←  Высокое Средневековье

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Суд Божий или Ордалии

Фотография EgSt EgSt 18.07 2017

  В отсутствие научных судебных экспертиз наши далекие предки применяли особые (можно назвать их магическими) средства для дознания истины.

 

  Введение в тему, ЭС Брокгауза и Ефрона :

 

Суд Божий (Dei iudicium), или ордалии (англосакс. ordal — приговор, суд) — в средневековом процессе допускался, когда исчерпывались все обыкновенные средства С.; стороны могли апеллировать от С. человеческого к С. Божию. Формы С. Божия были различны; преимущественно практиковались жребий (см.), присяга (см.) и рота (см.), ордалии в тесном смысле и судебный поединок (см.). Ордалиями в тесном смысле называются испытания посредством огня и воды; спорящие вызывались сделать что-нибудь такое, что по естественному порядку вещей должно быть гибельно для них, но вследствие непосредственного участия Божества окажется безвредным. Испытание огнем состояло в держании руки на огне, в переходе через зажженный костер в одной рубашке (которая иногда покрывалась воском), в держании руками раскаленного железа. Испытание водою производилось или кипящей, или холодной водою; при испытании кипящей водою клали на дно сосуда с кипятком кольцо, которое обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя; при испытании холодной водою обвиняемого, перевязанного веревкою, бросали в воду, и если он шел ко дну, то считался невинным, если же оставался на поверхности воды, то признавался виновным (это последнее испытание объясняется языческими воззрениями на воду как на чистый элемент, который ничего нечистого в себя не принимает). С принятием христианства появилось новое испытание — крестом: истец и ответчик ставились у креста с поднятыми вверх руками, и кто первый опускал руки или падал, тот считался виновным. Русская Правда упоминает испытание железом и водою; об ордалиях говорится в договорах русских с немцами (XIII в.); судебные акты еще в XVII в. указывают на производство испытания водою. Из Русской Правды видно, что испытание огнем производилось посредством раскаленного железа; из поучения Серапиона (XIII в.) можно заключить, что испытание холодной водою производилось так же, как и у германцев. По Русской Правде испытание водою применялось в исках от двух гривен серебра до полугривны золотом; в исках ценою более полугривны золота применялось испытание железом; ордалии применялись в исках об убийстве, а также и во всех тяжбах поклепных, т. е. когда обвинитель не мог представить никаких доказательств, кроме своего утверждения; кроме татьбы, сюда относились иски об истреблении чужого имущества, но не иски, возникающие из договоров. Испытанию подвергался обвиняемый, если он не мог опровергнуть обвинение иным способом; к железу обращались также в случаях недостаточности приведенных обвинителем доказательств, когда на стороне обвинителя был послух-холоп, а не свободный человек; ордалии, следовательно, имели значение очистительной присяги, но отличались от нее тем, что допускались в более ценных исках, чем присяга, которая признавалась достаточною лишь при ценности иска до 2 гривен серебра. По мнению Пахмана, в некоторых случаях испытаниям подвергался истец — именно когда он не представлял никаких доказательств обвинения. Вообще С. Божии существовали у всех народов в первый период их жизни: кроме германцев и русских — также у индусов, евреев, греков скандинавов, славян и др.; у индусов С. Божии сохранились до настоящего времени. В древнейшее время С. Божии находились в ведении жрецов. Католическая церковь после бесплодной борьбы против С. Божьих приняла их под свое покровительство; в церквах находились священные орудия испытаний, которые производились в церквах при соблюдении известных церемоний (за исключением испытания холодной водою). Под влиянием христианства появляются и новые виды С. божиих; кроме вышеуказанного испытания крестом, применялись испытания освященным куском хлеба или сыра (iudicium offae, panis adiurati, casibrodeum); обвиняемый признавался виновным, если кусок застревал у него в горле. Испытание причастием (purgatio per eucharistiam, examen corporis et sanguinis Domini) применялось преимущественно к обвиняемым духовного звания; предполагалось, что на виновном оно должно отозваться неблагоприятно. Весьма распространенным С. Божиим был привод подозреваемого в убийстве к телу убитого: по народному поверью, при прикосновении или приближении убийцы выступала кровь из ран убитого. К свободным людям на западе применялись обыкновенно только судебный поединок и присяга; остальные виды С. Божьих применялись: к несвободным, за которых их господа не хотели присягать; к женщинам, если они, вызванные на поединок, не находили себе заместителя; к свободным, которые не находили себе соприсяжников. Мало-помалу С. Божии выходили из употребления, и взамен их были введены пытки. Когда на Западе стали возникать процессы против ведьм, то вновь появились С. Божии, преимущественно испытания ведьм холодной водою; новым испытанием явилось взвешивание ведьм, которое, так же как испытание водою, основывалось на том веровании, что ведьмы, имевшие сношения с дьяволом, теряли свой естественный вес. Дольше всего сохранилась форма С. Божьего, заключавшаяся в приведении убийцы к трупу убитого. Окончательно выходят из употребления С. Божии на Западе в середине XVIII в. До настоящего времени С. Божии сохранились у многих диких внеевропейских народов, преимущественно Африки, где обвиняемый для очищения себя от вины принимает какой-нибудь сильный органический яд; если он сумел сделать прием яда безвредным для себя с помощью какого-либо противоядия, он считается невиновным. Ср. Dahn, «Studien zur Geschichte der germanischen Gottesurteile» (Мюнх., 1857); Pfalz, «Die germanischen Ordalien» (Лпц., 1865); Patetta, «Le ordalie» (Турин, 1890); А. В. Лохвицкий, «С. Божий по русскому праву» («Отеч. записки», 1857, кн. VI, 1).

https://ru.wikisourc.../ЭСБЕ/Суд_Божий

 

В официальных законоуложениях правителей Англии (Этельред Неразумный, Генрих I, 11-12 вв) подобные судебные процедуры назывались коротко и звучно - Lada.

 

Статья из словаря Шарля Дюканжа «Glossarium mediae et infimae latinitatis» дает некоторое представление об этом древнем английском ритуале судебного процесса.

 

Lada1.png

В удобочитаемом виде :

1. LADA, Purgatio, qua quis per legem se purgat ab illato crimine. Est enim Lada, idem quod lex ; quæ vox posterior pro ipsa purgatione canonica et vulgari crebro usurpatur, ut in voce Lex docemus. Capitula Ethelredi Regis § 1 :

Et si domino ejus accusetur, quod consilium ejus fregerit, et antea malum fecerit, assumat secum 5. Thainos, et idem sit s-extus, et laidat se : et si Lada procedat, sit weræ suæ dignus : si non procedat, habeat Rex weram, et sit ipse fur utlagatus apud populum.
 
