←  История народов, этнология

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Крымские татары

Фотография Пугач Пугач 19.12 2020

Кто такие крымские татары?

 

https://www.youtube....KUWQRY&index=10

 

 

Этногенез крымских татар: сарматы

https://www.youtube....KUWQRY&index=12

 

 

Этногенез крымских татар: готы


Сообщение отредактировал Пугач: 19.12.2020 - 02:54 AM
Ответить

Фотография Пугач Пугач 19.12 2020

Этногенез крымских татар: греки

https://www.youtube....KUWQRY&index=17

 

 

Этногенез крымских татар: гунны

https://www.youtube....KUWQRY&index=16


Сообщение отредактировал Пугач: 19.12.2020 - 09:38 AM
Ответить

Фотография Пугач Пугач 19.12 2020

Крымские, казанские и сибирские татары – не родственники

https://www.youtube....OciGa&index=202

Ответить

Фотография Пугач Пугач 19.12 2020

Об этногенезе крымских татар.

 

Киммерийцы, скифы, греки, савроматы, готы, гунны, славяне, итальянцы и последнее крупное "вливание" - казахи. 

 

Интересно, сегодня казахи и крымские татары считают себя родственниками?

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.01 2021

Крымские татары – тюркоязычный народ, сформировавшийся на территории Крымского полуострова на основе смешения местных тюркских западно-кыпчакских племен (половцев), остатков иных (в том числе тюркоязычных) кочевых групп, индоевропейского населения (аланы, греки, готы и др.), а также тюркских и монгольских племен, заселивших Крым после монгольского завоевания Восточной Европы. Формирование крымско-татарской этнической общности началось, видимо, в XIII в., когда большая часть полуострова (степной Крым и часть земель в горах) была включена в золотоордынские владения. Византийский историк Пахимер, повествуя о набеге на Крым Ногая в конце XIII в., пишет о населении завоеванных татарами (т.е. монголами) стран: «С течением времени, смешавшись с ними [татарами], народы, обитавшие внутри тех стран, я разумею: аланы, зикхи, и готы, и различные с ними народы, научаются их обычаям, вместе с обычаями усваивают язык и одежду и делаются их союзниками» (Цит. по: [Герцен, 2005, c.14]).

 

Вхождение крымских земель в состав золотоордынского государства привело к переделу степных владений на полуострове в пользу пришлых монгольских и тюркских кланов (ширин, бырын, аргын, седжиут, кыпчак и др.). Именно эти кланы составили ядро крымско-татарской родовой знати.

 

Ключевыми моментами в этногенезе крымских татар стали образование Крымского ханства (после 1441 г.), османское завоевание Южного берега полуострова (1475), а также утверждение ислама в качестве государственной религии. Образование ханства и исламизация стали двигателями в процессе этнического сплочения, в то время как существование османской административной единицы на Южном берегу (с преимущественно христианским населением и османскими военными гарнизонами в крепостях), наоборот, отодвинуло ассимиляцию его жителей до XVIII в.

 

