Испанская версия событий... Всемирная история (Historia Universal), 2008, Editorial Sol 90, Barcelona (España). Перевод греческого перевода, выходившего с газетой "Εθνος":
НАЧАЛО СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ.
ЧАСТЬ 3. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ.
Иллюстрация. Битва при Павии, гобелен на основании наброска Бернарта ван Орлей, XVI век.
Новое ощущение свободы, которое вызвало Возрождение, а также коррупция в рамках Католической Церкви, привели к неповторимому периоду протестантской Реформации, во главе с главными руководителями - Мартином Лютером и Иоанном Кальвином. Такое развитие событий стало причиной восьми религиозных войн во Франции и дальнейших социальных и религиозных столкновений в различных государствах. Также, эти события вызвали создание новой официальной Церкви в Англии, и реакцию Католической Церкви, названную Контрреформацией. Римская Церковь была вынуждена реорганизоваться перед лицом полемизирующих с ней, и любой ценой бороться против реформаторов. Течение Реформации встречалобольшую поддержку на европейском континенте, в рамках вихря споров вокруг теологических и моральных вопросов. Напротив, Англия не обладала сильными духовными устремлениями. С одной стороны политическое и экономическое напряжение усилило феодализм, а с другой стороны произошёл раскол с центральной властью, т. к. папа отказался отменить брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской. Эти разногласия объясняют отделение официальной Англиканской Церкви перед лицом всё более растущего раздела мирской и религиозной власти, который наблюдался на другой стороне Ла-Манша.
На европейском континенте Реформация поторопила процессы, которые уже начались в Средние Века и завершились действительным разделением разных форм власти. В той мере, в которой все формы власти сосредотачивались в их лице, короли то поддерживали папское государство в регионах распространения Реформации, то противостояли ему, и иногда, в зависимости от собственных интересов, старались создать отношения построенные на компромиссе. В церквях, двигавшихся в абсолютно ограниченных рамках, противопоказания этих мер оказались мощнейшими.
Протестантизм и его теологи.
В ходе XVI века Церковь пережила период изменений и раскола, которые сотрясли и сформировали европейскую историю. В связи с их догматической тотальностью, новые Церкви которые возникли взаимообвинялись как еретические.
Религиозный кризис XVI века стал дополнительной проблемой, результатом структурных изменений и нового мировоззрения, характеризующего переход от Средневековья к Новому Времени.
Католики и, вместе с другими, лютеране, кальвинисты и англикане, в борьбе за победу своей догмы, стали искать поддержки мирской власти, и так различные местные национальные Церкви стали фундаментом на котором начали возникать новые государства.
В конце Средних Веков Церковь встретила глубокий духовный кризис, не по причине ослабления религиозного пыла, но в связи со своей недостаточностью удовлетворить нужду в более истиной вере, как её понимал новый человек периода Возрождения.
Но это была не единственная причина кризиса, которому предстояло расколоть единство Христианского мира. Церковь как институт существовала в полном упадке, и главенствовало мнение, что она была тотально коррумпированной.
Иллюстрация. Статуя папы Александра VI в Хативе, Испания.
Иллюстрация. Две Германии. На Вормском Съезде перед лицом Карла VЛютер был осуждён как еретик. Отныне немецкая нация разделилась на католиков и протестантов.
Хроника событий.
Период перед началом Реформации был ознаменован появлением новых теологов, которые, отвечая на требование возвращения Церкви к первозданной чистоте, предложили изменение догмата и реструктуризацию органов Церкви. Во многих случаях, вокруг наиболее критичных теоретиков, которых Церковь считала еретиками (напр. Виклиф и Гус, или Лоренцо Вала и Савонарола из Италии) сформировались народные революционные движения, которые подергли сомнению порядок установленных режимов. Джироламо Савонарола (1452 - 1498 г. г.), к примеру, политический и религиозный реформатор из Флоренции, вызвал временное падение с власти династии Медичи, и жестоко уличал жерковную коррупцию.
Движение Реформации, процветавшее в период 1517 - 1555 годов, основывалось на группе интеллигентов, которые проповедовали нужду в глубинном обновлении Церкви, т. ч. стало бы возможным уничтожить в ней коррупцию и улучшить христианскую жизнь. И в самом деле, новые теории принесли коренные изменения, и привели к расколу с Римом и к созданию новых религиозных общин, именовавших себя реформаторскими и евангелистскими.
Поддержка, предоставлявшаяся новым Церквям главенствовавшими социальными группами регионов, в которых одержала верх Реформация, была одной из основных причин их победы. Из-за перемен, князья и аристократия приобрели политические и экономические льготы, как например больше контроля, а также независимости над новыми религиями или, иначе, право обладания конфискованным церковным имуществом.
Однако движущей силой Реформации был класс буржуа, который оказался на первом плане в ходе этого длительного периода социального, экономического и политического преобразования. Посредством нового воззрения протестантов на этику, труд и обогащение, завершаются перемены, которые привели к триумфу капитализма.
Весной 1517 года доминиканский монах Йоханн Тетчел, торговец индульгенциями в делях спонсирования постройки базилики Святого Петра в Риме, прибыл в немецкий город Витемберг. Это событие имело колоссальные последствия, т. к. Лютер, аббат монастыря ордена августинианцев в этом городе, пришёл в прямое столкновение с Тетчелем относительно индульгенций. После этого Лютер приклеил у входа в церковь Витемберга 95 тезисов согласных собственной программе, являвшиеся первым текстом Реформации. До тех пор Лютер не планировал сталкиваться с Римом, и преследовал единственно цель ограничить своеволие папского государства. Изложив же свою теорию, он попытался дать собственный ответ на главный религиозный ответ, занимавший его: вопрос достижения вечного спасения. Чтобы найти ответы на свои вопросы он обратился к Библии. Новый догмат, выросший из его суждений, подчёркивал, что предоставление Божьего прощения не основано на формах, или на материальной ценности благих деяний, что человек, как обладающее собственной волей существо, способен достигнуть спасения только посредством собственной веры. Согласно Лютеру, Бог поддерживает мир двумя способами: во-первых духовным управлением Церковью, основанной на Святом Писании и Таинствах (из которых он признавал только крещение и святое причастие), посредством которых верующий непосредственно контактирует с Богом, без посредничества Церкви, и, во-вторых, при помощи мирской власти, первоочередной целью которой является посредством политической власти сохранить порядок во имя Господа.
Теории Лютера быстро получили распространение в Южной, Восточной и Северной Германии. В реформаторское движение включились Ливония в 1512 году, Швеция и Финляндия в 1527 году, Дания и Норвегия в 1536 году, Венгрия и Трансильвания временно в 1545 году, и, наконец, Словения в 1561 году.
Радикальность Протестантизма.