Примерный смысл первых строк :
Lada (название ритуала) - Очищение /оправдание, испытание (не)виновности/, действием которого смывают подозрения в преступлении. Lada означает то же самое, что и закон...
Далее в выдержке из капитулы Этельреда объясняются правила и порядок ритуала.
 
Вопрос знающим : Thainos (Thaynus, Theinus, Tenus) - высокие должностные лица при древних английских королях.  Нет ли у кого хороших ссылок про этих самых тейнов?
 
--------------------------------------------------
P.S. В тексте сообщения слово s-extus упорно не желает принимать свой нормальный вид, поэтому пришлось разделить его дефисом. Чудеса на виражах?
Секстус = шестой.

 


Сообщение отредактировал EgSt: 18.07.2017 - 23:03 PM
Ответить

Фотография EgSt EgSt 18.07 2017

Продолжение, наверное, будет.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 19.07 2017

ОРДА́ЛИИ (от лат. ordalium – суд, приговор; «Божий суд», лат. judicium Dei), институт обычного права, способ формального доказывания виновности/невиновности обвиняемого. Как правило, О. применялись при отсутствии несомненных доказательств виновности. Правым считался тот, кто выходил невредимым из испытаний огнём, раскалённым железом, водой и пр.: обвиняемого связанным бросали в воду (он считался оправданным, если ему удавалось выплыть; в Древней Руси, напротив, считался невиновным утонувший, что обосновывалось представлениями о том, что вода не принимает в себя ничего нечистого), его заставляли пройти через костёр, достать из кипятка кольцо, взять в руки раскалённый предмет (о виновности судили по характеру полученных ожогов), у ряда народов Африки – переплыть реку с крокодилами и т. д. В христианской Европе распространились испытания крестом (истец и ответчик становились у креста с поднятыми руками, виновным считался тот, кто первым опускал руки или падал), освящённым куском хлеба или сыра (у виновного он должен был застрять в горле), причастием (в осн. для духовенства) и т. п. Часто О. также неточно называют др. варианты «Божьего суда» – жребий, присягу и судебный поединок.

 

Ритуально-магич. характер О. (сближавший их с гаданиями) соответствовал представлениям архаич. обществ. Они отражены в Библии (напр., в сцене поединка пророка Илии с жрецами Ваала), известны по Хаммурапи законам, Ману законам, герм. варварским правдам, Русской правде, Польской правде, Саксонскому зерцалу, Швабскому зерцалу, серб. Законнику Стефана Душана, по данным этнографии. Со временем в Европе О. стали заменяться пытками. Возрождение О. в форме испытания холодной водой, взвешивания и т. п. пришлось на период охоты на ведьм. Окончательно О. в Зап. Европе вышли из употребления в сер. 18 в., но традиция судебного поединка сохранялась в практике дуэли.

 

 

Лит.: Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; Langbein J. Torture and the law of proof. Chi., 1977. Chi., 2006; Spierenburg P. The spectacle of suffering: executions and the evolution of repression. Camb., 1984; Peters E. Torture. N. Y., 1985; Cohen E. The crossroads of justice: law and culture in late medieval France. Leiden, 1993; История государства и права зарубежных стран / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова, О. А. Жидков. 3-е изд. М., 2009. Т. 1–2.

 

Попов В.А. Ордалии // Большая российская энциклопедия

 

http://bigenc.ru/eth...gy/text/2683903

Ответить

Фотография Стефан Стефан 19.07 2017

В сфере судопроизводства и права магические средства также занимали видное место. Одна из специфических особенностей судебного разбирательства в средние века ‒ «суд Божий». Процедуры выяснения истины посредством судебного поединка сторон или испытания раскаленным железом и кипятком независимо оттого, каковы их антецеденты в Ветхом Завете или у варварских народов, исходили из идеи вмешательства всеведущего Божества, которое принимает сторону правого и карает виноватого. Уже Григорий Турский рассказывал о преступниках, наказанных внезапной смертью при попытках с помощью обмана доказать свою правоту (24, VIII, 16).

 

Как известно, существовало несколько разновидностей «Божьего суда». Наряду с поединком применялось испытание крестом, при котором тяжущиеся становились перед большим крестом с распростертыми руками, имитируя его форму, и тот, кто первым опускал руки, считался проигравшим. Особенно распространенными были, однако, испытания огнем (железом). Человек, намеренный очиститься от обвинения или вообще доказать свою правоту (например, святой, желавший дать язычникам убедительное доказательство силы своей веры), держал в руках кусок раскаленного железа или ходил босиком по раскаленным докрасна плужным лемехам (обычно числом девять). Составными частями этой процедуры были благословение огня и железа, месса, молитвы, принятие тела Христова. После того как подвергавшийся испытанию пронес железо или прошел по нему, руку или ноги его забинтовывали, а на третий день повязку снимали и смотрели, в каком состоянии раны: если рука была невредимой, налицо доказательство невиновности испытуемого, его правоты.

 

Не менее распространено было испытание кипящей водой («котелком»). В котелок бросали кольцо, которое испытуемый должен был извлечь из кипятка. При этом следили за тем, чтобы испытуемый не прибег к каким-либо магическим средствам и чтобы в ордалию не вмешалась нечистая сила. Для этого орудия испытания обрызгивали святой водой. Впервые такая ордалия описана тем же Григорием Турским, повествующим о состязании между арианским священником и католическим диаконом: еретик, естественно, был посрамлен.

 

Испытание холодной водой имело такое объяснение: вода, чистая стихия, не примет преступника. Ордалия заключалась в том, что обвиняемого, руки и ноги которого были связаны вместе, бросали в водоем или реку, привязав к телу веревку. Если он тонул, его вытаскивали и объявляли оправданным, если же вода не принимала его, он считался виновным. Этот вид «Божьего суда» приобрел широкое применение во время преследований ведьм (см. ниже, с. 526). Испытание обвиняемых могло выразиться в их взвешивании (процедура не ясна). Практиковались далее испытания хлебом с сыром: верили, что виновный не в состоянии проглотить кусок освященного хлеба.

 

Сохранилось большое число церковных формул благословения оружия участников судебной дуэли, формулы заклятия раскаленного железа, перед тем как его возьмет в руки испытуемый (такая формула гласила: «Изгоняю бесов из тебя, тварь железная»), и обращение к Богу ‒ «справедливому Судии» с просьбой освятить железо и сделать руку того, кто его возьмет, {480} невредимой в случае отсутствия вины, но сжечь ее в случае виновности, и призыв к испытуемому отказаться от ордалии, если он знает свою вину; далее, формула благословения кипящей воды и заклятия котелка; формула заклятия холодной воды: не принять виновного, но принять невинного, причем здесь указано, что эту ордалию «создал сам всемогущий Бог», а «нашел ее» папа Евгений, с тем чтобы ее соблюдали все епископы, аббаты, графы и все вообще христиане по всему свету (21, II, 364‒384)31.

