зажиточные подковывают своих лошадей бычачьим рогом, который нашивают на ногу при помощи тонкого ремня на подобие дратвы или гвоздей, но такие подковы служат не долго и легко теряются; вот почему они сильно опасаются бесснежной зимы, равно как и гололедицы, когда и наилучше подкованные из их лошадей не могут не скользить. Во время походов они делают небольшие переходы, обыкновенно около 6 французских миль в сутки и двигаются так день за днем, рассчитывая время таким образом, чтобы иметь возможность возвратиться раньше, чем лед начнет таять, и чтобы возвращение их было благополучно. Так приближаются они к пределам Польши, избирая свой путь по долинам, которых ищут и которые тянутся одна за другою; это делается для того, чтобы быть прикрытыми в поле и не быть замеченными казаками, которые расставлены пикетами в разных местах, чтобы, узнав своевременно об их нападении и их направлении, дать тревогу в стране. Но татары прибегают к той хитрости, о которой я уже сказал, — избирая свой путь через долины; вечером, останавливаясь лагерем, они по той же причине не раскладывают огней, посылают вперед разведчиков и стараются захватить нескольких казаков, чтобы “добыть языка” от своих неприятелей, причем они прибегают ко всякого рода искусству и хитрости, чтобы застать неприятеля врасплох. Татары идут фронтом по сто всадников в ряд, что составит 300 лошадей, т. к. каждый татарин ведет с собой по две лошади, которые ему служат для смены, как мы уже говорили раньше. Их фронт занимает от 800 до 1000 шагов, а в глубину содержит от 800 до 1000 лошадей, захватывает таким образом более трех или четырех больших миль, если шеренги их держатся тесно; в противном случае они растягивают свою линию более чем на 10 миль. Это изумительное зрелище для того, кто это видит в первый раз, так как 80000 татарских всадников имеет более 200 тысяч лошадей; деревья не настолько густы в лесу, как лошади в поле, и издали кажется, будто какая-то туча поднимается на горизонте, которая растет все более и более по мере приближения, наводя ужас на самых смелых; разумеется, я говорю о тех, кто не привык видеть таких полчищ войска за раз. Так движется эта громадная армия, делая через час остановки на 1/4 часа, чтобы дать время помочится лошадям, которые так хорошо выдрессированы, что умеют пользоваться каждою остановкою; татары также сходят тогда с лошадей и совершают тоже самое; затем они садятся на лошадей и немедленно же продолжают путь; все это делается у них по первому свистку. Приблизившись к неприятельским пределам на расстояние трех или четырех миль, они делают остановку на два или три дня, в нарочно избранной, по их мнению достаточно закрытой местности. Тогда они решают дать передышку и отдых для своей армии, которая располагается таким образом. Они делят ее на три отряда; две трети должны составлять один корпус, треть же разделена на два отряда, из которых каждый образует крыло, т. е. правый и левый фланг. В таком порядке вступают они внутрь страны. Главный корпус, который на их языке называется кошем, движется плотною массою вместе с крыльями, медленно, но безостановочно день и ночь, давая лошадям не более одного часу для корму и не причиняя никаких опустошений в стране, пока не проникнут на 60 или 80 миль вглубь края. Тогда они начинают поворачивать назад тем же шагом, между тем как крылья, по распоряжению начальника, отдаляются и могут бежать каждое в свою сторону от 8 до 12 миль от главного корпуса, но так, что половина направляется вперед, половина же в сторону. Я забыл сказать, что каждое крыло, заключающее от 8 до 10000 человек, в свою очередь разделяется на 10 или 12 отрядов, каждый из которых может заключать от 500 до 600 татар, которые разбегаются в разные стороны, нападают на деревни, окружая их и устанавливая вокруг по четыре сторожевых поста, поддерживающих большие огни по ночам, боясь, чтобы никто из крестьян не ушел от них, затем грабят, жгут, убивают всех, которые им оказывают сопротивление, берут и уводят в плен тех, которые им сдаются, не только мужчин, женщин и грудных детей, но также скот, лошадей, быков, коров, баранов, коз и пр.; что касается свиней, то их сгоняют вечером в одно место — в ригу или другое помещение — и затем поджигают строение с четырех сторон: это делают они из ненависти к этим животным. Эти крылья, как мы сказали, получив приказ отдаляться не более как на 8 или 12 миль, вскоре возвращаются с [23] добычей к главному корпусу войска, который легко найти: он оставляет за собою большой след, т. к. фронт его имеет более 500 лошадей в ряд, поэтому надо только следовать по следам, чтобы через четыре или пять часов соединиться вновь с главной армией. Как только они прибудут к главному корпусу, от последнего в тоже самое время отделяются два другие крыла, числом равные первым; одно из них идет направо, другое — налево; они производят такой же грабеж, как и первые, потом возвращаются, как и прежние, к главному корпусу, а от войска отдаляется два свежих крыла, которые производят подобный же грабеж, как и первые; они совершают свои экспедиции так последовательно, что их корпус никогда не уменьшается в числе; он всегда состоит из 2/3 армии, движется шагом, чтобы не утомляться и всегда быть в готовности сразиться с польской армией, если бы она встретилась. Впрочем, в их расчеты не входит такая встреча, напротив, они стараются, насколько можно, избегать неприятеля. Они никогда не возвращаются тем путем, каким вошли в страну, но описывают род дуги для того, чтобы лучше ускользнуть от польской армии ибо они никогда не сражаются иначе, как обороняясь, и то только тогда, если уже доведены до крайности. Даже в том случае, если они выходят десять против одного, то и тогда они не решаются напасть первыми, ибо они хищники (так должно назвать этих татар) и являются в Польшу не для того, чтобы сражаться, но с целью грабежа и захвата добычи врасплох. Когда они встретят поляков, то по большей части, легко побеждаются последними и уходят, но уже не шагом. Наконец, исколесив и ограбив страну и окончив свои набеги, они возвращаются в пустынные степи, которые простираются от границы вглубь на 30 или 40 миль и, чувствуя здесь себя в безопасности, делают большой роздых, восстановляют свои силы, приводят себя в порядок, если они потерпели ущерб при столкновении с поляками. В течение этого отдыха, который продолжается одну неделю, они собирают вместе всю свою добычу, которая состоит из рабов и скота, и разделяют ее между собою. Самое бесчеловечное сердце тронулось бы при виде, как разлучаются муж со своей женой, мать с дочерью, без всякой надежды увидеться когда-нибудь, отправляясь в жалкую неволю к язычникам мусульманам, которые наносят им бесчисленные оскорбления. Грубость их позволяет им совершать множество самых грязных поступков, как напр., насиловать девушек и женщин в присутствии их отцов и мужей, обрезывать на глазах родителей детей, чтобы обратить их в магометанскую веру. Наконец, у самых бесчувственных людей дрогнуло бы сердце, слушая крики и песни победителей среди плача и стонов этих несчастных русских, которые плачут с воплями и причитаниями. Итак эти несчастные разлучаются в разные стороны: одни идут в Константинополь, другие — в Крым, третьи — в Анаталию и т. д.

