←  История народов, этнология

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Каготы

Фотография ddd ddd 14.08 2018

9823923.png

 

Каготы – общность "неприкасаемых" людей, обитавших в Западной Европе, преимущественно во Франции и Испании. Каготы проживали в Гаскони, около Тулузы, в Стране басков, Шалоссе, Беарне, Бигорре и в пиренейских долинах, а также на севере Испании (Арагон, южная Наварра и Астурия), где они были известны под именем аготов.
 

В разных местах и в разное время каготы назывались и крестианами или хрестиасами (после XVI века), гезитэнами (в Шалоссе начиная с XIV века), гахетами, гахетзами, гафетами или аготами (в Бордо, департаменте Ланды), капотами в Арманьяке. В Бигоррском графстве каготы известны под именем каскарротов или грауэров. Находится также след каготов в Анжу, где они упоминались как капоты или болотные люди, в Вандейском департаменте их называли причудливыми.

Каготы имели прозвище «утки», потому что они обязаны были носить на их одежде лапу утки, чтобы легко отличиться среди населения, ведь их долгое время всячески притесняли: каготы не имели права вступать в брак с «обычными» гражданами, ходить босиком и даже прикасаться к перилам. Их считали умственно отсталыми, больными проказой и колдунами.
 

Возникновение и исчезновение
 

Обособление каготов представляло собой загадку для исследователей, поскольку они не были ни культурно-этнической, ни религиозной группой, не имели «своего» диалекта и даже не отличались от окружающих внешне: единственным критерием было происхождение от одного из родов, которые считались «каготскими».

 

Точных описаний внешности представителей этой народности нет. В одних источниках они упоминаются как люди с каштановыми волосами и карими глазами, в других предстают голубоглазыми блондинами. Однако всюду говорится об уродствах каготов.

 

Высказывалось предположение, что каготы произошли от готов или сарацинов. Другие мнения говорят о происхождении от катаров.
 

Известия о каготах впервые появляются после XI века. Термин продолжали использовать до XVIII века. Тем не менее, в Наварре и Испании это название просуществовало до 1819 года

 

По поводу происхождения самого слова «кагот» до сих пор ведутся оживленные споры. Одни предполагают, что оно берет свои истоки от бретонского kakouz – «прокаженный», другие – что от окситанского cago – «дерьмо», третьи говорят о происхождении каготов от вестготов, а потому и сам термин считают производным от canis gothus – «готская собака».

 

В некоторых литературных произведениях того времени каготы часто упоминаются как самая бесправная общность. Так, Франсуа Рабле в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» указывает на надпись на двери Телемского аббатства, которая запрещает вход «лицемерам, фанатикам и каготам».

Современники считали что каготы – потомки прокаженных, а все запреты, касающиеся их продиктованы обоснованной боязнью заразы и попыткой избежать ее. Кроме проказы, им приписывали зловоние, ересь, ведовство, каннибализм, даже наличие хвоста. Бретонцы утверждали, что в Страстную пятницу у каготов из пупка течёт кровь. На суде свидетельство обычного гражданина приравнивалось к показаниям шести каготов.
 

Хронология упоминаний каготов

  • 1000 год: упоминание «хрестиасов» в реестре аббатства Люк-де-Беарн.
  • 1070 год: упоминания гафосов в Наварре.
  • 1288 год: первое упоминание о каготах.
  • 1514 год: упоминание аготов в Наварре, которые жалуются на свою судьбу папе Римскому Льву X.
  • 1580 год: каготы построили себе часовню в честь Святого Себастьяна в долине Кампан.
  • 1691 год: восстановлена часовня Святого Себастьяна.
  • 1642 год: последнее упоминание о крещении гезитана.
  • 1692 год: упоминание захоронения гезитэна на кладбище Доази.
  • 1819 год: закон об отмене гонений на каготов.

Исходя из хронологии возникновения термина, было выдвинуто предположение, что каготы изначально были гильдией (цехом) плотников, приобретших влияние в результате строительного бума IX—X вв. и пришедшей в упадок в результате войн; зависть населения к прежнему богатству и влиянию гильдии послужила причиной их социального обособления.

 

Что каготам было запрещено

9823816.jpg
 

В церкви для каготов существовал отдельный вход с низкой дверью, чтобы изгои, всякий раз входя в храм, сознавали свое бесправное положение. Внутри "хрестиане" сидели отдельно от остальных прихожан за перегородкой. Да и кропильница со святой водой у каготов была своя. Если кто-то из отверженных прикасался к воде в общей кропильнице, ему отрубали руку. Причастие каготам священник подавал на палке.
 

Каготы не имели права заниматься сельским хозяйством и животноводством, им запрещалось ходить босиком и прикасаться к перилам мостов, они не могли купаться в том же месте, где купаются «нормальные» люди. Хоронили каготов на отдельном кладбище.
 

Каготы занимались лишь теми ремеслами, которые были связаны со смертью. Они работали могильщиками, гробовщиками, палачами, а также плотничали и плели веревки. Последние две специальности в те времена тоже ассоциировались со смертью: плотник сооружал виселицы, да и веревки, в первую очередь, тоже ассоциировались с казнью.
 

Беспрепятственно каготы могли только ловить рыбу. Считалось, что проказа через рыбу не передается. Представители этого странного племени, как ни удивительно, прослыли отличными хирургами и акушерами. Здесь их европейцы отчего-то не чурались.
 

В чиновничьих кабинетах имелись списки всех местных каготов. Если напротив имени стояла пометка «плотник», значит, его обладатель являлся каготом.

Равные права со всеми каготы получили только после Великой французской революции 1789 года.

Сегодня каготы уже не образуют отдельный социальный класс и в значительной степени ассимилировались в общей популяции. Большинство представителей этого народа отказывается называть себя каготами.

 

Однако суеверия, касающиеся каготов, живы в людях до сих пор. Может, именно поэтому каготы не любят афишировать самих себя. Ни один представитель племени не скажет вам: «Я – кагот». Этим словом их окрестили жители Европы, а не они сами. Да и в современном французском языке слово «кагот» - это оскорбление.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 14.08 2018

Мы считаем средневековье жестоким, а так ли это? Было куда проще перебить или изгнать этих каготов, а для них специальных двери в церкви прорубали, причастие на палке подавали. Гуманизм однако.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 20.08 2018

это понятие в варианте "кугуты" дожило до наших дней.

только чуть-чуть сместились акценты.

у одного блогера нашёл определение:

При СССР слова "рогули", "кугуты" и "жлобы"  были синонимами и означали жадную, тупую и нарванную деревенщину. 

Ответить