 

«Божий суд» повсеместно применялся с начала средневековья, хотя всегда встречал ученую оппозицию. Один из наиболее авторитетных его критиков, Агобард Лионский, написал сочинение «Против Божьего суда» почти одновременно с опубликованием Карлом Великим предписания «без каких-либо сомнений верить в силу и справедливость Божьего суда» (Аахенский капитулярий 809 г.). Агобард высмеивает глупость тех людей, которые называют подобные процедуры «Божьим судом», как если б Господь, заповедавший всеобщую любовь, стал служить человеческим выдумкам и вражде и решать, кому принадлежат тот или иной участок земли, лошадь или свинья, из-за коих разгорелась тяжба (P. L., CIV, 251). Напротив, Хинкмар Реймсский, другой видный деятель каролингского времени, решительно отметал все возражения против применения «Божьего суда» (P. L., CXXV, 659‒680). Стоит отметить, что вполне в духе эпохи и противники и сторонники «Божьего суда» в своей аргументации опирались на авторитет Писания.

 

Возобладала общепринятая практика, и она была подтверждена церковными синодами (847, 895,1023 гг.). Бурхард Вормсский в свою очередь исходил из мысли о правомерности подобных испытаний (P. L., CXL, 773, 822, 912). Во Франции и Германии «Божий суд» был признанной составной частью судопроизводства вплоть до XIII‒XIV вв. Между тем римские папы на протяжении IX‒XIII вв. постоянно возражали против судебных поединков и запрещали их. С критикой «Божьего суда» ‒ греховного нарушения заповеди «не испытывать Бога» ‒ выступали и известный парижский ученый второй половины XII в. Петр Кантор, и поэт Готтфрид Страсбургский, и Фома Аквинский, и, что более существенно с практической точки зрения, Фридрих II Гогенштауфен, запретивший ордалии своими «Мельфийскими конституциями» 1231 г. Но одновременно «Саксонское зерцало», а вслед за ним (в 70-е гг. XIII в.) и «Швабское зерцало» одобрили эти процедуры в качестве законных средств судебного доказательства, и «Божий суд» просуществовал в Германии вплоть до XV столетия. Вопреки критике ученых людей и просвещенных законодателей народ и значительная масса духовенства продолжали твердо верить в то, что Бог постоянно вмешивается в повседневную жизнь, и в частности в судопроизводство. Эта вера в безошибочность Божьих приговоров намного полнее отвечала их общему мировосприятию, нежели суждения критиков. {481}

 

 

31 Ссылка на папу Евгения (умер в 657 г.) ложная (см.: 21, II 321 и сл.). {540}

 

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства // Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 480‒482, 540.

 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 19.07 2017

Судебнай поединок

combatordeal.jpg

Ответить

Фотография Стефан Стефан 19.07 2017

21. Искавше ли послуха и не налѣзуть истьця начнеть головою клепати, то ти имъ правду желѣзо.*

 

22. Тако же и во всѣхъ тяжахъ, в татбѣ и в поклепѣ; оже не будеть лиця, то тогда дати ему желѣзо из неволи до полугривны золота;* аже ли менѣ, то на воду,* оли то до дву гривенъ, аже мене, то ротѣ ему ити по своѣ куны. {498}

 

 

Железо судебное испытание раскаленным железом, ордалия, «Божий суд».

 

Полгривны золота ‒ приблизительно, 5 гривен серебра, 20 гривен кун.

 

Вода ‒ судебное испытание посредством погружения в воду, ордалия, «Божий суд». {677}

 

 

21. Если ищут свидетеля и не найдут, а истец обвиняет в убийстве, то рассудить их испытанием железом.

 

22. Так же и во всех судебных делах, о воровстве и о клевете, если не будет поличного, а иск не менее полугривны золота, то тогда принудительно привести ответчика к испытанию железом; если же менее значительный иск, то к испытанию водой; если до двух гривен или менее, то идти ему на судебную клятву в отношение своих кун. {499}

 

 

 

85. Ты тяжѣ всѣ судять послухи свободыми; будеть ли послухъ холопъ, то холопу на правду не вылазити; но оже хощеть истець, или иметь и, а река тако: «По сего рѣчи емлю тя, но язъ емлю тя, а не холопъ», и емѣти и на желѣзо; аже обинити и, то емлеть на немь свое; не обинить ли его, а платити ему гривна за муку, зане по холопьи рѣчи яли.

 

86. А желѣзного платити 40 кунъ, а мечнику 5 кунъ, а пол гривны дѣтьскому;* то ти желѣзныи урокъ, кто си в чемь емлеть.

 

87. Аже иметь на желѣзо по свободныхъ людии рѣчи, либо ли запа на нь будеть, любо прохожение нощное, или кимь любо образомь аже не ожьжеть, то про муки не платити ему, но одино желѣзное, кто и будеть ялъ. {510}

 

 

Детский ‒ в данном случае младший дружинник, исполняющий судебные функции. {679}

 

 

85. Эти все тяжбы судят при свободных свидетелях; если будет свидетель холопом, то холопу на суд не являться; но если хочет истец использовать его свидетелем, то пусть скажет так: «Я привлекаю тебя по показаниям этого <холопа>, но привлекаю тебя я, а не холоп», и может взять его <ответчика> на испытание железом; если тот будет осужден, то он возьмет свое по суду, если же тот не будет осужден, то <истцу> заплатить ему гривну за муку, ибо брали его по показаниям холопа.

 

86. А при испытании железом платить <в суд> 40 кун, а мечнику 5 кун, а детскому полгривны; это плата за испытание железом, кто за что получает.

 

87. А если привлекают на испытание железом по показаниям свободных людей, или подозрение на нем будет, либо ночью проходил <у места преступления> то если <обвиняемый> каким-либо образом не обожжется, то за муки ему не платят, но только судебную пошлину за испытание железом платит тот, кто вызывал на суд. {511}

 

Русская Правда / Подгот. текста, пер., коммент. М.Б. Свердлова // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII век / Под ред. Д.С. Лихачёва, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. С. 498, 577; 499; 510, 679; 511.