Базовые принципы Реформации были сформулированы Лютером. С течением времени многие интеллигенты были вдохновлены его идеями, и сформулировали ещё более радикальные мнения. Наиболее важным теологом после Лютера был, несомненно, Иоанн Кальвин. Кальвин развил пасторскую деятельность в Западной Швейцарии, с заботой завершив обучение философии и праву. Он был воспитан в монастырском окружении, но вскоре его увлекли идеи Реформации и труды Лютера. Кальвин был преследуем и его подвергли изгнанию из-за его взглядов. Его теологические воззрения развились во время его изгнания, и он сформулировал иные тезисы в сравнении с Лютеранством. Его мнение об абсолютной власти Бога и о предназначении человека придавали радикальный характер новой теории. Согласно его словам, Бог сам решает, спасёт ли он того или иного человека, или осудит его, вне зависимости от его деяний.
Чтобы успокоить страх верующих перед неуверенностью в том, станут ли они избранниками Бога, Кальвин утверждал, что спасение несомненно, если человек успешен в своей жизни и продолжает пребывать членом Церкви. В 1541 году Кальвин вернулся в Женеву, где основал церковь, посредством которой он начал проводить очень жёсткую власть в области политику и культуры. В противовес Лютеру, Кальвин защищал право сопротивления политическим властям - мнение, которое во многом предопределило позицию французских гугенотов, течение Религиозных войн и освобождение Нижних Провинций. Террористический характер новых взглядов Кальвинизма в конце концов обернулся его лучшим оружием, облегчив быстрое распространение этого течения в Европе в период 1550 - 1570 годов. Кальвинизм в конце концов получил распространение в Западной Германии, во Франции, в Шотландии, в Нижних Провинциях, в Англии, в Польше и в Венгрии.
Другой видной личностью Протестантизма был Ульрих Цвингли. В 1525 году он ввёл Реформацию в Цюрихе, где обладал церковной властью при поддержке народного совета. Он запретил все религиозные культы, которые не опирались на Библию, отменил использование икон, урезал часть таинств, запретил пение псалмов и ограничил число праздников. Впоследствии он столкнулся относительно вопросов догмата с Лютером: он отрицал духовное присутствие Иисуса в ходе причастия, а в вопросе снятия грехов он сформулировал совершенно радикальные тезисы, т. к. не оставлял никаких шансов для спасения посредстве благодеяний. Его Церковь не выделялась тенденцией вмешиваться в политические вопросы, смешивая вопросы мирской и религиозной власти. Цвингли постарался насадить свои идеи по всей Швейцарской Конфедерации, однако погиб в ходе битвы при Капеле, в которой сражался против католических швейцарских кантонов.
В тот же период Англиканская Церковь, под влиянием развития событий на континенте, автономизировалась. В то время как другие протестантские Церкви были основаны монахами-теологами, Англиканская была основана Генрихом VIII, который столкнулся с папством и отошёл от него, когда захотел развестись со своей женой, Екатериной Арагонской. При поддержке парламента король отделил национальную Церковь Англии от Римской Церкви, и объявил себя её главой.
"Почему [...] папа, несмотря ни на что, не спасает все души от Чистилища по самой праведной причине, причине божественного милосердия? Почему он не выказывает жалости их бедам, в то время как он с такой лёгкостью выдаёт отпущения грехов за самую суетную причину и взамен мизерной денежной суммы, которая предназначается на сооружение его базилики?" (Мартин Лютер (годы жизни: 1483 - 1546), немецкий теолог, учредитель религиозной Реформации).
Иллюстрация. Крайние меры со стороны Церкви. Незадолго до Реформации, доминиканский монах Джироламо Савонарола (1452 - 1498 г. г.), аббат флорентийского монастыря, стал последним и важнейшим голосом, жестоко критиковавшим Римскую Церковь перед Лютером. Он боролся против церковной коррупции, представлявшейся папой Александром VI. Он был арестован, подвергнут мучениям и казнён как еретик. В конце концов он был повешен, и его труп бросили в костёр. Савонарола принимает мучения, XV век.
Мартин Лютер (1483 - 1546 г. г.).
Этическое и религиозное воспитания были очень строгими. Во времена его обучения важнейшим его духовным испытанием стало знакомство с Библией, трудом недосягаемым для большинства людей в те годы. Случайное событие ознаменовало его религиозные склонности: в ходе грозы рядом с ним упала молния, и он в ужасе воскликнул: "Святая Анна, спаси меня, и я стану священником!" И таким образом он был связан своим обетом.
Две теологии:
1. Лютер.
а. Спасение. Человек может быть спасён только своей верой, благодеяния не имеют ценности.
б. Связь с Богом. Через Библию Бог непосредственно общается с людьми, без посредников.
в. Святые Таинства. Они ограничены только двумя - Крещением и Святым Причастием.
2. Кальвин.
а. Абсолютное предназначение. Радикализм в сравнении с Лютеранством: спасение или наказание оставляются единственно желанию и милосердия Бога.
б. Мирская власть. Кальвинизм считает желанной борьбу свою с мирской властью, чтобы добиваться её, оставаясь Церковью.
Протагонисты Реформации.
Реформация стала результатом труда группы теологов и интеллигентов, которые оказались под воздействием духа Возрождения. Духовное наставление со стороны Рима привели к критике и к появлению новых, нередко взаимопротиворечащих догматов.
1. Джон Виклиф (1320 - 1384 г. г.), английский теолог. Он перенял радикальные реформационные позиции, и положил начало движению лоллардов (lollardy), которое поддерживало идеи социального и религиозного равенства между крестьянством.
2. Ян Гус (1369 - 1415 г. г.), чешский реформатор, мученик веры и национальный патриот. Он придерживался идеи возвращения Церкви к первозданному виду. Он подвергся суду, был осуждён и сожжён на костре как еретик.
3. Иоанн Кальвин (1509 1564 г. г.) - величайший образ Реформации после Лютера. Его теория стремится соединить божественное предназначение относительно достижения жизненной цели и свободного выбора человека.
4. Жак Лефевр (1455 - 1536 г. г.), французский теолог, перевёл Библию и проталкивал идеи Реформации в своей стране, хотя и не считал обязательным раскол церковного единства.
5. Филипп Меланхтон (1497 - 1560 г. г.) стал лидером Лютеранства после смерти его основателя. Он старался примирить разные Церкви Реформации.
6. Ульрих Цвингли (1484 - 1531 г. г.) стал первым представителем Реформации, систематически публиковавшим свои теологические труды, и тем самым сильно воздействовал на реформаторов.
7. Томас Минстер (1489 - 1525 г. г.), религиозный реформатор и социальный революционер. Он был из числа основателей анабаптизма и одним из лидеров восстания немецких крестьян.
СВЯТОЕ ПИСАНИЕ.
Библия в любой своей форме включает священные тексты евреев, христиан всех догм, и даже мусульман. Она написана на еврейском, арамейском и греческом. Пересмотренное издание Лютера пользовалось огромной популярностью и jзнаменовала историческую эволюцию Западное Европы.
Происхождение одной находки.
Хотя оригиналы не сохранились, считается, что книги Ветхого Завета были написаны в ходе I тысячелетия до н. э., а книги Нового Завета были составлены на греческом языке на рассвете первого христианского периода (50 - 150 г. г.).
Ветхий Завет.
Еврейская Библия, которую христиане называют Ветхим Заветом, чтобы отличать её от Нового Завета, составленного после нисшествия Христа в человеческом теле, повествует историю Израиля и его союза с Яхве, всесильным Богом, сотворившим мир.
