←  Доска позора

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Миф - Ленин не был главой государства

Фотография alexeybo alexeybo 08.09 2017

            Относительно ошибочности мнения, что Ленин В.И. был «главой государства» с точки зрения содержания этого понятия, я написал ранее. Поэтому повторю уже высказанное.

            История, как наука, имеет свой понятийный аппарат, но одновременно в этой науке используются понятия из других отраслей научных знаний. Таким образом, научность дискуссии предполагает использование принятых в истории и других науках понятий в соответствии с их содержанием. При этом нельзя принять за нормальное положение, когда в споре используются понятия, которым придается произвольное содержание. Полагаю, что неь особой необходимости доказывать, что вещи надо называть своими именами.        

            Большой юридический словарь (М.: Инфра-М.  А. Я. Сухарев,  В. Е. Крутских,  А.Я. Сухарева. 2003.) дает следующее пояснение понятию «глава государства»:

            «Глава государства - высшее должностное лицо (значительно реже - коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. В монархических государствах (Великобритания, Швеция, Испания, Япония) Гг. является монарх (король, император), власть которого обычно передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления Г. г. - президент, который избирается либо непосредственно населением (РФ, Мексика), либо в порядке косвенных (США, Аргентина) или многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов. В президентских республиках (США, Мексика) одновременно является главой исполнительной власти. Формально почти все конституции наделяют Гг. обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает (кроме президентских республик) правом роспуска парламента (или его нижней палаты), пользуется правом законодательной инициативы (не везде) и т.д. Фактически же в парламентарных государствах все полномочия Гг. осуществляются от его имени правительством».

            Таким образом, «глава государства» определяется в зависимости от места должностного лица (или коллегиального органа) в структуре государственных органов данного государства, а также его полномочиями. При этом не имеет значения степень влияния данного лица (коллегиального органа) на общую деятельность государства. Так в Великобритании главой государства является королева, степень влияния которой существенно меньше степени влияния премьер-министра.

            Относительно «главы государства» в социалистических странах пояснение содержится в Большой советской энциклопедии (http://enc-dic.com/enc_sovet/Glava-gosudarstva-9247.html):

            «В большинстве социалистических стран нет единоличного Г. г.; его функции выполняет коллегиальный орган высшего представительного учреждения (президиум, государственный совет), избираемый на срок полномочий данного представительного органа и из числа его членов. В тех социалистических странах, где предусмотрена должность единоличного Г. г. (например, ДРВ, Чехословакия, Югославия), он ответствен в своей деятельности перед высшим представительным учреждением и совместно с ним или по его поручению исполняет функции Г. г.».

            В отличие от Конституции СССР в редакции от 26.12.1990 г., в которой содержались положения о Президенте СССР (ст.127), который определялся как глава Советского государства – Союза Советских Социалистических Республик, действовавшие до этого конституции СССР и РСФСР не содержали в структуре высших государственных органов должностей, означенных как «глава государства». В период жизни Ленина В.И. действовала Конституция РСФСР 1918 года, которая сохранила основную структуру государственных органов страны, созданных Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.

            Согласно ст.12 Конституции РСФСР 1918 года, верховная власть в РСФСР принадлежала Съезду Советов, а в период между съездами – Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов (ВЦИК). ВЦИК был подотчетен Съезду (ст.34). ВЦИК формирует высший орган исполнительной власти – Совет Народных Комиссаров (ст.35). СНК всецело ответственен перед Съездом Советов и ВЦИК Советов (ст.46). СНК о всех своих постановлениях и решениях обязан был немедленно сообщать ВЦИК (ст.39). ВЦИК вправе был отменить любое постановление или решение СНК (ст.40). Все постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представлялись на рассмотрение и утверждение ВЦИК.

            Съезд Советов и ВЦИК имели другие полномочия, характерные для «глав государства»:

            - Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира (п. «з» ст.49);

            - Право амнистии, общей и частичной (п. «с» ст.49);

            - Ратификация мирных договоров (п. «б» ст.51).

            Должностным лицом, руководившим работой ВЦИК был его Председатель. Председателями ВЦИК были:

            Каменев Л.Б. 27 октября (9 ноября) – 8 (21) ноября 1917 г.;

            Свердлов Я.М. 8 (21) ноября 1917 г. – 16 марта 1919 г.;

            Владимирский М.Ф. 16 марта 1919 г. – 30 марта 1919 г. (исполняющий обязанности);

            Калинин М.И. 30 марта 1919 г. – 15 июля 1938 г.