 

http://lib.pushkinsk...aspx?tabid=4947

Ответить

Фотография Стефан Стефан 20.07 2017

1a92ec164d15.jpg

Ордалии. Дирк Баутс. Створка диптиха «Правосудие Оттона III» для Ратуши Лёвена (нач. 1470-х гг.). Музей старинного искусства (Брюссель). Вдова казнённого по ложному обвинению доказывает его невиновность, держа в одной руке его отрубленную голову, а в другой – кусок раскалённого железа.

 

3760d0640b12.jpg

Дирк Баутс. Диптих «Правосудие Оттона III» для Ратуши Лёвена (нач. 1470-х гг.). Музей старинного искусства (Брюссель).

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.07 2017

die-mehrheit.jpgcover.gifИспытание ведьм водой

Ответить

Фотография EgSt EgSt 20.07 2017

Во что вылились все эти испытания :%D0%9F%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BE%D0%BA-%D1

 

Ответить

Фотография Стефан Стефан 20.07 2017

Статья 38

 

§ 1. Наемные бойцы [в судебном поединке] и их дети, актеры и все незаконнорожденные, и воздававшие [осужденные]за кражу и грабеж или возвращавшие [награбленное] и изобличенные на суде, или которые откупаются от смертной казни или телесных наказаний [«выкупают жизнь или кожу и волосы»]53 ‒ все они лишены прав54.

 

 

53 Кто заменяет вергельдом смертную казнь или телесные наказания. См.: ЗП І 65 § 2.

 

54 Т. е. неправоспособны. Существовали различные степени лишения прав: а) полное лишение прав, равнозначное «лишению мира»; б) ограниченное лишение прав; подпадающие под эту категорию отличаются от лиц, полностью лишенных прав, тем, что за преступления против них виновные подлежат наказанию; в) лишение семейных и родительских прав. См.: ЗП І 50 § 2; 51 § 1, 2. {33}

 

 

 

Статья 42

 

§ 1. Несовершеннолетний [12‒21 год] и достигший предельного возраста [60 лет] может иметь опекуна, если он в нем нуждается, но может его и не иметь, если он желает. Кто не явился вместе со своим опекуном, тот должен его привести к следующему судебному заседанию, назначенному судом по его жалобе. По достижении 21 года мужчина становится совершеннолетним. После 60 лет мужчина достигает предельного возраста, когда он может иметь опекуна, если он того пожелает, причем он этим не уменьшает размера возмещения или своего вергельда. Если возраст мужчины неизвестен, то он считается совершеннолетним, если он уже с бородой и имеет волосы внизу и под каждой рукой.

 

§ 2. По достижении юношеского возраста он может быть опекуном своей жены или чьим он должен быть, если пожелает, и даже выступать за подопечных в поединке57, хотя он еще несовершеннолетний. Ибо, поскольку он способен себя представлять, постольку он может представлять своих подопечных.

 

Статья 43

 

При жалобе женщины на изнасилование, если она не влечет за собою судебного поединка, судья должен дать женщине опекуна, равно как и во всех случаях преступления, когда преступник застигнут с поличным, если женщина своего правомерного опекуна не имеет под рукой. Если же иск ведет к поединку, то {34} ее опекуном может быть любой [способный носить] меч родственник по отцовской линии, если он равного с ней рождения [происхождения]. {35}

 

 

57 Кто не мог сам участвовать в судебном поединке (например, женщины, раненые, хромые), тот нуждается в представителе, который за него принял бы участие в поединке. {34}

 

 

 

Статья 48

 

§ 1. Все незаконнорожденные, а также лишенные прав не могут иметь опекуна при подаче ими исков и при судебном поединке.

 

§ 2. Хромые также должны отвечать и искать на суде без опекуна, разве только дело требует судебного поединка. Тогда опекуном может быть его ближайший родственник, [способный носить] меч, мужской линии, равного с ним рождения, любой, который пожелает; если хромой, вызванный на судебный поединок, не имеет своего опекуна на месте и подтвердит это присягой, то он получает в качестве опекуна того, кто согласится, или он может на свои деньги [пфенниги] нанять [бойца], хотя бы можно было доказать, что он имеет законного опекуна.

 

§ 3. Если же он защищается при помощи наемного бойца, то в истец может его изобличить при помощи наемного бойца, хотя бы истец первоначально не вызывал его на поединок, и это не может повредить ему в суде. Так же можно защищать и умершего, если противник хочет его изобличать [поединком]. При помощи наемного бойца любой мужчина может таким путем защищаться. Однако при помощи наемного бойца нельзя изобличать неопороченного человека в отношении его прав.

 

Статья 49

 

Если раненый вызывает на поединок того, кто его ранил, и если он в силу слабости своего тела не может участвовать в поединке и он не имеет опекуна, который согласен выполнить это за него, то тогда его нужно вновь вызвать на то время, когда он сам сможет участвовать в поединке. {36}

 

 

 

Статья 53

 

§ 1. Кто не является на призыв о помощи65, или кто жалобу подает не по праву, или кто вызывает на поединок имеющего право не участвовать с ним в поединке, или кто в назначенный день суда не явится в срок или вообще уклоняется, или на суде говорит и действует противоправно, или кто не уплачивает присужденной судом [суммы] ‒ тот по поводу каждого такого дела платит судье штраф. И по поводу каждой вины, за которую кто-либо получает возмещение, судья может требовать штраф. Однако часто уплачивается судье штраф за непристойности, совершаемые во время заседания суда, когда ни жалобщик, ни тот, против кого направлена жалоба, не получает возмещения. {38}

 

 

 

Статья 63

 

§ 1. Кто хочет вызвать на судебный поединок лицо равного с ним сословия, тот должен просить судью, чтобы управомочил его на это в отношении нарушителя мира, которого он здесь видит. Если ему будет указано по решению [шеффенов], что он вправе это сделать, то он должен спросить, где он может его схватить, чтобы это способствовало осуществлению его права. Тогда ему предоставляют право схватить у воротника. Когда он им овладеет и затем с разрешения [суда] отпустит, он должен его осведомить, почему он им овладел. Это он может сделать немедленно или посовещавшись [с представителем] по этому поводу. Затем он должен его обвинить в том, что он нарушил его мир или на королевской дороге, или в деревне. Как он мир нарушил, так он должен и указать в жалобе. Затем он должен далее его обвинять, что он его ранил и учинил над ним насилие, которое он может доказать. Затем он должен показать рану или рубец, если рана зажила. Затем он должен жаловаться дальше, что он ограбил его имущество, что он взял так много, что это не бесценок и не недостойно поединка. В отношении этих трех преступлений он должен жаловаться одновременно. Если он умолчит об этом, то он проиграл поединок.