Библия Лютера.
Лютер, который страстно защищал личное изучение Библии с целью поиска первозданного посыла, издал собственную пересмотренную версию Библии на немецком, удалив из Ветхого Завета те книги, которые не были включены в состав еврейской Библии.
Цельная Библия.
Перед изданием цельной Библии, с видоизменённым Ветхим Заветом, Лютер в 1522 году издал перевод Нового Завета.
Витемберг.
Город в Германии, где Ганс Луфт напечатал Библию. Лютер проживал там с 1532 года, в старом монастыре Ордена Августинских монахов, где получил теологическое образование.
Кранах.
Первое издание Библии Лютера было оснащено 117 гравюрами живописца эпохи Возрождения, Лукаса Кранаха, личного друга Реформатора.
Новый Завет.
Речь идёт о книгах об Иисусе, воплотившемся на земле Боге, культ которого положил начало Христианству. Он делится на Евангелия, которые повествуют о жизни мессии, на Деяния Апостолов, учеников Иисуса и продолжателей его дела, на Послания, которые излагают поучения апостолов, а также на Апокалипсис (Откровение).
Первая Библия на немецком.
Перевод Библии, сделанный Лютером, не был первым изданием Библии на немецком языке: первенство здесь принадлежит Библии Менделя.
Лютер.
Колоссальная фигура периода Реформации. Его Библия является пиком критической работы, начатой в 1517 году в ответ на издаваемые папой индульгенции.
Великий год 1534...
Издание Библии Лютера произошло в тот самый год, в который Генрих VIII утвердил "Акты Превосходства" Англиканской Церкви.
Библейский канон.
Канон еврейской Библии был организован в I веке, когда раввины Палестины признали 39 канонических книг. Содержимое христианской Библии было определено Афанасием Великим в 367 году. Он добавил к священным текстам Семидесятницы (греческого перевода еврейской Библии) Новый Завет, распределив книги в новом хронологическом порядке и добавив некоторые книги. Ниже сравнивается канон Иудаизма, Католицизма и Лютеранства.
1. Библия Иудаизма:
- Тора (Torah): 5 книг
- Еврейская история/рода - 22 пророка (Nevim), куда входят:
- - - - - - древние пророки: 6 книг
- - - - - - поздние пророки: 16 книг
- Святопись (евр. Ketuvim): 13 книг
- Книги Второзакония: 7 книг
2. Католическая Библия, Ветхозаветная часть:
- Пятикнижие: 5 книг
- Книги Истории: 6+6+4 книги
- Книги Поучений (Дидактические Книги): 5+1/2+2 книг
- Пророческие Книги: 15+1+1/2+1 книги
3. Протестантская Библия, Ветхозаветная часть:
- Пятикнижие: 5 книг
- Книги Истории: 6+6 книг
- Книги Поучений (Дидактические Книги): 5+1/2 книг
- Пророческие Книги: 15+1 книг
4. Католическая и Протестантская Библии затем продолжаются Новозаветным каноном:
- Евангелия: 4 книги
- Деяния Апостолов: 1 книга
- Послания: 22 книги
- Апокалипсис (Откровение): 1 книга
Революционное совпадение.
Чтобы помочь распространению Библии среди народа, Протестантизм с одной стороны перевёл её на разговорные языки, а с другой предпринял массу изданий текста, что стало возможным благодаря тому, что в те же годы было открыто книгопечатание.
Апокрифы и псевдоэпиграфы.
Библейские тексты исключённые из канонов именуются апокрифами со стороны католиков и православных, и псевдоэпиграфами со стороны протестантов. Второзаконные книги Ветхого Завета это также те тексты, которые были добавлены в канон иудаистской Библии только со временем.
Тренто: реакция Католической Церкви.
Католическая Контрреформация появилась как реакция на протестантскую Реформацию. На Соборе в Тренто Католическая Церковь строго определила догмат, и установила основу для его организации, которой суждено было сохраниться до второй половины XX века.
За 100 лет до протестантской Реформации были произведены шаги по обновлению в рамках Католической Церкви, в попытке предотвратить грядущую угрозу раскола единства Церкви и подвержения сомнению её догмата. Однако эти попытки оказались недостаточными, чтобы избежать наступивший позднее раскол. Но, несмотря на это, они послужили предпосылкой для Контрреформации, которая последовала после начала Реформации. В начале XVI века на Пиренейском полуострове Церковь предприняла серию перемен, при согласии Католических Королей, которые, под воздействием течения Гуманизма оказали покровительство процессу оптимизации церковных институтов.
В противовес тому что происходило в Испании, в Италии подобные действия были продуктом личной инициативы, и руководство Церкви оставалось вдали от любых перемен. Из среды небольших братств, которые выделялись своей благодетельной деятельностью и непомерным религиозным пылом относительно соблюдения религиозных ритуалов, вышли те личности, которым вскоре предстояло возглавить католическую Контрреформацию. Перед проведением Собора в Тренто было произведено некоторое количество перемен в деятельности прежних религиозных орденов, и были основаны новые, которые лучше соответствовали новым условиям. Среди этих последних особенно выделялся Орден Иезуитов, основанный Игнатием Лойолой.
В первой половине XVI века папское государство не сумело решить проблемы, которые пробудила Реформация. И это в связи с тем, что оно сосредоточило свои действия на попытке обеспечить себе свою мирскую власть, которая находилась под угрозой из-за амбиций императора Карла V и короля Франции Франциска I. Только в дни папы Павла III (1534 - 1549 г. г.) начали приниматься серьёзные меры для борьбы против растущего влияния Реформации и насаждения всё большего числа Протестантских Церквей.
Наконец, Павел III созвал Собор в Тренто, который начал работы в 1545 году и продолжался в общей сложности 7 лет, т. к. в 3 случаях он должен был прерваться, что было связано с легко менявшейся ситуацией, возникшей в связи с политикой европейских держав. Сначала на Соборе обсуждались вопросы догмата, которые ставились под сомнение протестантами. Вторая фаза заседаний была посвящена попытке найти возможность для сближения Церквей. На заседаниях присутствовали и представители носителей Реформации, но, несмотря ни на что, достигнуть договорённости не удалось. В последнюю фазу Собора, в 1562 году, работы сконцентрировались вокруг вопросов касавшихся внутренней реструктуризации Римско-католической Церкви.
В Тренто Церковь переформулировала и подтвердила основные направления своего догмата: пояснялось происхождение веры и вопрос достижения небесного спасения посредством благодеяний, прояснялся вопрос Таинств и, наконец, объявлялось во всеуслышание, что Католическая Церковь является тайным телом Христа.
После этого были предприняты очень важные перемены в церковной организации, чтобы облегчить пастырскую деятельность клириков. С тех пор каждый клирик, как носитель ценностей католической общины, должен был в обязательном порядке обладать высоким духовным образованием и моральным авторитетом. Перед лицом главенствующей у протестантских Церквей сдержанности, Католицизм отвечал подчёркиванием значения клерикализма, ровностью и величественностью ритуалов.