            Ленин В.И. в период своей жизни занимал в РСФСР должность Председателя Совета Народных Комиссаров, т.е. был главой советского правительства в стране.

            Таким образом, Ленин В.И. не был «главой государства» в РСФСР, а являлся главой правительства. Организация высших органов власти, закрепленная Конституций РСФСР 1918 года, не предусматривала в своей структуре должностного лица, являвшегося «главой государства». Функции «главы государства» в РСФСР возлагались на представительные органы – Съезд Советов и ВЦИК.

 

            Все вышесказанное касалось подмены принятого в науке содержания понятия «глава государства» произвольным, без учета характерных особенностей данного института. Вместе с тем, кроме ошибок в определении «главы государства», так сказать, с точки зрения «де-юре», сторонники в свое понимание тезиса «Ленин – глава государства» вкладывают характеристики, не соответствующие историческим фактам. В этом отражается их неспособность рассматривать исторические явления и события в развитии, полагая (а скорее намеренно приписывая этим явлениям) их неизменность. Они абсолютно не хотят замечать, что советское государство на протяжении своего существования не было одинаковым, что политический режим в стране менялся. Взяв за «идеал» политический режим в стране периода культа личности Сталина И.В., они механически переносят его характеристики на советское государство иного исторического периода. При этом фактические обстоятельства ими игнорируются. Историческая правда приносится ими в жертву их идеологическим целям.   

            Сторонники обсуждаемого мнения считают, что Ленин В.И. занимал высшие государственный и партийный посты в стране. Касательно занятия высшего государственного поста указывалось ранее: должностное положение Ленина В.И. было – глава правительства. При этом правительство было подконтрольно и ответственно перед высшими государственными выборными коллегиальными органами – Съездом советов и ВЦИК. Таким образом, Ленин В.И. не занимал высшей государственной должности.

 

            И в партии Устав не предусматривал наличия единоличной высшей партийной должности. Верховным органом партии являлся съезд. В период между съездами руководство всей деятельностью партии осуществлялось избираемым съездом коллегиальным органом - Центральным комитетом. Количественный состав ЦК в период после революции был достаточно немногочислен (19 членов ЦК и 12 кандидатов). Для текущей работы ЦК избирал Бюро (узкий состав) ЦК. Его количественный состав был от 4 до 6 человек. Позднее Бюро ЦК стало именоваться Политическим бюро.

            Для нижестоящих организаций обязательными были решения съезда партии и ЦК партии. Поэтому для разрешения важного общегосударственного вопроса в партии необходимо было его решение этих органов, а решения только Бюро ЦК было недостаточным. Существовавшие тогда иные центральные партийные органы (Оргбюро, Секретариат, ревизионная комиссия) руководящей роли в жизни партии не играли.      

            Партия большевиков формировалась как революционная партия, деятельность которой осуществлялась и в условиях подполья. Для существования в условиях репрессий против партии, ее организационное строение должно было отвечать требованию устойчивости. Поэтому единоличное руководство в таких условиях проигрывало коллективному руководству. При единоличном руководстве обезглавить партию, т.о. дезорганизовав ее деятельность, было легче. Коллективное руководство обеспечивало «выживаемость» партии в условиях репрессий против нее.

            Внутренним принципом организации партии был демократизм, что требовало создания выборных коллегиальных органов, а не единого лидера партии. До революции основная часть работы партии была в области идеологической и пропагандистской, по расширению влияния идей партии среди населения. Задачи по руководству страной, ее экономикой, обороной и безопасностью, тогда перед партией не стояли. Количество решений, которые необходимо было принимать оперативно, было очень и очень мало. Поэтому объективных потребностей в единоличном управлении деятельностью партии не возникало. Такая традиция сохранялась в партии и после революции, что получило отражение в организации органов власти и управления. Даже в такой сфере как военная служба, большевики первоначально пытались установить коллективный принцип управления через комитеты.  