Скорее всего, вплоть до османского завоевания Южного берега Крыма в 1475 г. весьма значительное влияние на характер ислама в Крыму оказывали традиционные и новые городские центры Средней Азии, а также старые исламские города Малой Азии и Ближнего Востока. Это, в частности, проявлялось и в движении населения оттуда на полуостров. Эвлия Челеби зимой 1665–1666 гг. видел в Старом Крыму возле рынка квартальную мечеть, основанную в 1263 г. неким выходцем из Бухары. Нумизматические находки ясно демонстрируют нам, что в течение первой половины XIV в. между регионами Золотой Орды к западу от Волги и ее среднеазиатскими областями существовали тесные связи. За неимением обширной статистики находок памятников различных категорий нам трудно оценить масштаб этих отношений, но безусловно то, что связи эти имели не только торговый, но и миграционный характер. Это единое пространство помимо общности государственной территории связывается и исламской традицией: в частности, обращением общих ходовых религиозных текстов, а также миграцией религиозных авторитетов – шейхов в рамках единой страны (из Средней Азии) и из-за ее пределов (Малая Азия) в Крым и Среднее Поволжье. Прекрасная иллюстрация этого – география нисб погребенных на кладбищах Солхата и Отузов: Халеб, Токат, Тебриз, Конья, Сивас, Дженд, Ахлат, Кастамону, Барчкенд. Плита с датой 760 г.х. (1358) и надписью (вероятно, строительной – об устройстве колодца неким Идрисом б. Хаджи-Яхья б. Мухаммед Ираки), найденная О. Акчокраклы в Отузах, свидетельствует о том, что в Крым в XIV в. переселялись выходцы из таких исламских регионов, как Ирак. Из Отузов происходит и намогильный камень шейха Якуба Конийского {787} (эль-Коневи), датированный 729/1328/29 г. Среди надгробий Эски-Юрта мы видим эпитафию 793/1390/91 г. мавляны Ахмада б. Махмуда, который, судя по его нисбе (Барджинлыгы), был связан происхождением с городом Барджинлык на Сырдарье. Возможно, что эти связи были следствием установившихся маршрутов хаджа: часть паломников из Средней Азии ходила в Мекку и обратно именно через Крым. Таким образом, связи Крыма со Средней Азией в это время, видимо, были достаточно тесными.

 

В начале XVI в. после разгрома Большой Орды ханом Менгли-Гиреем наблюдается значительный приток на полуостров золотоордынского населения.

 

Уже в конце XVI в. в европейской литературе («Описание Татарии» Мартина Броневского) употребляется эпитет «крымский» по отношению к татарскому населению полуострова (по названию города Солхата-Крыма). Таким образом, мы можем говорить, что сложение крымско-татарского этноса следует отнести именно к XVI в. Проходит этот процесс в степной части полуострова на основе групп, говоривших на кипчакских диалектах. Вместе с тем, высокая культура ханства характеризуется распространением арабского и персидского языков как языков религии, науки и литературы, а также мощным влиянием староосманского (в литературе и языке канцелярии).

 

Крымские исторические сочинения и канцелярские документы этого времени применительно к населению ханства предпочитают использовать не этнические, а конфессиональные определения (называя основную массу населения мусульманами), хотя уже в XVI в. мы встречаем в текстах определение «татарский» применительно к крымскому войску1, Саадет-Гирей называет «татарами» свое крымское окружение (см.: [Зайцев, 2009а, с. 20])2.

 

В то же самое время, по данным османских переписей, Южный берег Крыма оставался в большей степени населенным христианами (потомками греков, итальянцев и армян, объединенных общим крымско-османским термином тат3). На этой территории до сих пор не обнаружено ранних исламских памятников, что говорит о христианской принадлежности большинства населения [Герцен, 2005, c. 17]. Османское военное присутствие на Южном берегу (в виде крепостных гарнизонов) обусловило {788} преобладание на этой территории огузского диалекта (т.е. фактически староосманского) как lingua franca его жителей.

 

Процесс этнической консолидации крымско-татарского народа продолжался вплоть до конца XVIII в., когда в его состав включаются ассимилированные группы населения Южного берега (после 1774 г.), разговорным языком которых был огузский диалект тюрки.

 

Наблюдения тюркологов-лингвистов (В. Радлова, А. Самойловича, Б. Чобан-заде) говорят о том, что с языковой точки зрения Крым оказался разделенным на три ареала: степной (фактически кипчакский), с южной границей по линии Евпатория, Бююк-Онлар (Октябрьское), Феодосия, Керченский полуостров; южный – фактически огузский (в прибрежной и горной полосе, примерно от Байдарских ворот до Феодосии), и средний, характеризующийся переплетением огузских и кипчакских черт с тяготением к южному диалекту [Севортян, 1966]. Средний диалект в силу своего компромиссного положения стал основой крымско-татарского литературного языка.