Вот, в кратких словах, как совершают татары, менее чем в двухнедельный период свои грабежи и захватывают в неволю более 50,000 человек, и как они обходятся со своими невольниками после дележа, затем, возвратившись на родину, продают их по своему усмотрению.

Скажем теперь о том, как татары делают набеги на Польшу в летнее время; они бывают тогда обыкновенно в количестве от 10 до 20 тысяч, потому что если бы они были в большем числе, то их легко можно было бы заметить. Татары делают свои набеги таким образом. Заметив, что они находятся на расстоянии 20 или 30 миль от границы, татары разделяют свою армию на десять иди двенадцать отрядов, каждый из которых содержит около тысячи лошадей. Затем они посылают половину своих войск, в составе шести или семи отрядов, направо, на расстояние одной или полуторы мили друг от друга; тоже самое устраивают они и с другой половиной войска, которая держится на подобном же расстоянии с левой стороны; это делают они для того, чтобы иметь растянутый фронт от 10 до 12 миль. Впереди, на расстоянии около мили, идет сильный сторожевой отряд “добывать языка”, чтобы знать, куда вести войско. Благодаря этому, татары движутся с полной безопасностью. Так действуют они, описывая дугу и тесно держась друг друга, чтобы иметь возможность всякий раз сойтись, как радиусы, в назначенный день в определенное для сбора место, в двух или трех милях от границы.