"Да рассеится тьма ересей, покрывшая на много лет землю, да возродится свет католической истины, милостью Иисуса Христа, который есть свет истиный и чистый, везде где это нужно" (из протокола второго заседания Собора в Тренто).
Игнатий де Лойола (1491 - 1556 г. г.).
Он происходил из семьи богатых аристократов из Гипузквы. Он получил ранение в ходе осады Памплоны французами, и в ходе своего выздоровления решил посвятить себя службе Церкви. Некоторое время он провёл в Монсеррате, и один год занимался аскезой в пещере в городе Манреза, где и написал "Книгу о духовных занятиях". Он путешествовал в Иерусалим, и после своего возвращения посвятил себя апостолическому занятию, за которое дважды был осуждён, но был оправдан Святой Инквизицией.
Иезуиты.
Орден Иисуса был основан Игнатием де Лойолой с целью прославить Бога под руководством папы. Основание ордена было одобрено в 1540 году папой Павлом III. Этот орден выделялся от остальных своей иерархией, слепым послушанием своих членов руководителю, и строгим отбором и высоким духовным образованием иезуитов. Кроме традиционных ценностей бедности и чистоты, общих для всех орденов, послушание папе было добавлено к принципам ордена при его основании. Новая основная цель, а также элитарность членов ордена, являют главные характерные черты ордена. Очень скоро орден иезуитов развил деятельность, соответствовавшую заявленным им целям: он занимался распространением Евангелия верующим и инородцам, предпринимал обучение и формирование взглядов молодёжи высшего эшелона, и следил за строгим соблюдением Католицизма, как диктовалось лозунгами Собора в Тренто.
Мировая империя Карла V.
Карл V стал последним европейским монархом, который попытался реализовать мечту мировой католической империи. Это было личное действие, которое поставило его напротив исторических сил, которые он в конце концов не сумел одолеть.
Карл V был всего лишь 19 лет, когда под его властью оказалась империя включавшая территории, завещанные ему как католическими королями (его дедушками, родителями его матери), так и Максимилианом I, его дедушкой по отцовской стороне (земли Священной Римской империи Германской нации, императором которой он был объявлен). Попытки приобретения единства в его владениях столкнулись с одной стороны с внутренними факторами противоборства имперским идеям (как например некоторые немецкие князья, протестанты, всевозможные социальные революции и пр.), а с другой стороны с интересами других держав (например Франции и Османской империи), которые препятствовали политике объединения империи.
Иллюстрация. Карл V и Страсть, бронзовая композиция работы Леоне Леони, XVI век.
В первый период своей власти, Карл V работал над тем чтобы создать империю, базирующуюся на гуманистических идеях Universitas Christiana, но уже очень скоро он был вынужден пересмотреть свои планы. Во времена его правления ему понадобилось совершать постоянные войны, сделав театром военных действий почти все территории империи. В Арагоне и Кастилии постоянно один большой политический и социальный кризис сменялся другим. Обладание Италией было причиной многолетнего спора с Францией Франциска I. Священная Римская империя Германской нации также встретила серьёзный политический и социальный кризис. Наконец, Католическая Церковь была потрясаема водоворотом самой критической фазы своей истории, тем более что нужно было найти способ прервать экспансию Османской империи.
Иллюстрация. Армия императора. В XVI веке в Европе период абсолютного мира не продолжался свыше 10 лет. Армия играла первоочередную роль в международной политике Карла V, и в 1550 году его войска насчитывали 150.000 человек. Для того чтобы содержать такую армию нужно было тратить почти половину государственной казны. Настенная живопись: имперская армия в боевом построении, XVI век.
Кроме прочего, встречались серьёзные, многосложные и взаимозависимые проблемы, с которыми новому императору пришлось столкнуться. Его взошествие на императорский трон совпало со временем, когда разразилось движение общин Кастилии (1519 - 1520 годы) против абсолютаризма, и со временем, когда подняли восстание вооружённые сельские корпорации в королевстве Арагона. Эти движения были подавлены имперской армией.
Иллюстрация. Луи Галле (Louis Gallait), Отречение Карла V от престола, 1841 год. Мир Августы окончательно уничтожил мечту Карла V, который до тех пор верил в то, что он в состоянии осуществить Universitas Christiana. В 1556 году, в Брюсселе, разочарованный и усталый, он разделил свои владения. Своему брату Фердинанду он уступил империю и владения Габсбургов, а своему сыну Филиппу оставил Испанию с её колониальной империей, Италию и Фландрию.
Иллюстрация. Конец мечты: Мир Августы окончательно разрушил мечту Карла V, который до тех пор считал, что он в состоянии совершить Universitas Christiana. В 1556 году разочарованный и утомившийся император разделил свои владения: своему брату Фердинанду он уступил империю и владения Габсбургов, а своему сыну Филиппу он оставил Испанию и её колониальную империю, а также Италию и Фландрию. Масляная живопись: Отречение Карла V от трона, Луи Галле, 1841 год.
Борьба за единение.
После подавдения этих восстаний началась многолетняя война, которая продолжалась всё время правления Карла V. В период 1521 - 1544 годов он провёл 4 войны за обладание Италией (важного стратегически региона для обоих великих монархов) против короля Франции, Франциска I.
После битвы при Мариньяно против швейцарцев и завоевания Милана (1515 год), Франциск I по сути дела был объявлен монархом Центральной и Северной Италии, и он имел амбиции распространить сферу своего влияния до Неаполя, который находился под испанским владычеством. В 1521 году Карл V, в союзе с королём Англии Генрихом VIII, захватил Милан. После своей победы в битве при Павии в 1525 году, император приступил к подписанию Мадридского мира, согласно которому Франция отказывалась от своих претензий на Италию.
Однако война вскоре разгорелась вновь. Коньякский союз (1526 год) стал альянсом сил, заключённым между Франциском I, папским государством, Венецией, Генуей, Миланом и Флоренцией против Карла V. В ходе этой второй войны императорские войска разграбили Рим, и принудили Геную вступить с собой в союз. Таким образом императору удалось обеспечить себе преимущество на море, и результативно воспротивиться османской экспансии в западном Средиземноморье. Договором, подписанным в 1529 году в Камбрэ, Карл V объявлялся королём Италии - что было закреплено за ним в 1530 году. В последовавших войнах Франциск I заключил союз с протестнатскими князьями Германии и с османами, однако Карлу V вновь удалось победить. Согласно договору, подписанному в 1544 году в Крепи, император распространил своё владычество на Милан, разрушил франко-турецкий союз и принудил короля Франции вступить с собой в альянс против немецких князей-протестантов.
Германия ещё до воцарения Карла V была погружена в водоворот теологических споров, тем более что люьеранство в те годы быстро распространялось. Несмотря на проведение в 1521 году Вормского Съезда, Лютер отказался отречься от своих тезисов. Карл V, не добившись поддержки немецких князей, не сумел пленить Лютера, что послужило моральной победой Отца Реформации и его сторонников. В последующие годы немецкие князья довольно легко сумели основать местные Лютеранские Церкви. Карл V после созыва I Спейерского Рейхстага в 1526 году оказался вынужден прийти к договорённости с лютеранскими князьями. Меры против распространения Лютеранства были приняты II Спейерским Рейхстагом, проведённым в 1529 году, но в сентябре того же года турки осадили Вену, что воспрепятствовало внедрению этих контрреформационных мер. Сам Лютер даже указал протестантским князьям, чтобы они сотрудничали с императором. Сопротивление Вены и наступление имперской армии принудили осман отступить.