 

Эти лингвистические данные хорошо подкрепляются антропологическими: у прибрежных и горных татар преобладает южноевропеоидный компонент, а у степных отчетливо заметна монголоидная примесь [Хить, Долинова, 1995].

 

Пика численности крымские татары, видимо, достигают к середине XVIII в. Согласно Камеральному описанию Крыма, к 1784 г. число мужского населения полуострова «магометанского» вероисповедания (включая немногочисленных иудеев) немного превышало 55 тыс. чел. Дальнейшие волны эмиграции в малоазиатские и европейские провинции Османской империи заложили основы крымско-татарских общин в современной Турции, Румынии и Болгарии. {789}

 

 

1 «История хана Сахиб-Гирея». Рукопись Восточного факультета СПбГУ (№ 488, с. 3).

 

2 Впрочем, не исключено, что в обоих случаях мы имеем не внутреннюю самоидентификацию, а взгляд на этническую картину в Крыму со стороны (в данном случае – османской).

 

3 Происхождение его уходит корнями еще в древнетюркское время: сам этноним упоминается в памятниках древнетюркской рунической письменности. {788}

 

Зайцев И. Крымские татары // История татар с древнейших времен в 7 т. Т. 4. Татарские государства XV‒XVIII вв. / Гл. ред. Р. Хакимов. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. С. 787–789.

 

Ответить

Фотография Пугач Пугач 27.01 2021

 

Крымские татары – тюркоязычный народ, сформировавшийся на территории Крымского полуострова на основе смешения местных тюркских западно-кыпчакских племен (половцев), остатков иных (в том числе тюркоязычных) кочевых групп, индоевропейского населения (аланы, греки, готы и др.), а также тюркских и монгольских племен, заселивших Крым после монгольского завоевания Восточной Европы. Формирование крымско-татарской этнической общности началось, видимо, в XIII в., когда большая часть полуострова (степной Крым и часть земель в горах) была включена в золотоордынские владения. Византийский историк Пахимер, повествуя о набеге на Крым Ногая в конце XIII в., пишет о населении завоеванных татарами (т.е. монголами) стран: «С течением времени, смешавшись с ними [татарами], народы, обитавшие внутри тех стран, я разумею: аланы, зикхи, и готы, и различные с ними народы, научаются их обычаям, вместе с обычаями усваивают язык и одежду и делаются их союзниками» (Цит. по: [Герцен, 2005, c.14]).

 

Вхождение крымских земель в состав золотоордынского государства привело к переделу степных владений на полуострове в пользу пришлых монгольских и тюркских кланов (ширин, бырын, аргын, седжиут, кыпчак и др.). Именно эти кланы составили ядро крымско-татарской родовой знати.

 

 

 

 

https://ru.wikipedia...i/Казахский_род

 

Казахский род (каз. қазақ рулары) — термин, обозначающий принадлежность к определённой группе, так называемому роду. С общим боевым кличем — ұран. Возглавлялся аксакалами. Также у каждого племени была своя тамга. Есть более 20 племен и около 200 родов и тысячи подродов. Ниже приведены список племен и родов по старшинству, а не по алфавиту...

 

 

https://ru.wikipedia...iki/Средний_жуз


Племена Среднего жуза[править | править код]

Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на северо-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Племя Аргын включают в себя роды: Мейрам (Куандык, Суйиндик, Богендик, Шегендик, Каракесек), Момын (Атыгай, Карауыл, Канжыгалы, Басентиын, Тобыкты), Томенги-шекты, Жогары-шекты, Таракты. Их лозунг и клич — «Акжол».

Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском, Омском уездах. Их лозунг — «Ойбас». Они являются выходцами из Кокандского ханства, и часть присоединились к казахам после падения Кокандского ханства, а часть до сих пор проживает в Ферганской долине, в составе киргизского узбекского этносов.