            Партия возникла как объединение самостоятельных организаций. Это она продолжала сохранять в своем устройстве. Первичные и территориальные организации партии имели определенную свободу в своих решениях. Значительный вес и авторитет в партии имели работники с мест, руководившие партийной деятельностью на определенных территориях. Большая территория страны, слабая транспортная и информационная связь между центром и окраинами страны, способствовали формированию местных партийных кадров. В числе партии имелось множество лидеров, взгляды которых не всегда совпадали между собой. Часть лидеров партии была вынуждена некоторое время находиться в эмиграции или в ссылках, что затрудняло их работу в России. Массы более хорошо знали местных лидеров партии и в большей степени доверяли их авторитету, чем авторитету находившихся неизвестно где лиц.        

            Таким образом, партия большевиков в период до революции и после нее не имела единоличного лидера. Традиционным способом разрешения возникших вопросов было принятие коллегиального решения.

 

            Ленин В.И. имел в партии немалый авторитет, поскольку приложил немало усилий в построение партии, в разработку ее идеологии и политической тактики в различные периоды борьбы за власть. Однако, этот авторитет не был непререкаемым. Конкретное решение принималось не потому, что за него выступил Ленин В.И., а потому, что мнение Ленина В.И. совпадало с мнениями большинства других лидеров партии. Так, вопреки мнению Ленина В.И., ЦК принял решение не исключать Каменева Л.Б. и Зиновьева Г.Е. из партии за их выступление против вооруженного восстания в октябре 1917 года в меньшевистской газете. И они остались не только в числе членов партии, но и в числе ее руководителей.

            Также первоначально не получило поддержки большинства членов ЦК мнение Ленина В.И. по вопросу заключения Брестского мира на предложенных немцами условиях. Об этом сторонники мнения «Ленин – глава государства» предпочитают умалчивать, вспоминая лишь о заседании ЦК 23 февраля 1918 года. При этом они утверждают, что решение о подписании было принято лишь потому, что за него выступал Ленин В.И. Однако, и ранее Ленин В.И. выступал с этим предложением, но ЦК принимал решение не в соответствии с позицией Ленина В.И. Значит, позиция ЦК поменялась не потому, что ее занял Ленин В.И., а совсем по другим причинам.

            Заседание ЦК РСДРП (б) вечером 17 февраля 1918 г. проходило в условиях, когда еще не было немецкого наступления. Предложение Ленина В.И. о заключении мира было отклонено 6 голосами против 5. Принято решение о подписании мира в случае немецкого наступления и отсутствия революционного подъема в Германии и Австрии (против – 1, воздержалось – 4, за – 6). Уже утром следующего дня (18 февраля 1918 г.), после поступления сведений об успешном наступлении немцев, на заседании ЦК РСДРП (б) при обсуждении вопроса направления телеграммы о готовности подписать мир против направления такой телеграммы выступили 7 членов ЦК, тогда как за ее направление выступили 6 членов ЦК. Опять не прошло предложенное Лениным В.И. предложение. И только после получения о плачевном состоянии обороны, на экстренно собранном заседании ЦК РСДРП (б) вечером 18 февраля 1918 г. было принято решение о согласии подписать мир (за – 7, против – 5, воздержался – 1). Только после этого, утром 19 февраля 1918 года, от имени Совнаркома была направлена телеграмма с выражением согласия подписать мир.

            Как известно, утром 23 февраля 1918 года большевиками были получены новые и более жесткие условия мира. На принятие их отводилось 48 часов. А все эти дни приходили лишь плохие новости с фронта, стала очевидной способность немецкой армии вести наступление, а также неспособность разваливающейся российской армии сдержать наступление немцев. На заседании ЦК РСДРП (б) 23 февраля 1918 г. Троцкий Л.Д., Дзержинсткий Ф.Э., Иоффе А.А., Крестинский Н.Н. фактически поддерживает позицию Ленина В.И. о немедленном подписании мира, воздержавшись при голосовании. Семью голосами против четырех голосов, проходит предложение Ленина В.И.

            Это заседание ЦК партии большевиков имело большое значение для заключения Брестского мира, но совсем не решающее. Оно сформировало лишь позицию одной партии, находившейся у власти. Почему-то сторонники мнения «Ленин – глава государства» начисто забывают, что у власти в то время был блок партий. И это отражалось в многопартийном составе ВЦИК. Если бы во ВЦИК не была бы поддержана позиция Ленина В.И. членами ВЦИК от других партий, то Брестский мир не был бы подписан.    