Иллюстрация. Безбрежная империя. Огромные размеры его владений принудили Карла V назначить на места различных правителей, которые правили как его представители. Однако непрерывные войны принудили императора часто путешествовать: он 19 лет оставался в Испании, 14 лет пребывал в Германии, 10 раз посетил Фландрию, 5 раз Италию и ещё 6 раз - Францию.
Аугсбургский Собор был созван в 1530 году, с целью найти компромиссное решение религиозному противоборству, однако нечто подобное оказалось невозможным. В результате такого хода вещей протестантские князья заключили Шмакальденский Союз в 1531 году, при дипломатической и экономической поддержке короля Франции, Франциска I.
Под давлением турок Карл V предпочёл избежать столкновения с протестантами, и т. о. подписал религиозный мирный договор в Нюрнберге в 1532 году. Теперь протестанты обеспечивали себе, временно, свободу вероисповедания и вершения культа, вплоть до созыва общего Собора, который должен был решить проблему. В последующие 10 лет произошли новые войны с Францией и Османской империей, которые удалили императора от проблем Германии, что в конце концов привело к заключению Протестантского Союза.
Иллюстрация. Разграбление Рима. Доверие и авторитет внушавшиеся Карлом V были непоправимо повреждены в 1527 году, когда его войска дважды разграбили Рим и поставили папу римского в тупик. Сам император, однако, отрицал свою вину в случившемся.
Международная политическая ситуация успокоилась. Покорение Туниса в 1535 году, в результате победы над берберскими пиратами, а также договор подписанный с Францией в Крепи, позволили Карлу V принять новые инициативы для подавления сопротивления протестантов.
После множества откладываний, наконец был созван Вселенский Собор в Тренто. Немецкие князья отказались явиться на него, что вынудило императора принять коонтрмеры. В 1546 году он двинулся против Шмакальденского Союза, и разгромил армию протестантов в битве при Мильберге. Так впервые было поставлено под сомнение владычество немецких князей-протестантов.
Тогда Карл V постарался реорганизовать свои германские владения, с целью укрепить собственную власть там. Однако в ответ князья вновь созвали в 1547 году Аугсбургский Съезд, на котором настаивали на своей политике в русле Реформации. Теперь, утратив союзников, монарх был вынужден отступить. Папа Павел III, который с недоверием наблюдал за усилением императорского могущества, прервал заседания Собора в Тренто, и отозвал свою поддержку Карлу V. Несмотря ни на что, последний, стремясь любой ценой решить религиозную проблему, постарался найти возможный компромисс между спорящими, созвав новый Съезд. Но он не сумел удовлетворить ни протестантов, ни католиков, а его ход получил в истории название Аугсбургского Interim.
В следующие годы противоречия с немецкими князьями усугубилось, тем более что Филипп Великосердый, владыка Эссена, и Иоанн Фридрих Саксонский продолжали и после битвы при Милберге оставаться пленниками императора. Виднейшие немецкие князья, которые постоянно искали внешней поддержки, сумели прийти к соглашению с Генрихом II, новым королём Франции, сыном Франциска I, который скончался в 1547 году, а взамен уступили Франции епископства Меца, Тула и Вердена. При поддержке французского короля, князья сумели успешно противостоять Карлу V, которому пришлось покинуть Инсбург. В 1552 году восставшие вожди заключили Пассауский договор, который привёл к освобождению пленных князей, крушению Аугсбургского Interim и предоставлению гарантий протестантам, что они могли иметь свободу вероисповедания до созыва нового Съезда.
А 1555 году в Аугсбурге был созван новый Собор, на котором был подписан религиозный мир, получивший название Мира Августы, узаконивший религиозный раскол. Идеал мировой христианской империи, в который император вложил столько лет, был оставлен.
Через год Карл V, который увидел свои мечты о единой империи разбитыми Миром августы, отрёкся от престола и разделил свои владения на 2 части. Он удалился в монастырь Юсте, в Испани, где и скончался 2 года спустя.
"Характерной чертой многогранной личности Карла V является тот факт, что он стремился к созданию мира, в котором ссоры имели бόльшее значение, нежели продолжение, и единой империи, в которой разногласия были бы более яркими, нежели желания и средства этого самого человека, который стремился стать императором и стал им" (М. В. Бенасар).
Карл V (1500 - 1558 годы).
Воспитание юного Карла Габсбурга взяла на себя его тётя Маргарита Австрийская, которая позаботилась чтобы будущий император получил образование согласно гуманистическим воззрениям Возрождения. Его воспитателем был кардинал Адриан Утрехтский, будущий папа римский Адриан VI. Карлу было всего 17 лет, когда он отправился во Фландрию чтобы короноваться королём Кастилии и Арагона как неопытный владыка едва разговаривавший на кастильском языке. Эти территории он унаследовал от своей матери, Хуаны Сумасшедшей.
Хронология событий:
1517 год: Карл Габсбург унаследовал от Католических Королей их королевство, и был коронован как Карл I Испанский.
1519 год: Благодаря дарам и займам у банкирской династии Фигер, Карл Габсбург был избран императором Священной Римской империи как Карл V.
1526 год: Мадридский мир. Франция отказывается от видов на Миланское герцогство, Неаполь, Геную и Бургундию.
1527 год: разграбление Рима. Доверие и престиж которые внушал Карл V были непоправимо поколеблены в 1527 году, когда имперские войска дважды разграбили Рим, и поставили папу римского в тупик. Однако император снимал с себя ответственность за это событие.
1544 год: подписание мира в Крепи. Франциск I отказался от претендования на Фландрию, Артуа и Неаполь.
1547 год: битва при Милберге. Карл V впервые разбил Протестантский Альянс Шмакальденского Союза.
1555 год: религиозный мир Августы узаконил раскол Церкви.
Иллюстрация. Превосходство императора в Италии: в 1525 году, после своей победы при Павии, император положил конец Франко-испанской войне за владычество в Италии. Французская армия была разбита, а король Франциск I пленён. На следующий, 1526 год, пленный король был доставлен в Мадрид, где подписал мир, от условий которого, впрочем, он позже отказался. Согласно Мадридскому миру Франция признавала испанское владычество в Италии, которому суждено было продолжаться 200 лет. На картине изображено пленение короля Франциска I.
Иллюстрация. Политический авантюризм лютеран: протестантские князья Германии насадили свои идеи на I Рейхстаге Спейера, т. к. сумели полностью воспользоваться затруднительным для Карла V стечением обстоятельств - Франко-испанской войной за Миланское герцогство и угрожавшей уже экспансией Османской империи Сулеймана I Великолепного. Гравюра XIX века: слушание у Карла V в Спейере.