Сообщение отредактировал Пугач: 27.01.2021 - 00:34 AM
Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.01 2021

Также возможно, что территории восточной половины Золотой Орды (то есть Синей Орды) оказались затронутыми не так глубоко, как это случилось с западными территориями (то есть с Белой Ордой), или, возможно, восточные территории стали восстанавливаться быстрее. Теперь уже ослабленная Золотая Орда начинает испытывать серию нападений с востока, когда Урус-хан и позже Токтамыш возглавляют кампании против территорий западной половины Золотой Орды [см. рассмотрение источников по этому разделу в моих работах: 54, с. 179–204; 3, с. 690; 50, с. 113–114; 48, с. 16–17]. На данный момент мы оставим в стороне вопрос о происхождении Токтамыша. Как я утверждал в другом месте, мы можем видеть из одного позднего источника, что, когда Токтамыш исполнял роль правителя западных территорий де[-]факто или де[-]юре в 80-х и части 90-х годов XIV столетия, он получил поддержку четырех «правящих племен», состоявших из ширинов, аргынов, баринов и кипчаков. Важно, что эти четыре племени мигрировали на эту территорию в конце XIV века вместе с Токтамышем. Эти же четыре племени сформируют позже основу для Крымского и Казанского ханств и части Касимовского ханства.

 

Шамильоглу Ю. Влияние Черной смерти на Золотую Орду: политика, экономика, общество, цивилизация // Золотая Орда в мировой истории / Отв. ред. И. Миргалеев, Р. Хаутала. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. С. 688.

 

Любой этноним переживает метаморфозы, порой настолько сложные, что трудно бывает отыскать его первоначальные корни. В свое время кимаки и кипчаки доминировали в Великой Степи, затем они, как пишут большинство исследователей, растворились в других близкородственных народах. Ал-Омари пишет о «Дешт-и Кипчак»: «В древности это государство было страной Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [Татар], и все они стали точно Кипчаки, как будто одного рода» [44, с. 105]. Действительно, был период взлета кипчаков, а затем они исчезли с исторической арены. Вместе с тем кипчакские корни можно найти среди татар, казахов, узбеков, ногайцев, башкир и даже русских (прежде всего казаков) [11, с. 112].

 

Хакимов Р. Этноним «татар» на ранних этапах истории Евразии // Золотая Орда в мировой истории / Отв. ред. И. Миргалеев, Р. Хаутала. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. С. 298.
Ответить

Фотография Пугач Пугач 27.01 2021

 

Также возможно, что территории восточной половины Золотой Орды (то есть Синей Орды) оказались затронутыми не так глубоко, как это случилось с западными территориями (то есть с Белой Ордой), или, возможно, восточные территории стали восстанавливаться быстрее. Теперь уже ослабленная Золотая Орда начинает испытывать серию нападений с востока, когда Урус-хан и позже Токтамыш возглавляют кампании против территорий западной половины Золотой Орды [см. рассмотрение источников по этому разделу в моих работах: 54, с. 179–204; 3, с. 690; 50, с. 113–114; 48, с. 16–17]. На данный момент мы оставим в стороне вопрос о происхождении Токтамыша. Как я утверждал в другом месте, мы можем видеть из одного позднего источника, что, когда Токтамыш исполнял роль правителя западных территорий де[-]факто или де[-]юре в 80-х и части 90-х годов XIV столетия, он получил поддержку четырех «правящих племен», состоявших из ширинов, аргынов, баринов и кипчаков. Важно, что эти четыре племени мигрировали на эту территорию в конце XIV века вместе с Токтамышем. Эти же четыре племени сформируют позже основу для Крымского и Казанского ханств и части Касимовского ханства.

 

Шамильоглу Ю. Влияние Черной смерти на Золотую Орду: политика, экономика, общество, цивилизация // Золотая Орда в мировой истории / Отв. ред. И. Миргалеев, Р. Хаутала. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. С. 688.