 

§ 2. Затем он говорит: «Я видел сам его самого и прокричал ему призыв о помощи. Если он согласен это признать, то это мне любо, а если он это отрицает, то я его буду изобличать по праву, которое мне предоставляет народ74 или шеффен, если суд происходит приказом короля». Затем тот пусть требует поруки, и она должна быть ему предоставлена. Однако {43} допускается исправить свою жалобу до предоставления поруки. Когда порука предоставлена, тогда тот доказывает свою невиновность или присягой, или судебным поединком, если жалобщик его законно вызвал [на поединок] и если он может иметь место; я имею в виду, если он, несмотря на ранение, может сражаться.

 

§ 3. Каждый может отказаться от поединка с тем, кто низшего по сравнению с ним рождения. Тому, кто выше стоит по рождению, нижестоящий не может отказать в поединке по мотивам высшего рождения, если только тот его вызвал. Отказаться, далее, от поединка можно, если вызов последовал после полудня, если только вызов не был начат раньше. Судья должен озаботиться о щите и мече для того, кого обвиняют, если он в том нуждается. Далее, кто-либо может воспрепятствовать поединку между его родственниками, если они оба являются его родственниками и если он может присягнуть на реликвии сам-сем в том, что они близкие родственники, что они по закону не могут друг с другом сражаться.

 

§ 4. Судья должен дать двух посланцев каждому из тех, которые должны сражаться, и они должны следить за тем, чтобы те были вооружены по правильному обычаю. Кожаной и полотняной одежды они могут надеть столько, сколько они хотят. Голова и ноги спереди должны быть обнажены, а на руках они могут иметь лишь тонкие перчатки; обнаженный меч в руках и один подпоясанный или два ‒ это предоставляется их свободному выбору; круглый щит в другой руке, на котором допускается только дерево и кожа, кроме оковки, которая может быть из железа; кафтан без рукавов поверх нижней одежды. Мир должен быть обеспечен на поле под страхом смертной казни, чтобы никто не мешал их поединку. Каждому из них судья должен дать человека, который имеет палку [жезл]. Они ни в коем случае не должны мешать, кроме как если один из них упадет, тогда он должен простереть между ними [сражающимися] палку; то же [должны сделать], если один из них будет ранен или будет просить о палке, ‒ этого он не может сделать, если он не имеет разрешения от судьи. После того как на поле установлен мир, они должны по праву испросить поле, которое судья им должен предоставить. Они должны снять с ножен наконечники, ибо они имеют разрешение от судьи. Оба они должны вооруженными предстать перед судьею и присягнуть; один ‒ что обвинение, которое он предъявил ответчику, правильнее, и другой ‒ что он не виновен, что бог им поможет в их поединке. Когда они впервые сходятся, к солнцу они должны быть поставлены в равном положении. Если будет побежден тот, против кого жалуются, то его будут судить, если же он победит, то его освобождают от штрафа и возмещения. {44}

 

§ 5. Обвинитель должен первым выйти на поле. Если другой слишком долго медлит, то судья должен потребовать его через судебного исполнителя в том доме, где он вооружается, и должен послать с ним двух шеффенов. Точно так же его нужно вызывать во второй и в третий раз. Если он не явится после третьего вызова, то обвинитель должен встать и просить о поединке и сделать два взмаха [мечом] и один толчок по воздуху. Этим он победил его в споре по обвинению, против него выдвинутому, и судья должен его [обвиняемого] судить так, как если бы он был побежден в поединке.

 

Статья 64

 

Таким же образом следует изобличать мертвого, если он был убит во время кражи, или разбоя, или тому подобных деяний. Если есть возможность изобличить мертвого при помощи свидетельства семи лиц, то не требуется вызывать его на поединок. Если, однако, родственник умершего вызовется выступить за него, кто бы он ни был, то он тем самым исключает всякое свидетельство75, тогда его нельзя изобличать без поединка, разве только он объявлен находящимся под подозрением76.

 

Статья 65

 

§ 1. Так же, как здесь указано, изобличают и того, который был вызван и приглашен на поединок, обязался явиться или выставил поручителя, однако в назначенный день суда не явился. {45}

 

 

74 Т. е. вся община. В суде гографа место шеффенов занимает вся община (landfolk ‒ местное население, земляки). {43}

 

75 Исключает как бесспорное доказательство, ибо судебный поединок имеет преимущественное значение по сравнению со свидетельскими показаниями.

 

76 Vervesten. Этот термин, дословно означающий «арестовать», в действительности не связан был с лишением свободы, а состоял в объявлении человека находящимся в состоянии подозреваемого. Это связано с целым рядом последствий. Объявленного в таком состоянии можно в любое время насильственно привести в суд. Он не мог быть ни присяжным, ни свидетелем, ни обвинителем. {45}

 

 

 

§ 3. С кровавой раной, без глубоких ран или даже с рубцом на ране, может один другого вызвать на судебный поединок, призывая воинственными словами к поединку. {47}

 

 

 

§ 8. Если сакс оспаривает решение, и клянется правой рукой, и ссылается на большинство, то он должен по этому поводу сражаться в поединке сам-сем против семи других. Где победит большинство людей, та сторона выигрывает дело [решение]. Каждый побежденный платит штраф судье и возмещение тому, который против него сражался. Сражаться на поединке по поводу судебного решения можно только перед имперским судом. {53}

 

 

 

§ 2. Если жители не знали, кто имел [спорное имущество] во владении, тогда следует решать путем ордалии водой, или жалобщик и тот, против кого возбуждена жалоба, должны присягать в том, что они правильно показывают, как они полагают [верным], и тогда судья должен дать своих посланцев139. Если они оба в том же принесут присягу, то следует [имущество] разделить равномерно между ними.

 

 

139 Для осмотра имущества на месте. {87}

 

 

 

§ 2. Каждый должен также отвечать перед королем во всех местах по своему праву, а не по праву жалобщика.

 

§ 3. Он должен также отвечать по каждой жалобе, по которой его обвиняют, разве только его вызывают на поединок. Тогда он может отказаться отвечать, если это не в той местности, откуда он родом. {91}

 

 

 

100. Если каждый будет присягой признавать своим, то либо нужно поделить между ними, либо проверить правильность этого при помощи божьего суда водою228. Все же недозволено применять божий суд по каждому делу; только там, где истина не может быть выяснена в суде, ‒ там заканчивают ордалией.

 

 

228 См.: ЗП III 21 § 2. {130}

 

Саксонское зерцало: Памятник, комментарии, исследования / Отв. ред. В.М. Корецкий; авт. ст. Л.И. Дембо, Г.А. Аксененок, В.А. Кикоть; Институт государства и права АН СССР. М.: Наука, 1985. С. 33; 34‒35; 36; 38; 43‒45; 47; 53; 87; 91; 130.