            Заседание ВЦИК проходило с вечера 23 февраля до раннего утра 24 февраля 1918 года. На нем принято решение о подписании мира (за – 126, против – 85, воздержалось – 26). Только после этого заседания ВЦИК и принятия решения им о заключении Брестского мира была отправлена от имени Совнаркома радиограмма о согласии с условиями немецкого ультиматума и направлении делегации для подписания договора.

            Вся указанная последовательность событий говорит о том, что находясь в руководстве партии и будучи Председателем СНК, Ленин В.И. не мог принять какого-либо важного решения для жизни страны единолично, без поддержки внутри самой партии большевиков и без решения высших органов государства – Съезда Советов и ВЦИК. Поэтому, ошибаются сторонники мнения «Ленин – глава государства». Не только формально, но и фактически Ленин В.И. не был «главой государства». Любое мнение Ленина В.И., в случае несогласия с ним большинства других, могло быть заблокировано для реализации решением ЦК в порядке партийной дисциплины, а также решениями вышестоящих государственных органов - ВЦИК или Съезда Советов.          

 

            Создатели «культа Ленина» искажая факты преследовали свои цели, а современные сторонники тезиса «Ленин – глава государства» преследуют уже другие цели, и как прежде искажают факты.   

Ответить

Фотография EgSt EgSt 08.09 2017

В Нацкорпусе имеются свидетельства знающих товарищей :

 

П. Н. Краснов. От Двуглавого Орла к красному знамени (книга 2) (1922)

Если Ленин, глава правительства, брал взятки от Германского императора за предательство России, то как же было не брать этих взяток комиссарам и прочей власти народно-крестьянской республики?
 
Л. И. Брежнев. Дело Ленина живет и побеждает (1970) // «Правда», 1970.04.22 
Владимир Ильич Ленин ― глава первого в мире правительства рабочих и крестьян. 
 
Борис Ефимов. Десять десятилетий (2000) 
И Ленин, глава «рабоче-крестьянского» правительства дает указание перестроить часы на мелодию «Интернационала».
 

 

Ответить

Фотография alexeybo alexeybo 08.09 2017

В Нацкорпусе имеются свидетельства знающих товарищей :

Вот, вот! И я про это:

П. Н. Краснов. От Двуглавого Орла к красному знамени (книга 2) (1922)

Если Ленин, глава правительства
Л. И. Брежнев. Дело Ленина живет и побеждает (1970) // «Правда», 1970.04.22 
Владимир Ильич Ленин ― глава первого в мире правительства рабочих и крестьян
Борис Ефимов. Десять десятилетий (2000) 
Ленин, глава «рабоче-крестьянского» правительства дает указание
Ответить

Фотография stan4420 stan4420 08.09 2017

alexeybo, спасибо - прекрасный разбор

детальнее никто бы не смог.

 

 

Ддд, вам пора наконец признать свою ошибку

и для того чтобы её нивелировать, alexeybo необходимо выпустить из Ветряных мельниц, а тему - перенести в историю Советского Союза.


Кстати правильнее тему назвать "Ленин - глава правительства или глава государства?"

Ответить

Фотография FGH123 FGH123 08.09 2017

История, как наука, имеет свой понятийный аппарат, но одновременно в этой науке используются понятия из других отраслей научных знаний.

 

Большой юридический словарь (М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.) дает следующее пояснение понятию «глава государства»

 

Юристы это не ученые, поэтому все Ваши дальнейшие построения рушатся.

 

С тем же успехом Вы могли бы "доказать", что в 1941 году главой нашего государства был не Сталин, а Калинин.


Сообщение отредактировал FGH123: 08.09.2017 - 22:01 PM
Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.09 2017

alexeybo, спасибо - прекрасный разбор

детальнее никто бы не смог.

 

 

Ддд, вам пора наконец признать свою ошибку

и для того чтобы её нивелировать, alexeybo необходимо выпустить из Ветряных мельниц, а тему - перенести в историю Советского Союза.


Кстати правильнее тему назвать "Ленин - глава правительства или глава государства?"

Ленин был главой правительства, формально главой государства был председатель ВЦИК Свердлов, потом Калинин. Конечно всем известно, что при Сталине Калинин был чем-то средним между декоративной фигурой и шутом. 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.09 2017

Ленин В.И. не мог принять какого-либо важного решения для жизни страны единолично

 

Во время ГВ телеграммы за подписью Ленина было достаточно для самых "важных решений". Ленин был безусловным авторитетом при конфликте руководителей - например он мирил Троцкого и Сталина. Де-факто Ленин был диктатором, хотя формально все решения принимались коллегиально. 