 

 

Аргыны и кипчаки (кыпчаки) - казахи (как их теперь называют).

 

С барынами и ширинами надо еще разобраться.

 

И да, казахи (как их называют теперь) сформировали основу аристократии Золотой Орды. А позже и Московского царства.


Сообщение отредактировал Пугач: 27.01.2021 - 01:26 AM
Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.01 2021

Аргыны и кипчаки (кыпчаки) - казахи (как их теперь называют).

Эти тюркские племена, проживавшие в Золотой Орде и её осколках, стали предками современных тюркских народов (например, казанских татар, крымских татар и казахов).

http://bigenc.ru/dom...ry/text/2032779

http://bigenc.ru/dom...ry/text/3892808

http://bigenc.ru/wor...ry/text/1983770

 

КИПЧА́КИ (кыпчаки), группа тюрк. племён. Ядро К. сформировалось в Сев. Монголии и Юж. Сибири в 8 в. Их предками, по-видимому, были «шесть племён сиров», упоминаемые в др.-тюрк. рунич. надписях из Сев. Монголии (720-е гг. – 735). В рунич. эпитафии из Могон-Шине-Усу (760) эти племена уже названы «кыбчак». К тому же времени восходит упоминание К. в списке тюрк. племён у Ибн Хордадбеха. В 9 в. К. вошли в Кимакский каганат. С ослаблением верховной власти кимакских каганов в кон. 10 – нач. 11 вв. главенство в племенном союзе перешло к К. Под влиянием изменившихся природных условий (начало засушливого периода) К. с частью кимаков, вытесняя на запад огузов, овладели землями от Сырдарьи и Приаралья до рек Итиль (Волга) и Дон. В 1055 они достигли юж. пределов Киевской Руси, присоединив оставшуюся на своих прежних землях часть печенегов (баджнак) и огузов (торки), а также оседлое аланское население Подонья (ясы). В 11 в. назв. «К.» распространяется на всех кочевников степей между Иртышом и Днепром, а их страна называется «Кипчакская степь» (Дешт-и-Кипчак). В продвижении К. на запад участвовала группировка кунов и каи, вытесненных из Вост. Монголии киданями, к которым в Джунгарии присоединились шары/сары (букв. – жёлтые, полóвые) и басмылы, династийный род которых – Ашина (Асень) – был главенствующим в Тюркском каганате. Этот племенной союз попытался прорваться в Семиречье, но потерпел поражение от Караханидов и, продвигаясь на запад по традиц. сев. маршруту степных миграций, между Приаральем и Юж. Уралом присоединил кочевавших там с 9 в. команов (куманов) и вошёл в объединение К., составив его зап. авангард. Кочуя между Днепром и Дунаем, куны-куманы оставили заметный след в истории Венгрии и Болгарии (из них вышла династия Асеней – основателей Второго Болгарского царства). Племенное назв. «шары» (в слав. пер. – половцы/плавцы) стало обозначать на Руси кипчаков.

 

К. Вост. Дешт-и-Кипчака занимали земли между р. Иртыш на востоке и Волго-Уральским междуречьем на западе, р. Тобол на севере и оз. Балхаш на юге, а также по среднему течению Сырдарьи (с городами Сыгнак и Джент). По араб. и перс. источникам 13–14 вв., насчитывалось 16 крупных племён вост. К. К нач. 12 в. к ним примкнули переселившиеся из Внутр. Монголии и Юго-Зап. Маньчжурии ольберы (ольберли, ильберли) и канглы. Канглы в 12 в. сместились из Зауралья к нижнему течению Сырдарьи. Ольберы заняли высокое положение в иерархии вост. и зап. кипчакских племён; из них выдвинулось неск. ханов «диких половцев» – одной из восточно-половецких групп, наиболее враждебной киевским Рюриковичам. В 1130-е гг. обозначился раскол племён Вост. Дешт-и-Кипчака на приаральскую и сыгнакскую (сырдарьинскую) группу. К. были связаны династич. узами с хорезмшахами. Их ополчение составляло основу воен. мощи Хорезма.