 

http://www.vostlit.i.../frametext1.htm

http://www.vostlit.i.../frametext2.htm

http://www.vostlit.i.../frametext3.htm

Ответить

Фотография EgSt EgSt 20.07 2017

                                                                                                             Ах, вы тэны мои, тэны,
                                                                                                             Тэны рёзвые мои,
                                                                                                             Тэны рёзвые, тверёзые,
                                                                                                             Су-став-ча-ты-и!
                                                        (предположительно песенка древнеанглийских королей)
 
Thainus, Thaynus, Thanus - латинский вариант англосаксонского термина Thegen/Tein.
 
Полезная статья : 
Сухино-Хоменко Д. В.
Эволюция и трансформация социальной категории «тэн» 
в донормандской Англии (конец IX — начало XI вв.)
// Электронный научно-образовательный журнал «История». М., 2015. Выпуск 11 (34)
 
Небольшие цитаты из названного замечательного источника привожу в кавычках, плюс мои минимальные пояснения. 
 
"Thegns - служилая знать в донормандской Англии – тэны (þegn, от глагола þegnian – «служить, прислуживать»)"
 
Первоначально "тэном обозначают любого свободного слугу (то есть здесь используется самое древнее значение), и в данном случае это дословный перевод слова minister; если же в тексте фигурирует король, то тэнами обозначаются лица, тем или иным образом связанные с военным делом..."
 
Можно сказать, что тэны в ранней своей массе были "дружинниками", постепенно получавшими от короля земельные пожалования, оседавшими в своих вотчинах и бывшие представителями королевской власти на местах. Они получали право судить в пределах своей местности.
 
"считается, что тэном мог стать любой владелец участка в пять гайд (hida, реже hiwisc, – единица измерения земли в Уэссексе; гайдой считался надел, способный прокормить одну семью в течение года)"
 
"В кодексах Этельстана тэны упоминаются всего три раза. В этих законах тэны выступают не просто слугами короля, но и представителями короны «на местах». Если Эдвард Старший (899-925 гг.), говоря о праве вершить королевский суд, упоминает только гереф (Eadweard II, 8 ) то его преемник допускает ситуацию, когда роль судьи выполняет тэн: «Тот герефа, который примет взятку и из-за этого уменьшит права другого, заплатит королю за это нарушение закона и будет нести позор, как мы постановили. Если это будет тэн, то да будет так же» (ÆþelstanV, 1,3-4)"
 
"тэны во второй четверти Х столетия сохраняют свою связь с королём, являясь его представителями на низовом уровне и отправляя правосудие, а также могут обладать земельными пожалованиями"
 
"Тридцать лет спустя, в законах короля Эдгара, тэны по-прежнему выступают в качестве судей, однако мы можем видеть и некоторые изменения – Эдгар повторяет положения своего деда о недопустимости коррупции в суде и уточняет конкретную сумму штрафа – 120 шиллингов, но добавляет, что кроме денег судья потеряет и статус (scipe)  тэна: «Судья, который неправильно судит другого, платит королю 120 шиллингов штрафа (если только не отважится объявить клятвенно, что он не знал более правильного решения) и теряет навсегда своё достоинство тэна, если только он не выкупит его снова у короля…» (Eadgar III, 3)"
 
Коллегия двенадцати :
"в судебниках Этельреда Нерешительного... мы снова видим тэнов, отправляющих правосудие на местном уровне: на этот раз речь идёт о неких двенадцати «старших тэнах», которые под предводительством герефы должны собираться в уапентаках (wapentac – низшая административная единица в Дэнло) и приносить клятву на реликвиях о том, что они «не желают ни безвинного предавать суду, ни виновного от правосудия укрывать» 
 
"Итак, в королевском законодательстве Х века мы наблюдаем следующие магистральные направления изменения статуса тэнов. Уже к 960-м годам тэны эволюционируют из королевских слуг-воинов в юридически оформленную категорию населения с особым статусом и положением, характерной чертой которой является обладание земельными пожалованиями. Примечательно, что король Эдгар ещё предусматривает «обратную» социальную мобильность (за неправедный суд судья «теряет навсегда своё достоинство тэна»)"
 
Несколько печальный эпилог из Википедии :
 
"После нормандского завоевания значительная часть тэнов покинула страну или была 
низведена до положения мелких землевладельцев, подчинённых новому правящему слою нормандских феодалов. Те тэны, которые адаптировались к новым социальным условиям в Англии и включились в вассально-ленную систему французского типа, стали родоначальниками таких выдающихся семейств позднесредневековой Англии, как Беркли, Кромвели, Невили, Ламли, Грейстоуки, Одли и Фицуильямы. Англосаксонские корни в английском дворянстве особенно были сильными в Нортумберленде и Камберленде. Однако в целом нормандское завоевание ликвидировало социальную прослойку тэнов, заменив её сословием рыцарей."
 
В общем, были тэны в Англии, жили-служили при старых добрых королях, да сплыли...

Сообщение отредактировал EgSt: 20.07.2017 - 19:48 PM
Ответить

Фотография EgSt EgSt 20.07 2017

Приветственная англосаксонская формула alle mine þegnes - "все свои тэны".

Интересное для специалистов видео

Доклад Д.В. Сухино-Хоменко по английской истории "От англо-саксонских «королевских тэнов» к англо-нормандским «баронам»: преемственность или историографический конструкт?" на 24-й международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2017».


Сообщение отредактировал EgSt: 20.07.2017 - 20:51 PM
Ответить

Фотография Стефан Стефан 20.07 2017

Ордалия ‒ «божий суд»

 

В варварских королевствах, созданных на территории завоеванной германцами империи, свободные люди П.ам не подвергались, и личное достоинство германца было несовместимо с применением подобных мер. Лицо свободного происхождения очищалось от обвинения при содействии соприсяжников из числа сородичей и друзей, которые свидетельствовали о его невиновности и добропорядочности. Телесные наказания были уделом несвободных (Свобода и несвобода).

 

Тем не менее, такая специфическая разновидность П.и, как ордалия («божий суд»), получила распространение в правовой практике. Ордалия не была средством насильственного исторжения признания вины, в ней П.а играла иную роль. Божий суд представлял собой средство установления юридической истины путем обращения к воле Творца. Тяжущиеся лица добровольно соглашались подвергнуться испытанию, сопряженному с П.ой, для того чтобы обнаружить, на чьей стороне правда. В основе ордалии лежало убеждение в том, что {400} Бог постоянно вмешивается в людские дела и поэтому его можно побудить к участию в судебной тяжбе. Ритуальный характер ордалии как нельзя лучше соответствовал культурным представлениям и верованиям того периода. Ордалия не предполагала признания подозреваемого, и об истине судили на основании следов, оставленных судебным испытанием.