Ответить

Фотография EgSt EgSt 08.09 2017

Меркель в Германии - глава... Без нее - ни один вопрос...


Сообщение отредактировал EgSt: 08.09.2017 - 22:14 PM
Ответить

Фотография stan4420 stan4420 08.09 2017

Меркель в Германии - глава... Без нее - ни один вопрос...

при чём здесь меркель? бывают страны, где полномочий больше у главы кабинета министров, бывают - где у президента.

Мы же обсуждаем полномочия Ленина в рамках действовавших тогда законов и иерархии власти.

 

Алексей Б. своё мнение обосновал и доказал - поэтому его надо выпускать из тюрьмы.

а уж обсуждать реальные и номинальные сосредоточия власти и центры принятия решений можно после освобождения заключённого:

-Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

 

Заданная тема, как я уже говорил, достаточно информативна и поэтому достойна перемещения  в главную часть форума.

Ответить

Фотография FGH123 FGH123 08.09 2017

Алексей Б. своё мнение обосновал и доказал - поэтому его надо выпускать из тюрьмы.

 

Юридически он прав, но это ненаучный подход.

 

(а так я за то, чтобы его выпустили)

Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.09 2017

поэтому его надо выпускать из тюрьмы.

Можно выпустить - Энди выпустили, он много интересного про Мюнхенскую конференцию рассказал)

Ответить

Фотография alexeybo alexeybo 08.09 2017

Юристы это не ученые, поэтому все Ваши дальнейшие построения рушатся.

-))

Не всякий юрист - ученый, и не всякий ученый - юрист. Но есть наука, которая называется юриспруденцией. Есть кандидаты и доктора юридических наук. 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.09 2017

В СССР законы действовали только частично, вся реальная власть принадлежала партии и спецслужбам. Поэтому реальная власть всегда была у главы партии. Но поскольку во времена Ленина диктатура партии еще была непривычной, он занимал пост главы правительства.

Ответить

Фотография alexeybo alexeybo 08.09 2017

В СССР законы действовали только частично, вся реальная власть принадлежала партии и спецслужбам. Поэтому реальная власть всегда была у главы партии. Но поскольку во времена Ленина диктатура партии еще была непривычной, он занимал пост главы правительства.

Иногда реальная власть во всей округе принадлежала отдельному командиру отряда. Но это не делало его "главой государства".

Ответить

Фотография Ученый Ученый 08.09 2017

 

В СССР законы действовали только частично, вся реальная власть принадлежала партии и спецслужбам. Поэтому реальная власть всегда была у главы партии. Но поскольку во времена Ленина диктатура партии еще была непривычной, он занимал пост главы правительства.

Иногда реальная власть во всей округе принадлежала отдельному командиру отряда. Но это не делало его "главой государства".

 

Вам ли не знать, что в СССР государство подчинялось партии, это было закреплено в конституции, там причем тут какие-то отряды?

Ответить

Фотография FGH123 FGH123 08.09 2017

Но есть наука, которая называется юриспруденцией. Есть кандидаты и доктора юридических наук.

 

Оттого, что доктор юридических "наук" назовет Калинина главой СССР, реальным главой СССР он от этого не станет.

 

Главой СССР был Сталин.

 

Это пример.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 09.09 2017

вся реальная власть принадлежала партии и спецслужбам

здрасьте

а государственным управленцам?

Совет Министров - это одно, ЦК партии - это другое

Ответить

Фотография FGH123 FGH123 09.09 2017

Совет Министров - это одно, ЦК партии - это другое

 

Все это члены партии. И министры, и работники спецслужб, и председатель президиума Верховного Совета.

 

 

Поэтому реальная власть всегда была у главы партии

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 09.09 2017

Вам ли не знать, что в СССР государство подчинялось партии, это было закреплено в конституции, там причем тут какие-то отряды?

Алексей Б. неточно выразился

имелось в виду, что командующий - ну скажем армией - находясь в какой-то губернии и обладая таким абсолютизированным ресурсом как военная сила (с человеком с ружъём не поспоришь), тем не менее не являлся высшим руководителем для данной области

Ответить

Фотография FGH123 FGH123 09.09 2017

в СССР государство подчинялось партии

 

+

Ответить