 

В 12 в. окончательно формируются 5 осн. территориальных групп К.: а) алтае-сибирская; б) приуральско-казахстанская (включая итиль-яикскую подгруппу); в) подонская (включая предкавказскую и закавказскую подгруппы); г) дунайская (включая балканскую подгруппу); д) днепровская (включая крымскую подгруппу). Отд. группы К. известны также в Фергане и Вост. Туркестане, где они сохраняли свою самобытность до 19 в. (когда б. ч. их была уничтожена кокандским Худояр-ханом).

 

В ходе монг. завоеваний 13 в. главенствующие роды К. были истреблены. Лишь часть К. во главе с ханом Котяном укрылась от монголов в Венгрии и на Балканах. Кипчакские племена, часто перенимавшие монг. названия, расселились по всей территории Монгольской империи, включая Сев. Китай. Однако К. остались осн. населением Дешт-и-Кипчака, составившего осн. часть Улуса Джучи (впоследствии Золотая Орда). Этноязыковое наследие К. стало основой при формировании мн. совр. тюрк. народов, прежде всего казахов, каракалпаков и ногайцев. Этнич. группы с этнонимом кыпчак/кипшак и связанной с ним генеалогич. традицией сохраняются в составе алтайцев, киргизов, теленгитов, кумандинцев, узбеков, туркмен и др.

 

Кляшторный С.Г. Кипчаки // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/eth...gy/text/2065804

Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.01 2021

И да, казахи (как их называют теперь) сформировали основу аристократии Золотой Орды.

Это неверно. Кипчаки и аргыны тюркские племена (роды), которые вошли в состав многих тюркских народов, в том числе крымских татар.

Ответить

Фотография Пугач Пугач 27.01 2021

 

Аргыны и кипчаки (кыпчаки) - казахи (как их теперь называют).

Эти тюркские племена, проживавшие в Золотой Орде и её осколках, стали предками современных тюркских народов (например, казанских татар, крымских татар и казахов).

http://bigenc.ru/dom...ry/text/2032779

http://bigenc.ru/dom...ry/text/3892808

http://bigenc.ru/wor...ry/text/1983770

 

КИПЧА́КИ (кыпчаки), группа тюрк. племён. Ядро К. сформировалось в Сев. Монголии и Юж. Сибири в 8 в. Их предками, по-видимому, были «шесть племён сиров», упоминаемые в др.-тюрк. рунич. надписях из Сев. Монголии (720-е гг. – 735). В рунич. эпитафии из Могон-Шине-Усу (760) эти племена уже названы «кыбчак». К тому же времени восходит упоминание К. в списке тюрк. племён у Ибн Хордадбеха. В 9 в. К. вошли в Кимакский каганат. С ослаблением верховной власти кимакских каганов в кон. 10 – нач. 11 вв. главенство в племенном союзе перешло к К. Под влиянием изменившихся природных условий (начало засушливого периода) К. с частью кимаков, вытесняя на запад огузов, овладели землями от Сырдарьи и Приаралья до рек Итиль (Волга) и Дон. В 1055 они достигли юж. пределов Киевской Руси, присоединив оставшуюся на своих прежних землях часть печенегов (баджнак) и огузов (торки), а также оседлое аланское население Подонья (ясы). В 11 в. назв. «К.» распространяется на всех кочевников степей между Иртышом и Днепром, а их страна называется «Кипчакская степь» (Дешт-и-Кипчак). В продвижении К. на запад участвовала группировка кунов и каи, вытесненных из Вост. Монголии киданями, к которым в Джунгарии присоединились шары/сары (букв. – жёлтые, полóвые) и басмылы, династийный род которых – Ашина (Асень) – был главенствующим в Тюркском каганате. Этот племенной союз попытался прорваться в Семиречье, но потерпел поражение от Караханидов и, продвигаясь на запад по традиц. сев. маршруту степных миграций, между Приаральем и Юж. Уралом присоединил кочевавших там с 9 в. команов (куманов) и вошёл в объединение К., составив его зап. авангард. Кочуя между Днепром и Дунаем, куны-куманы оставили заметный след в истории Венгрии и Болгарии (из них вышла династия Асеней – основателей Второго Болгарского царства). Племенное назв. «шары» (в слав. пер. – половцы/плавцы) стало обозначать на Руси кипчаков.