Причина, почему татары идут отдельными отрядами, заключается в боязни, как бы их не открыли казаки, рассеянные в степях в качестве сторожевых пикетов на расстоянии двух-трех миль друг от друга, и не узнали бы точно их числа, потому что, в противном случае, они могут известить лишь о том отряде, который был виден. Эти казаки, едва заметив издали татар, быстро ретируются в страну, чтобы сообщить населению об опасности. Видя, что это тысячный или около того отряд, они не особенно беспокоятся этим, так что жители бывают иногда захватываемы татарами несколько дней спустя после получения ими известия. Наконец, татары переходят границу и движутся по дороге, которая пролегает между двумя большими реками, всегда по самым высоким местам, между истоками маленьких речек, которые текут в большие реки в одну или в другую стороны. Таким образом они не встречают преград на своем пути, грабят и опустошают, но не вторгаются вглубь страны дальше шести или десяти миль и тотчас возвращаются обратно. Они остаются не более двух дней в стране, затем отступают, как было сказано выше, делят добычу и возвращаются по [24] своим домам. Этого рода татары независимы; они не подчиняются ни хану, ни султану, и проживают в Буджакской степи, которая представляет собой равнину, расположенную между устьями Днепра и Дуная, как было сказано выше. В мое время здесь числились не менее 20,000 беглецов и изгнанников. Эти татары храбрее, чем те, которые обитают в Крыму, так как лучше приучены к войне, благодаря ежедневным стычкам с неприятелем. Они также лучше ездят на лошади, чем другие. В степях, которые находятся между Буджаном и Украиной, обитает обыкновенно от 8 до 10 тысяч татар, распределенных на отряды в тысячу человек, отстоящие друг от друга на расстоянии десяти и двенадцати миль в надежде на удачу. Вследствие опасности, какой подвергаются при передвижении через эти степи, казаки, имея необходимость их перейти, путешествуют табором, т. е. идут окруженные возами. Они устраивают из своих возов два ряда, по 8 или же 10 возов на фронте, и столько же сзади; в средине помещаются вооруженные ружьями и короткими пиками и косами, приделанными вдоль древка, между тем как лучшие наездники окружают табор извне. Впереди и назади, на расстоянии четверти мили, а также с обоих флангов, едет стража на расстоянии 1/4 мили, чтобы выслеживать татар. Если они заметят татар, то дают сигнал и табор останавливается. Если татары открыты первыми, казаки бьют их; зато, если казаки замечены раньше, татары захватывают их врасплох, стараясь взять табор приступом. Вообще, странствуя по этим степям, можно повторять, подобно итальянцам, поговорку: “buono pede, bon осhе”. Я много раз встречал в степях татарские отряды, более 500 человек в каждом, которые атаковали наш табор и, хотя меня сопровождало всего 50 или 60 человек казаков, они ничего не могли нам сделать; равным образом, и мы не могли осилить их, так как они держались от нас вне выстрела. Произведши несколько притворных попыток атаковать нас и осыпав нас тучей стрел, летевших на наши головы, — т. к. они пускают стрелы дугообразно, то бьют вдвое дальше, чем наши ружья, — они удалились. Вот хитрость, к которой прибегают татары, когда они намереваются скрыться в степи, чтобы напасть на какой-нибудь караван, оставаясь незамеченными. Вы должны знать, что эти степи покрываются травою до двух футов высоты, так что нельзя проехать, не проваливши травы, которая получает после этого тропу или след, по которому можно узнать, в каком числе могут быть татары и с какой стороны они двигаются. Чтобы их не сильно преследовали, они придумали для этого особый способ, состоящий в том, что из одного отряда в 400 человек, они отделяют четыре части по 100 человек в каждой, которые и расходятся лучеобразно в четыре разные стороны: одни идут к северу, другие — к югу, остальные — к востоку и западу. Вообще, каждый из этих четырех маленьких отрядов направляется по своей линии на расстояние полуторы мили; затем этот маленький отряд в 100 человек разделяется на три части, по 33 человека в каждом, и продолжает путь как и раньше, если не встретится какая-либо речка; потом, пройдя около полумили, они начинают снова делиться натрое, по 10 или 11 человек в каждом и снова разбегаются в стороны, что лучше всего можно понять на приложенном при сем рисунке. Все это делается менее чем в 1 1/2 часа времени и на всем скаку, ибо если они будут замечены, то их не спасет никакая поспешность и потому каждый знает свою роль как пять пальцев. Татары знают степь также хорошо, как лоцманы — морские гавани. Все эти мелкие отряды в 10 человек разбегаются в поле, по желанию, но так, чтобы не встретиться на пути. Наконец, в назначенный день они собираются для свидания в условленное место, за 10 или 12 миль от места отправления, в какой-либо ложбине, где есть вода и хорошая трава, ибо там они делают привал. Каждая маленькая кучка держит путь отдельно; одним бывает близко к сборному месту, другим же - гораздо дальше, вследствие обходов и изворотов какие им приходится делать на пути. Травы, примятые одиннадцатью лошадьми, вскоре поднимаются, так что через день-другой в степи не остается никаких следов. Прибыв на место, татары остаются таким образом несколько дней в скрытом месте. Затем они продолжают путь уже целым корпусом, по дороге берут приступом какой-либо пограничный городок, застигнутый врасплох, или грабят села и уходят в степь, как мы уже сказали. Итак, татары изобрели эту хитрость, чтобы скрываться в степях и лучше обманывать казаков, которые горячо преследуют их, зная, что число их не больше 500 или 600 человек. Казаки садятся тогда на лошадей в количестве 1000 или 1200 человек, пускаются в погоню и отыскивают их след. Найдя последний, они преследуют врагов до того круга, который описан выше. Там они теряют нить погони, не зная, где искать татар, потому что следы расходятся во все стороны, и возвращаются назад, говоря, что ничего не видели. Вообще, встретить татар довольно трудно, разве как-нибудь случайно, застав их за едой, питьем, или ночью во время сна, но и тогда они держатся всегда на стороже. Их глаза более остры и чувствительны, чем наши, так как они менее открыты и, следовательно, зрительный луч их сильнее, почему они и видят лучше нас; они открывают нас раньше, чем мы их увидим; в конце концов, перевес берет хитрость, а не сила. Если встреча происходит утром или вечером, за час до восхода или захода солнца, оба противника стараются друг перед другом воспользоваться расстоянием так, чтобы иметь солнце с тылу, подобно тому, как два корабля на море стараются стать за ветром. Наконец, если поляки врезываются в татар и последние не чувствуют себя достаточно сильными, [25] чтобы с оружием в руках отразить их, они рассыпаются в разные стороны как мухи, куда кто может, но, убегая, оборачиваются и пускают из лука стрелу так метко, что на расстоянии 60 или 100 шагов никогда не дают промаха по человеку. Поляки не могут их преследовать, потому что лошади их имеют более короткое дыхание. Пройдя четверть мили, татары снова собираются и начинают делать атаку на поляков фронтом, затем, если их опрокидывают, они снова рассыпаются и, отступая, стреляют всегда в левую сторону, т. к. на правую сделать этого они не могут. Этим они так утомляют поляков, что принуждают их к отступлению, но, как я уже сказал, такая игра происходит только тогда, когда татары бывают в количестве десяти против одного; в противном случае, они обращаются в настоящее бегство. Вот как подобного сорта народы ведут войну в этих местах. Скажем, однако, как татары переходят вплавь самые большие, какие только есть в Европе, реки.