 

Участники божьего суда проходили испытание раскаленным железом, которое они держали в руках или ходили по нему босиком (обычно по плужным лемехам), либо кипящей водой, в которую опускали руку. Обожженную руку или ноги забинтовывали, а на третий день повязку снимали и по состоянию полученных ран судили о виновности или невиновности участников ордалии.

 

Составными частями этой процедуры были благословение огня и железа, месса, молитвы, принятие тела Христова, т.е. евхаристии. В народе божий суд считался наиболее надежным методом доказательства правоты; в ордалии вера в постоянное вмешательство Бога в человеческие дела переплеталась с магическими представлениями. К божьему суду прибегали и в делах, связанных с религией. Любопытно, как Григорий Турский изображает богословский спор между ортодоксальными верующими и арианами. В своей «Истории» он повествует о диспуте между франкскими священниками и вестготскими еретиками: они не сумели переубедить друг друга, и словопрение закончилось ничем. Между тем в сочинении агиографического характера Григорий представляет этот же эпизод в виде божьего суда: в котелок с кипящей водой бросили кольцо, и католический священник извлек его оттуда, не повредив руки; когда же кольцо стал вылавливать арианин, он получил тяжелые ожоги. «История» была написана для образованных (Историография), тогда как житийная литература (Агиография) адресовалась ко всем, включая неграмотное простонародье, которому требовались наглядные доказательства правоты церкви.

 

Процедура ордалии оставляла подвергавшееся ей лицо пассивным, и истина должна была раскрыться помимо каких-либо его усилий. В этом отношении от испытаний огнем, водой и железом отличались судебные поединки, унаследованные средневековьем от германской древности. Но исход поединка, по тогдашним убеждениям, опять-таки определялся божественным вмешательством. Применялось также «испытание крестом»: тяжущиеся становились перед большим распятием с распростертыми руками, имитируя его форму, и тот, кто первым опускал руки, считался проигравшим.

 

Посредством ордалии можно было установить справедливость утверждений лишь того лица, которое ей подвергалось. Как сообщает «Сага о Сверрире», Эйрик, заявлявший, что он ‒ брат Сверрира, этого норвежского узурпатора, согласился подвергнуться испытанию раскаленным железом для доказательства того, что он ‒ сын конунга, однако настаивал на том, что таким способом докажет лишь собственные права, но не права Сверрира.

 

Ордалия могла происходить без применения физической П.и и служить для демонстрации божественной истины. Ей могли подвергнуться не одни только люди. Так, существует легенда (XI в.), согласно которой в костер были брошены сочинения св. Доминика и сочинения еретика; первые трижды вылетали из огня невредимыми, вторые сгорели.

 

Божий суд повсеместно применялся с начала средневековья, хотя всегда встречал ученую оппозицию. Один из наиболее авторитетных его критиков, Агобард Лионский, написал сочинение «Против божьего суда» почти одновременно с опубликованием Карлом Великим предписания «без каких-либо сомнений верить в силу и справедливость ордалий» (Ахенский капитулярий, 809 г.). Агобард высмеивает глупость тех, кто называет подобные процедуры «божьим судом», как если бы Господь, заповедовавший всеобщую любовь, стал служить человеческим выдумкам и вражде и решать, кому принадлежит тот или иной участок земли, лошадь или свинья, из-за которых разгорелась тяжба. Напротив, Хинкмар Реймсский, другой видный деятель каролингского времени, решительно отметал все возражения против применения божьего суда. Бурхард Вормсский (нач. XI в.) в свою очередь исходил из мысли о правомерности подобных испытаний. Вполне в духе эпохи и противники, и сторонники божьего суда в своей аргументации опирались на авторитет Библии. Возобладала общепринятая практика, и она была подтверждена церковными соборами (847, 895, 1023 гг.). {401}

 

Во Франции и Германии на протяжении столетий ордалия оставалась признанной составной частью судопроизводства. Между тем папы в течение IX‒XIII вв. постоянно возражали против судебных поединков и запрещали их. Постановлением IV Латеранского собора (1215 г.) духовенству было запрещено участвовать в проведении ордалий. С критикой божьего суда ‒ греховного нарушения заповеди «не испытывать Бога» ‒ выступали и известный парижский ученый второй половины XII в. Петр Кантор, и поэт Готфрид Страсбургский, и Фома Аквинский, и, что более существенно с практической точки зрения, император Фридрих II Штауфен, запретивший ордалии своими «Мельфийскими конституциями» 1231 г. Но одновременно «Саксонское зерцало», а вслед за ним (в 70-х гг. XIII в.) и «Швабское зерцало» одобрили эти процедуры в качестве законных средств судебного доказательства, и божий суд просуществовал в Германии вплоть до XV столетия. Вопреки оппозиции ученых людей и просвещенных законодателей народ и значительная масса духовенства продолжали твердо верить, что Бог постоянно вмешивается в повседневную жизнь и, в частности, в судопроизводство. Эта вера в безошибочность божьих приговоров намного полнее отвечала их общему мировосприятию, нежели суждения критиков. Сцены божьего суда изображены в рыцарских романах и хрониках в качестве неотъемлемых сторон общественной жизни. {402}

 

Пытка // Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. М.: РОССПЭН, 2003. С. 400‒402.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 28.07 2017

Вопрос знающим : Thainos (Thaynus, Theinus, Tenus) - высокие должностные лица при древних английских королях

не оттуда ли пошли русские тиуны?

 

Вообще С. Божии существовали у всех народов в первый период их жизни: кроме германцев и русских — также у индусов, евреев, греков скандинавов, славян

в смысле русские - не славяне?

Ответить

Фотография EgSt EgSt 28.07 2017

С тиунами в точку попали, уважаемый коллега, благодарю Вас за внимание к этому частному моменту широкой темы о судебных ордалиях.

 

Что сообщает Фасмер про древнерусских тиунов?

тиу́н
"управляющий, судья", стар., др.-русск. тиунъ "управляющий, казначей князя" (РП Яросл.; см. Карский, РП 91), "должностное лицо на волоке" (смол. грам. 1229 г., АВС; см. Напьерский 430), тивунъ (новгор. грам. 1264 г.; см. Шахматов, Новгор. грам. 237), укр. тивон "надзиратель", блр. цiву́н "служащий, управляющий имением", откуда польск. ciwun, ciun "коморник"; см. Мi. ЕW 356; Карлович 103.
Стар. заимств. из др.-исл. Þjónn "слуга"; см. Томсен, Urspr. 136; SА I, 387; Ванстрат 46; Тернквист 87 и сл.; Брюкнер, FW 145; Sɫown. 65.