 

К. Вост. Дешт-и-Кипчака занимали земли между р. Иртыш на востоке и Волго-Уральским междуречьем на западе, р. Тобол на севере и оз. Балхаш на юге, а также по среднему течению Сырдарьи (с городами Сыгнак и Джент). По араб. и перс. источникам 13–14 вв., насчитывалось 16 крупных племён вост. К. К нач. 12 в. к ним примкнули переселившиеся из Внутр. Монголии и Юго-Зап. Маньчжурии ольберы (ольберли, ильберли) и канглы. Канглы в 12 в. сместились из Зауралья к нижнему течению Сырдарьи. Ольберы заняли высокое положение в иерархии вост. и зап. кипчакских племён; из них выдвинулось неск. ханов «диких половцев» – одной из восточно-половецких групп, наиболее враждебной киевским Рюриковичам. В 1130-е гг. обозначился раскол племён Вост. Дешт-и-Кипчака на приаральскую и сыгнакскую (сырдарьинскую) группу. К. были связаны династич. узами с хорезмшахами. Их ополчение составляло основу воен. мощи Хорезма.

 

В 12 в. окончательно формируются 5 осн. территориальных групп К.: а) алтае-сибирская; б) приуральско-казахстанская (включая итиль-яикскую подгруппу); в) подонская (включая предкавказскую и закавказскую подгруппы); г) дунайская (включая балканскую подгруппу); д) днепровская (включая крымскую подгруппу). Отд. группы К. известны также в Фергане и Вост. Туркестане, где они сохраняли свою самобытность до 19 в. (когда б. ч. их была уничтожена кокандским Худояр-ханом).

 

В ходе монг. завоеваний 13 в. главенствующие роды К. были истреблены. Лишь часть К. во главе с ханом Котяном укрылась от монголов в Венгрии и на Балканах. Кипчакские племена, часто перенимавшие монг. названия, расселились по всей территории Монгольской империи, включая Сев. Китай. Однако К. остались осн. населением Дешт-и-Кипчака, составившего осн. часть Улуса Джучи (впоследствии Золотая Орда). Этноязыковое наследие К. стало основой при формировании мн. совр. тюрк. народов, прежде всего казахов, каракалпаков и ногайцев. Этнич. группы с этнонимом кыпчак/кипшак и связанной с ним генеалогич. традицией сохраняются в составе алтайцев, киргизов, теленгитов, кумандинцев, узбеков, туркмен и др.

 

Кляшторный С.Г. Кипчаки // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/eth...gy/text/2065804

 

 

Это казахские роды Среднего жуза.

 

И да, казахи - тюрки.

 

А почему вам не нравятся казахи, как основа аристократии Московского царства - России?


Сообщение отредактировал Пугач: 27.01.2021 - 01:44 AM
Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.01 2021

Это казахские роды Среднего жуза.

Я не знаю, сохранился ли сейчас этноним "кипчак" среди других тюркских народов, но в прошлом он был широко распространён. Например, род Кыпшак отмечен среди каракалпаков в XIX в. Отождествление всех исторических кипчаков и аргынов с современными казахами нелепость. Опять же, ширины, барыны, кипчаки и аргыны являлись предками крымских татар и казанских татар.

 

А почему вам не нравятся казахи, как основа аристократии Московского царства - России?