Восстание крестьян.
Протестантская Реформа превратила Германию в театр важных политических и социальных столкновений. Объясняя теорию Лютера на основании собственных интересов, группа незначительных аристократов попыталась в 1523 году отнять власть у немецких князей, однако это движение было подавлено в самом зародыше. Однако восстание крестьян имело бόльший успех, когда в 1523 - 1525 годах были разграблены и сожжены десятки крепостей и монастырей юга Германии. Одним из вождей восстания был Томас Минстер, социальный повстанец, ввёдший анабаптизм. Тогда крестьяне призвали самого Лютера решить вопрос, но он без зазрения совести осудил крестьянское восстание, издав труд под названием "Против Преступной и Катастрофической Мании Крестьян". Вооружённые повстанцы были вырезаны войсками князей. Высшая аристократия нашла в лице Мартина Лютера верного союзника, который поддержал её власть. Многие из её числа обратились в Лютеранство, благодаря несомненным политическим льготам, которые им обещал такой выбор: больше свободы перед лицом императора и больше контроля над протестантской Церковью.
Религиозные столкновения в Германии.
Протестантские догмы, и в первую очередь Лютеранство, распространились по всей территории Священной Римской империи Германской нации. Компромиссную политику Фердинанда I и Максимилиана II сменила политика ярого католицизма Рудольфа II и деятельность иезуитов.
Иллюстрация. Боевой щит императора Фердинанда I.
Распространение идей Лютера и Кальвина в Центральной и Восточной Европе перевернули политический и военный балланс, сломали предшествующие альянсы и привели к заключению новых договоров. Религиозный раскол вызвал многочисленные реакции и неизгладимо отметил историю XVI века, и особенно для Священной Римской империи Германской нации, после отставки Карла V в пользу его брата Фердинанда I. Дальнейшее ослабление власти монарха, в связи с османскими набегами, облегчило распространение принципов Реформации.
Фердинанд I обратил всё своё внимание на эту проблему, т. к. он всё более зависел, на экономическом и военном уровне, от австрийских владений, и поэтому он был вынужден вести компромиссную политику в вопросе религии. Османы, между тем, сумели добиться главенства в Центральной и Южной Венгрии, и создали вассальное княжество Трансильванию. В результате этого аристократия и армия были ослаблены, и поэтому Фердинанд I был вынужден заключить с турками перемирие, в обмен на выплату дани.
Фердинанд I не посмел ввести свободу вероисповедания, однако его сын и преемник Максимилиан II немедленно предпринял это. Он отказался признать решения Трентинского Собора, и дозволил аристократии Верхней и Нижней Австрии свободно исповедовать Лютеранство. В 1575 году он дал строгое обещание евангелистским государствам Богемии не создавать им религиозных проблем, и уполномочил своих представителей надзирать за беспрерывным соблюдением его компромиссной политики. В этот период Протестантство достигло апогея своего распространения. Согласно докладу венецианского посла, семь десятых жителей империи были протестантами.
С восхождением на трон Рудольфа II, воспитанного в Испании непримиримого католика, положение в корне изменилось. В сотрудничестве с папой Григорием XIII, который разместил свои представительства в различных регионах Германии, новый император окружил себяиезуитами, и начал в Австрии и Богемии политику Контрреформации, которая к концу века привела к изгнанию многих тысяч человек в связи с их религиозными взглядами. Политика принуждения к ортодоксальному Католицизму, начатая Рудольфом II, распространилась на епископии Вурцбурга и Бамберга, а также на церковные регионы Фильды и Майнца.
Иллюстрация. Кёльн и его религия. Город Кёльн был отчасти католическим, и отчасти протестантским: его правители, под влиянием иезуитов, оставались верными папе, однако большинство населения города придерживалось идей Лютера.
В этот период намечались политические события, которые, в общих чертах, характеризовались ослаблением императорской власти, включением религиозных свобод под полную власть государства, и возможностью вмешательства иностранных государств. Конкретно, однако, религиозные войны конца XVI и всего XVII веков объясняются историками как феномен массовой истерии, иногда достигающей припадочного состояния. В связи с тем, что для человека XVI века, и особенно для протестанта, религия представляла из себя абсолютно личное решение и жизненный выбор, защита религиозной веры духовных отцов Протестантизма была неразрывно связана с общими моральными потребностями. Католическая Церковь абсолютно точно осозновала, что она должна была сохранять монополию на контроль вопросов, связанных со спасением и с контактом с Богом, что объясняло крайнюю непримиримость, с которой она встречала иные догматы в период Реформации.
Иллюстрация. Турецкая экспансия. При венгерском городе Мохаче Сулейман Великолепный победил Людовика II, короля Венгрии и Богемии. В результате этого турки глубоко распространили свою власть в долине Дунае. Сам Людовик II пал в этой битве, и в результате его преемник, Фердинанд I, был объявлен владыкой этих территорий. Миниатюра мусульманской рукописи XVI века: битва при Мохаче.
Вышеуказанная практика, следовательно, вызвала выход Католической Церкви в мирской свет, монополизацию Реформации конкретными группами - это была базовая причина полной неудачи Контрреформации - и возникновение евангелистских сект, групп с революционной направленностью, которые ужесточили религиозную поляризацию, одновременно ослабляя центральную власть.
В этом реформаторском климате религиозного раскола в корне менялись все предыдущие дипломатические позиции, и политические и военные силы в каждой стране были вынуждены искать альянсы, через которые было бы возможно перевернуть старые структуры и достоверно решить социальные и законотворческие вопросы, поставленные новыми догматами.
"Идеи Лютера быстро победили, как бы назло реакции императора. Саксония и Эссен установили у себя принципы Реформации с 1527 года, и тоже самое предприняли и остальные свободные города, как например Нюрнберг и Ульм. За ними вскоре последовали Бранденбург и Великий Учитель Тевтонского Ордена" (Бартоломео Бенасар).
Хронология событий:
1526 год: османы победили в битве при Мохаче. Это положило начало дальнейшим проблемам Священной Римской империи Германской нации.
1556 год: отставка Карла V , который передал свою императорскую корону своему брату Фердинанду.
1564 год: коронация Максимилиана II, который отказывается исполнять решения Собора в Тренто, направленные против протестантов.
1568 год: Максимилиан II уполномочил австрийскую аристократию распространять идеи Лютера.
1576 год: Рудольф II, фанатичный католик, взошёл на престол и начал продвижение Контрреформации в Германии, пользуясь помощью Ордена Иезуитов.
1577 год: папа Григорий XIII основал в Германии представительства для поддержки религиозной политики императора Рудольфа II.
Действенная роль иезуитов.