Все их лошади умеют плавать, особенно в той холодной стране, где вода плотнее, чем во французских реках, т. к. они не столь хорошо очищены действием солнечных лучей. Но я уверен, что если бы привести их лошадей во Францию, они не переплыли бы так легко Сену, как Днепр; это потому, как я сказал, что воды последнего тяжелее и, следовательно, твердые тела в них менее весят, что я испытал сам. Вот как поступают татары, когда их войско желает переплыть Днепр, самую большую реку в крае. Они отыскивают такое место в реке, где оба берега были бы одинаково доступны; при этом каждый набирает запас камыша или тростника, что попадется, и устраивает из него две связки, каждая длиною около трех футов и от 10 до 12 дюймов в толщину. Связки эти скрепляются тремя поперечными палками на расстоянии фута одна от другой, крепко привязанными сверху; внизу же прикреплена от одного угла связки к другому еще одна палка, которая привязывается к лошадиному хвосту. Затем татарин кладет на этот плот свое седло, раздевается, складывает на седло одежду, лук, стрелы и саблю, прочно связавши все вместе; потом совсем обнаженный, с хлыстом в руке, входит в реку, и ведет свою лошадь, закинув ей повод на шею, и держа его, однако, одною рукою вместе с гривой, а другою подгоняет лошадь и заставляет плыть; сам он плывет одной рукой, а другой держит узду и гриву, ни на минуту не выпуская их, и так правит своей лошадью, погоняя ее нагайкой, пока не переплывет реки. Затем, когда его лошадь станет ногой у другого берега и вода будет не глубже, как по пояс человеку, он останавливается, отвязывает от лошадиного хвоста свой плот и переносит его на землю. В то же время и другие переправляются таким способом, так что они растягивают фронт на пол мили вдоль по течению реки; весь скот плывет точно также. Вот все, что я мог узнать от татар в этом отношении.