Попробуйте доказать свою точку зрения. Пока вы путаете исторические родоплеменные группы внутри тюркских этносов с современными казахами.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.01 2021

И да, казахи - тюрки.

Крымские татары и казахи являются тюрками, среди предков тех и других были аргыны и кипчаки, но их ни в коем случае нельзя отождествлять.

Ответить

Фотография Пугач Пугач 27.01 2021

Попробуйте доказать свою точку зрения. Пока вы путаете исторические родоплеменные группы внутри тюркских этносов с современными казахами.

 

Что вам позволяет утверждать обратное?

 

Что говорят современные казахские источники? Отрицают эту связь?

Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.01 2021

Что вам позволяет утверждать обратное?

См. приведённые цитаты выше. Всё же попробуйте доказать свою точку зрения. Иначе придётся признать, что она никуда не годится.

 

Что говорят современные казахские источники? Отрицают эту связь?

Я не знаю казахский язык, так что не могу помочь.

 

Какое отношение к крымским татарам имеют казахи? Вы забыли тему ветки.

Ответить

Фотография Пугач Пугач 27.01 2021

 

Что вам позволяет утверждать обратное?

См. приведённые цитаты выше. Всё же попробуйте доказать свою точку зрения. Иначе придётся признать, что она никуда не годится.

 

Что говорят современные казахские источники? Отрицают эту связь?

Я не знаю казахский язык, так что не могу помочь.

 

Какое отношение к крымским татарам имеют казахи? Вы забыли тему ветки.

 

Вы привели цитаты. Это мнение мне известно. Вы ведь не можете утверждать, что это единственно правильное мнение? Вы не знаете мнение казахских историков. О чем вы сами и написали.

 

Повторю вопрос на который вы решили ответить не будучи ни казахом, ни крымцем.

"Интересно, сегодня казахи и крымские татары считают себя родственниками?"

 

Теперь хотелось бы узнать мнение тех, кто знаком с современной казахской историографией.


Сообщение отредактировал Пугач: 27.01.2021 - 02:21 AM
Ответить

Фотография Стефан Стефан 27.01 2021

Пугач, вы снова забыли, что эта ветка посвящена крымским татарам, а вовсе не казахам.

Ответить

Фотография Пугач Пугач 28.01 2021

Пугач, вы снова забыли, что эта ветка посвящена крымским татарам, а вовсе не казахам.

В ветке перечислены все народы принявшие участие в формировании народа "крымские татары".

 

На этом этапе мы рассматриваем роль казахов (как их теперь называют). 

 

Исключительно в контексте нации крымцев.

 

Если вам нечего добавить о роли казахов - можете подождать мнения более осведомленного, чем вы, человека.

 

Итак повторю вопрос - ""Интересно, сегодня казахи и крымские татары считают себя родственниками?"

Ответить

Фотография Стефан Стефан 28.01 2021

В ветке перечислены все народы принявшие участие в формировании народа "крымские татары".

 

На этом этапе мы рассматриваем роль казахов (как их теперь называют). 

 

Исключительно в контексте нации крымцев.

Это ошибка. Вы не привели никаких данных о сколько-нибудь заметной роли казахов в этногенезе крымских татар. Однако некоторые тюркские племена стали предками современных тюркских народов.

Ответить

Фотография Пугач Пугач 28.01 2021

 

В ветке перечислены все народы принявшие участие в формировании народа "крымские татары".

 

На этом этапе мы рассматриваем роль казахов (как их теперь называют). 

 

Исключительно в контексте нации крымцев.

Это ошибка. Вы не привели никаких данных о сколько-нибудь заметной роли казахов в этногенезе крымских татар. Однако некоторые тюркские племена стали предками современных тюркских народов.

 

Вот и хочу послушать мнение тех, кто знаком с казахской историографией на эту тему.

 

Вы свое мнение высказали. Принято.

Ответить