Дисциплина и последствия деятельности иезуитов объясняют влияние, которое они оказали как исповедники или советники различных католических правителей в Германии. Их абсолютная верность папе и их аскетизм, с глубоким психологическим воздействием на верующих, помогли папскому государству продолжить борьбу за духовное превосходство, положение, которое считалось всегда само собой разумеющимся, несмотря на динамичную экспансию Протестантизма. Кроме того, члены Ордена Иисуса приняли на себя просвещенническую работу по распространению решений Трентинского Собора, которые по сути дела являли собой атакующую и оборонительную тактику Католицизма перед лицом экспансии Лютеранства. Таким образом Иезуиты приобрели посредническую роль между двумя полюсами Католической Церкви, тем, который занимался самокритикой, и тем, который старался насадить себя политическими и военными средствами. И так, тот институт, который был основан Игнатием де Лойолой, обратился в самое могучее и результативное оружие Контрреформации. Плодом деятельности иезуитов в начале XVII века стало создание фронта католических правителей, который предотвратил полную победу Протестантизма в Германии.
Католическая монархия Филиппа II.
Филипп II, интровертный монарх, был опорой Католицизма, которая боролась против разрушительных тенденций. Он поставил своей первичной целью не экспансию, а сохранение своей империи. Однако в его времена никому более не было суждено бравить таким безграничным государством.
Карл V, после того как он отрёкся в Брюсселе от трона, разделил свою империю. Часть её отошла к австрийскому фелиалу дома Габсбургов, а другая, соответственно, к испанскому. сын Карла V, Филипп II, который в свои 28 лет достиг значительного политического опыта, был коронован королём Испании и её американских колоний, Русильона, Французского графства, Нижних Провинций, Сицилии, Миланского герцогства, Неаполя, Сардинии и ряда североафриканских владений. Вместе с этими владениями король унаследовал и огромный государственный долг, который в дальнейшем неоднократно принудит испанскую корону объявить о своём банкротстве.
С самого начала правления Филиппа II, он должен был столкнуться с тремя очень важными вопросами, которые не удалось решить его отцу: с протестантами, с удержанием экспансии осман и с войной против Франции, которая претендовала на гегемонию в Западной Европе.
Иллюстрация. Бронзовая статуя Филиппа II, Помпейо Леони, XVI век.
С 1559 года Филипп II окончательно поселился в Испании, что стало большой важности решением, т. к. новый монарх хотел показать отныне, что власть будет источаться из центра его межконтинентальных владений, размещавшегося в испанских дворцах. Королевство Кастилии превратилось в политический, идеологичнеский и экономический центр империи. Политическая и институционная организация королевства была употреблена в качестве примера и для прочих владений испанской короны. Кастилия предоставила Филиппу II достаточное количество человеческих кадров, благодаря которым монарх проталкивал свою европейскую политику и продолжал колониальную экспансию в Америке. Он предпочёл абсолютно централизационный образ действий в политике и религии, с целью сделать Кастилию основной колонной, поддерживающей Католицизм и базой продвижения ценностей Католической Церкви в остальных государствах Пиренейского полуострова и в своих европейских владениях, согласно решениям Трентийского Собора.
Результатом его политики в Испании стало возникновение тесных связей между Церковью и троном. Католическая Церковь посредством Священного Судилища Святой Инквизиции беспощадно преследовала протестантов из числа подданных испанского короля, и превратилась в главный унификационный фактор Испании и её империи, превратив Филиппа II в первого императора испанского абсолютаризма.
В Испании Филипп II должен был бороться против двух очень важных проблем: восстания христиан мавританского происхождения (морисков) Альпухеры (в 1567 - 1571 годах), ставшего главным очагом религиозных столкновений, последнего взрыва мусульманских восстаний на полуострове, а также столкновения разразившегося в Арагоне в связи с ссорой между монархом и местными советами относительно прав Высшего Суда. Армия короля жестоко подавило в крови оба этих движения. В 1581 году объединились Испания с Португалией, что было связано с политикой династических браков, к которой прибегали Католические Короли. Поскольку у португальского трона не было непосредственных преемников, Филипп II, как сын Изабеллы Португальской, выступил претендентом на него, и практически не встретил никакого сопротивления. После приобретения Португалии и её колоний, испанский король объединил под своей властью настолько огромные владения, что дотоле никто не мог посметь и представить себе.
Во внешней политике в Европе, Филипп II, как и его отец, оказался перед лицом противоборства с Французским королевством, которое претендовало на до, чтобы отнять у Испании гегемонию в Европе. Бозельский договор 1556 года, заключённый между Карлом V и королём Франции Генрихом II, перестал действовать в первые годы правления Филиппа II. Тогда папа Павел IV, который не желал продолжения владычества испанцев в Италии, заключил союз с французским королём османским султаном против Испании. Полем боя стала Фландрия. Там испанские войска сумели нанести поражение французам в битвах при Сен-Кентене и при Гравелине. Также и в Италии испанские войска, возглавляемые герцогом Альбой, вторглись в папские государства. Таким образом вся Италия кроме Венеции и Савойи перешла под власть Испании. Подписание Като-Камбрезийского мира между Францией и Испанией положило конец Итальянским войнам с признанием гегемонии Филиппа II в Западной Европе.
Франция вышла из войны с Габсбургами в связи с началом т. н. Религиозных войн. Религиозные вопросы и политическая власть столкнули французских кальвинистов (традиционно именуемых в истории гугенотами), поддерживаемых Англией, с католиками, которые заявляли о своей преданности французскому королю и поддерживались также Филиппом II. Англия сменила Францию в борьбе против Испании за гегемонию в Европе. И даже, с воцарением Елизаветы I Великой (Английской), Англия превратилась в главнейшего врага Испании, хотя дотоле она сохраняла с Габсбургами мирные отношения.
Иллюстрация. Остановление османской угрозы. В 1570 году турки прогнали венецианцев с Кипра, и это имело решающее значение, т. к. привело к образованию Сакра Лиги при участии Испании, Венеции и папского государства. Силы этого альянса во главе с Хуаном Австрийским нанесли сокрушительное поражение османам в морской битве при Лепанто, временно положив конец османской экспансии. Картина маслом: морская битва при Лепанто, XVI век.
Филипп II после смерти своей второй супруги, англичанки Марии Тюдор, женился на Елизавете Валуа, дочери французского короля. Этот его брак позволил ему надолго продлить свой союз с французской короной, которую он и поддержал перед лицом гугенотов.
При Филиппе II распространение Кальвинизма стало важнейшей причиной социальных и политических волнений. Нижние Провинции, Франция, Англия и Шотландия встретились с проблемой междоусобных войн вызванных религиозными и политическими причинами, как например противоборство с абсолютаризмом. Однако Филипп II оказался бесспорным гарантом Католицизма и абсолютаризма в Европе.
Иллюстрация. Перемена союзников. Брак Филиппа II и Елизаветы Валуа, дочери короля Франции, совпал со временем перемены курса внешней политики союзников монарха. Дружбе с Англией пришёл конец, и отныне главным союзником Испании становится Франция. Этот факт позволил Филиппу II оказать решающее влияние на внутреннюю политику Франции. Альфонсо Санчез Коэльо: Елизавета Валуа, XVI век.