 

 

Ранее я приводил сведения об англосаксонских тэнах :

Сухино-Хоменко Д. В.

Эволюция и трансформация социальной категории «тэн» 
в донормандской Англии (конец IX — начало XI вв.)
 
 
"Thegns - служилая знать в донормандской Англии – тэны (þegn, от глагола þegnian – «служить, прислуживать»)"
 
"Первоначально "тэном" обозначают любого свободного слугу (то есть здесь используется самое древнее значение)"

  Что касается цитаты из ЭСБЕ, где германцы и русские поставлены особнячком от славян, то можно предположить здесь влияние норманизма на составителей словаря : дескать, русские в общем плане гораздо ближе к немцам и т. д.

  Если вспомнить, что англосаксы переселились в Британию с южной Балтики, а будущие новгородские словене когда-то поблизости в тех же местах рыбу ловили обитали, то... сходство социальных категорий тегнов/тэнов и тиунов вполне объяснимо.

Ответить

Фотография EgSt EgSt 28.07 2017

Более подробные сведения о тэнах с ресурса 

http://britanniae.ru...egnes_text1.htm

Марк Гаррисон, "Англо-саксонский тэн" :

 

Скорее всего, наиболее значимой составной частью англосаксонской армии, издревле и до норманнского завоевания, считалось сословие воинов-дворян, которые для удобства здесь названы тэнами. Тэном (thegn или thane) первоначально назывался подданный, получивший землю от короля или другого наследственного представителя знати за повинность военной службы, которую он лично должен был нести. Таким образом, статус тэна имел военный характер (хотя также он имел гражданские обязанности). Его сословие находилось между обыкновенным свободным поселенцем и наследственной знатью, и он был в этом отношении «дворянином», хотя его земли и не переходили автоматически к его наследникам.

С развитием англосаксонских королевств менялась и роль тэна. Значение самого термина тэн так же не являлось постоянным и претерпело некоторые изменения. В ранний период непосредственные соратники короля звались гезитами, а не тэнами. Первоначально слово гезит означало «компаньон, спутник» в значении приближенного вассала короля или лорда, либо близкого личного товарища, который в сражениях защищался и нападал на стороне своего господина. Поскольку англосаксы завоевали территории в Британии, верные гезиты получили вознаграждение в виде земельных владений; и так, постепенно, гезит стал означать землевладельца или землепользователя, где тот набирал войско из крестьян, живших в его владениях.

С конца VIII в. слово тэн начинает вытеснять слово гезит. Королевские тэны, те, кто получил землю непосредственно от короля, часто становились представителями королевской власти. Кто-то из них стал выдающимся государственным мужем, таким как Вульфрик, «рив Уэльса», который отвечал за сбор дани в Уэльсе и умер в 897 г. Его официальное положение не освобождало от военных обязанностей, и в сражениях он, видимо, командовал валлийскими вспомогательными войсками. Некоторые королевские тэны, упоминаемые в Англосаксонской хронике, отличились ратными подвигами. Пример тому Ордех, погибший вместе с последовавшими за ним тэнами в победном бое против викингов при Экзетере в 894 г. Для своего короля тэн был больше чем просто воин: современное деление на войну и искусство управлением государством еще не существовало.

На нижних ступенях сословия тэнов находились люди, которым были пожалованы участки земли в областях, весьма отдаленных от королевской вотчины. Первоначально эти земли не передавались семье тэна автоматически, и формально оставались собственностью короля. С распространением использования письменности в конце VII в., пожалованные земли стали заносится в «boc» (книгу), и образовалась система, известная как бокленд. Т.к. население королевств англосаксов росло, то королю стало практически невозможно лично знать тысячи своих подданных среднего сословия, и к бокленду обращались для сохранения сведений о них. Пожалование земель тэнам, не могло далее оставаться личным вопросом непосредственно между королем и тэном. Потомки тэна могли теперь ожидать наследование состояния почти автоматически, по «книжному праву». Таким образом, родилось наследное дворянство, ставшее таким обычным для средневековой Европы.

 

Ответить

Фотография EgSt EgSt 28.07 2017

Из текста диссертации.

Белоногова Татьяна Юрьевна

ГЕНЕЗИС ДОКУМЕНТНОГО ТЕКСТА: ЯЗЫКОВАЯ ДЕТЕРМИНАНТА АНГЛОСАКСОНСКИХ И ДРЕВНЕРУССКИХ ГРАМОТ

 

Термин тэн отнесен к титулам (?), с этим трудно согласиться

Англосаксонские титулы.png

 

Термин тиун - представитель администрации

Древнерусская администрация.png

 

 


Сообщение отредактировал EgSt: 28.07.2017 - 12:21 PM
Ответить

Фотография EgSt EgSt 28.07 2017

Из книги П. С. Стефановича
"Бояре, отроки, дружины. Военно-политическая элита Руси в X–XI веках"
 
Интересный отрывок :
 
"В силу такой текучести не удивительно, что с течением времени могла меняться и терминология – определения разных видов знати могли менять смысл и постоянно появлялись новые обозначения для лиц из nobility by service,  стремившихся к выдвижению благодаря протекции правителя. Так, в англо-саксонской Англии гезитов (gesíťh)  сменяют тэны (thegn).  Изначально обоими словами обозначались приблизительно одни и те же лица – королевские слуги. Gesíth  – более древнее обозначение (VII–IX вв.), оно исчезает тогда, когда складывается землевладельческая знать, а слой людей, зависимых от милостей правителя, стал обозначаться относительно более новым термином thegn  (слуга, этимологически родственное древнерусскому тиун).  Постепенно тэнами стали называть вообще знатных людей, а ещё позже, к XII в., тэны становятся частью класса рыцарей, для обозначения которых входит в употребление термин knight  (родственное с немецким Knecht  – слуга)"
 
"Служба такая!" (с)
Ответить

Фотография ddd ddd 28.07 2017

ну наверно у тэна и тиуна могут быть общие корни в олднорс.

только какое отношение к божьему суду?

Ответить

Фотография EgSt EgSt 28.07 2017

  Тэны - это исполнители, древние судейские работники англосаксонских государств Британии. Тягали на  божий суд и ордалии кого только могли тягать. Личный вергельд тэна в шесть раз превышал аналогичный у тамошних смердов. И их голос много значил, если они подписывались за подозреваемого чела.

  Но потом понаехал в Британию батальон "Нормандия",  и всё пошло по-другому. 

 

Ответить