Ответить

Фотография Gurga Gurga 26.04 2021

...каждый имеет в кармане нюренбергские часы...

Вау, а что это за часы, которые имел в кармане каждый татарин?

Ответить

Фотография BKR BKR 27.04 2021

 

...каждый имеет в кармане нюренбергские часы...

Вау, а что это за часы, которые имел в кармане каждый татарин?

 


Видимо, такие: https://ru.wikipedia...рнбергское_яйцо

Ответить

Фотография BKR BKR 27.04 2021

ГИЛЬОМ ЛЕВАССЕР ДЕ БОПЛАН

ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ

LA DESCRIPTION D'UKRANIE

 

Крымские татары.

 

Карта, составленная Бопланом (Юг - сверху, Север - снизу) - 

«Общий план Диких полей, проще говоря Украины»

(«Delineatio Generalis Camporum Desertorum vulgo Ukraina»), 1648 год:

Beauplan_Poland_XVII_map.jpg

Ответить

Фотография Gurga Gurga 27.04 2021

 

 

...каждый имеет в кармане нюренбергские часы...

Вау, а что это за часы, которые имел в кармане каждый татарин?

 


Видимо, такие: https://ru.wikipedia...рнбергское_яйцо

 

))))))))

Не, часы явно были попроще и подешевле. Но какие?

Ответить

Фотография Gurga Gurga 27.04 2021

Аль-Джазари (1136—1202) принадлежат десятки современных технологий: … гибрид компаса с универсальными солнечными часами для любых широт

 

Механические наручные часы были редки из-за их исключительно высокой цены, ненадежности и малой точности хода; их заменяли карманные солнечные часы. Введя их в обиход, человек как бы ухитрился «положить Солнце в свой карман».

 

Большое количество разнообразных циферблатов с компасом изготовлялось в Германии. Один из них, сделанный Гербхартом из Нюрнберга, датирован 1561 г. и сделан из слоновой кости; функцию гномона здесь выполняло сплетение нитей. Этот тип часов использовался во многих странах, но особенно широкое применение он нашел в Германии.

 

…часы, имеющие форму кольца; небольшое отверстие, сделанное в определенной точке кольца, пропускает лучи Солнца, которые падают на часовую шкалу, нанесенную на внутренней поверхности кольца. [Универсальные] Кольцевые солнечные часы широко использовались в Германии в XVII—XVIII вв. В них отверстие просверливалось в отдельной детали, которая передвигалась по канавке вокруг кольца, так что ее можно было установить в месте, нужном для определения времени года. Оно указывалось буквами на внешней стороне кольца.

 

В Британском музее хранятся двое таких часов; они имеют вид обычных колец, которые носят на пальце. Одно — английской работы из бронзы с тремя постоянными отверстиями — изготовлено около 1400 г., другое — немецкой работы из золота — относится приблизительно к XVI в. Такие кольца очень редки, зато кольца диаметром от 3,7 до 6 см встречаются довольно часто.

Ответить