В Нижних Провинциях король попытался продвинуть установление абсолютаризма в условиях, когда Кальвинизм получал широкое распространение. Он проталкивал реформы, направленные против аристократии и буржуазии. Однако класс буржуа, возглавляемый графами Эгмонтом и Хорном, а также князем Вильгельмом Оранским, объединился, подписав в Бренте в 1565 году Компромисс дворян (Брентский компромисс, Соглашение дворян), имевший целью защитить автономию Нижних Провинций и отменить указы, которые препятствовали свободе вероисповедания. Немного времени спустя разразилось всеобщее восстание, которое было жестоко подавлено правителем региона, герцогом Альбой, который в 1568 году отдал приказ казнить графов Эгмонта и Хорна, и наложил новые налоги на буржуазию. Новые меры по подавлению имели результатом соединение католиков и протестантов во главе с Вильгельмом Оранским. Филипп II, уже осознавший что его абсолютарная политика провалилась, сменил герцога Альбу, и попытался занять более компромиссную позицию. Однако ситуация вновь обострилась, когда испанские войска, в связи с невыплатой налогов задним числом, в 1576 году разграбили Антверпен. Это событие ещё более усилило союз католиков и протестантов, которые потребовали удаления иноземных войск и признания религиозных свобод. Новый правитель Нижних Провинций, Александр Фарнезе, оказался не в состоянии предотвратить преследования кальвинистов в Испании. Нидерландские провинции вступили в состав Утрехтского Союза, и т. о. возникли Соединённые Провинции, которые позднее стали основой нового государства.
Иллюстрация. Новая столица. В IX веке Мадрид был арабской крепостью. Христиане отвоевали его в 932 году, и с 1339 года этот город стал центром собрания местного совета. Он приобрёл большое политическое и эеономическое значение с того момента как Филипп II избрал его своей столицей.
Цена этой внешней политики оказалась совершенно разрушительной для Испании. Мечущаяся инфляция превратила страну в самое дорогостоящее государство Европы. Филипп II, неспособный более править, т. к. он утратил любой контакт с действительностью, провёл свои последние годы во дворце в Эскориале, где и скончался.
Иллюстрация. Советники Филиппа II: в отличие от своего отца, новый король Испании не принял на себя верховенство военными операциями, в которых участвовал. Он доверил свои войска таким людям, как Фернандо Толедский или герцог Альба, которые выделялись своей верностью королю. Герцог Альба провёл военные операции при Павии, при Мелберге, в Италии и пр. Герцог Альба, портрет пера Тициано Вечелио, XVI век.
"Король был верующим, справедливым, сдержанным и миролюбивым. Первая из этих добродетелей развилась в ипостась его государства, вторая - в непримиримую строгость, третья - в сребролюбие и четвёртая - в желание быть регулятором в Христианском мире".
Филипп II (1527 - 1598 г. г.).
Человек интровертный, неуверенный и стеснительный. Он спрятал эти свои черты характера за маской горделивого безразличия. Он был сообразительным, образованным, искусным и он был известным коллекционером произведений искусства. Повзослев, его единственной страстью стала власть. Он заключил 4 брака, заключённых на основании интересов государства. Семейное счастье он познал со своей третьей женой, Елизаветой Валуа, и после её смерти поженился с Анной Австрийской, ставшей матерью Филиппа III.
Хронология событий:
1556 год: Филипп II короновался королём Испании и унаследовал её европейские и американские владения.
1559 год: Като-Камбрезийский мир положил конец многолетнему франко-испанскому столкновению.
1566 год: началось серьёзное восстание в Нижних Провинциях, которое подавил герцог Альба.
1571 год: битва при Лепанто (Навпакте). Победа союзного флота над турками.
1579 год: Утрехтский Союз. Первый шаг к независимости голландских провинций.
1588 год: Непобедимая Армада испанцев потерпела сокрушительное поражение при подготовке к вторжению в Англию.
1598 год: смерть Филиппа II. Последние дни он провёл в Эскориальском монастыре.
Иллюстрация. Вторжение в Англию. Постоянное разграбление испанских колоний английскими курсарами стало одной из причин предпринятого испанцами вторжения при Филиппе II в Англию. Во главе с герцогом Меридой Сидоньей, флот, состоявший из 130 судов и 30.000 человек, после серии трудностей в пути, пережил разгром. Картина маслом: Непобедимая Армада подвергается нападению английского флота, XVI век.
Мудрый король.
Филипп II был центральным рычагом большого и сложного бюрократического механизма, посредством которого он хотел лично контролировать все дела управления империей. Через его руки проходили все доклады вице-королей (Наварры, Новой Испании, Новой Гранады, Арагона, Сардинии, Сицилии, Неаполя и Милана), а также правителей провинций (Нижние Провинции). В связи с нерешительностью которая его характеризовала, и его стремлением всегда всё знать, принятие решений задерживалось очень сильно, несмотря на важную помощь, которая оказывалась секретарями и советниками короля. Монарх предпочитал иметь своими советниками людей с университетским образованием, избегая, если это было возможно, брать себе советниками людей из числа аристократов.
Иллюстрация. Конец многолетних битв. Сражение при Сен-К(в)ентене в 1557 и при Гравине в 1558 году, в которых испанские войска разбили силы французского короля Генриха II, положили конец многолетнему противоборству Испании с Французским королевством, которое началось с воцарением в Испании первых Габсбургов. Яблоком раздора всё это время оставалась Италия. Картина маслом, испанские войска отступают с поля боя после своей победы в битве при Сен К(в)ентене, XVII век.
Судилища Святой Инквизиции.
Монастырь Эскориал был выстроен посреди Пиренейского полуострова, и он обратился в символ единства империи под властью одного монарха. Однако о религиозном единстве его владений позаботились суды Святой Инквизиции, институт имевший целью расследовать и осуждать любое религиозное отклонение. Через дозволение папы права этого органа распространились на все владения Испании. Святая Инквизиция преследовала нередко только по названию христиан еврейского и мусульманского происхождения, а также любого христианина, который признавался подозреваемым в отклонении от папской веры, либо вдохновенного мистициста или протестанта. Также Священный Суд надзирал за соблюдением моральных правил Католицизма. Но в конечном итоге судопроизводство касалось более всего дел о богохульстве, о кровомесительных связях, о святотатствах и пр., нежели чем ересей.
Иллюстрация. Сан Лоренцо дель Эскориал. Монументальный монастырь является шедевром испанского Возрождения. Он был построен между 1563 и 1584 годами на северо-восток от Мадрида. Вдохновителем проекта был Филипп II, который хотел этим монументом продемонстрировать императорскую силу и религиозное благовение австрийской династии.
Строгость: комплекс, выстроенный при помощи колоннад из гранита, характеризуется строгостью. Окна имеют квадратную форму, без рам и выступов.
Колледж: в западной части расположены помещения (классы, спальни, столовая и пр.) священнической школы, в которой обучались претенденты в монахи монастыря.
Главный вход: двухэтажный вход являет собой единственную украшенную часть внешней стороны постройки. Центральная часть главного входа очерчивается серией из 8 колонн, и подпирает четырёхколонный периптер с фронтонной крышей.
Базилика: в центре построения главенствует крестообразный храм с гигантским куполом и со входом дорического ордера, окружённым шестью статуями царей Израиля.
Башни: характерная черта архитектуры австрийской династии это башни, треугольные построения из шифера с капителями фламандского ордера.