←  Доисторические времена

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Гёбекли-Тепе

Фотография Alisa Alisa 14.03 2009

Специалисты Германского археологического института уже давно ведут раскопки холма Гёбекли-Тепе (Пупочная гора) на юго-востоке Анатолии. Когда в 1995 году сотрудник института Клаус Шмидт решил изучить кремнёвые орудия - аналогичные здесь прежде встречали другие археологи, - он действительно обнаружил необычайно много кремнёвых ножей, скребков, наконечников стрел, серпов. Рядом лежали кучи "сырья" - кремнёвых желваков и булыжников. Создавалось впечатление, что здесь работала крупная мастерская по изготовлению каменных орудий, явно нацеленная на удовлетворение потребностей не только местного населения. Шмидта удивило, что мастерская располагалась на вершине холма - сырье приходилось таскать наверх, а готовую продукцию спускать вниз.

Изображение


Немного глубже кремнёвых орудий археолог обнаружил множество установленных вертикально Т-образных известняковых стел высотой по три метра с изображениями животных. И это-то представилось наиболее интересным. Датирование показало, что они относятся к самому раннему неолиту, наф-нафодящемуся на границе с концом палеолита, примерно за 11 500-9600 лет до нашей эры. До сих пор считалось, что в те времена люди жили охотой и собирательством, еле успевая удовлетворять свои элементарные потребности в пище, - им было не до сооружения каменных произведений искусства и архитектуры.

Наняв рабочих из местных курдов, археологи освободили из недр три круглых помещения диаметром по 15-20 метров и 39 монолитных стел, на которых изображен целый зоопарк: леопард, лиса, дикий осел, змеи, кабан, утка, тур. На раскопанных позже стелах оказались еще и изображения насекомых, газели, журавля, горного барана и что-то вроде сороконожки. Посреди одного из круглых залов, опираясь на мозаичный пол, стояли две пятиметровые каменные колонны весом по 50 тонн, еще несколько таких колонн были вделаны в довольно грубо обработанные стены из дикого камня.

Геомагнитное сканирование Пупочной горы показало, что в ней скрывается не менее десяти подобных округлых образований, и если каменные стелы и колонны расставлены в них так же, как в уже раскопанных залах, то таких монументов должно быть около двухсот.

Обнаруженное сооружение очень похоже на крупный культовый комплекс. Понять, какая религия здесь исповедовалась, сегодня, видимо, невозможно. Бесспорно лишь одно: уже в те времена, 11 500 лет назад, людей волновали не только нужды повседневной жизни, но они уже задумывались и о чем-то вечном, выражая свои мысли в произведениях искусства. Как все это противоречит тому, что было известно науке до сих пор! Считалось, что "примитивные" племена, жившие охотой и сбором съедобных даров природы, не знавшие даже керамики, не были способны на создание таких сооружений. Для строительства комплексов, подобных обнаруженному в Турции, необходимы хотя бы зачатки сложно устроенного общества. Так, значит, оно уже в каком-то виде существовало?

Изображение


Примерно за 7500 лет до нашей эры люди по неизвестным причинам ушли из этого места. Каменным храмом больше никто не пользовался. Огромный комплекс был засыпан землей, над ним насыпали искусственный холм, благодаря чему храм и сохранился на протяжении десятка тысяч лет. Но его не забыли. Место продолжало быть, по-видимому, чем-то отмеченным в глазах местного населения, и изготовленные здесь, на вершине холма, каменные орудия считались особенно ценными.

Что же произошло, почему храмовый комплекс Гёбекли-Тепе в те далекие времена засыпали? Шмидт пожимает плечами: возможно, за две тысячи лет изменились религиозные верования, ритуалы охотников и собирателей потеряли свое значение, возникли новые культовые формы.

В самом деле, примерно в то время или лет на 500 позже люди научились обжигать керамику и стали селиться главным образом на равнинаф-наф, поближе к воде и плодородным почвам, которые они учились возделывать. Археологи наф-нафодят в пластах этой эпохи свидетельства зарождения земледелия и скотоводства. Появляются глиняные фигурки божеств, часто с подчеркнутыми признаками женского пола, что говорит о возникновении культа плодородия.

Историкам известно, что с зарождением керамики прежние места поселений человека почти всегда оказывались заброшенными. Происходил как бы перелом культурного самосознания людей. Старые храмы охотников с их множеством изображений животных стали неинтересны новому человеку - земледельцу и гончару.

Но тот факт, что за семь тысяч лет до египетских пирамид, за две тысячи лет до перехода кочевников к оседлой жизни уже существовали крупные каменные культовые сооружения, потряс историков. И, словно этого мало, в Гёбекли-Тепе нашли нечто вроде системы письменности.

Клаус Шмидт, как всякий серьезный ученый, очень осторожен и не хочет делать сенсационных заявлений. "Это еще нельзя назвать письменностью, это доисторические иероглифы или, скажем осторожнее, пра-иероглифы", - поясняет он. Дело в том, что на каменных стелах и колоннаф-наф помимо реалистичных, легко узнаваемых изображений животных найдены абстрактные значки: буква Н и снова буква Н, но как бы поставленная боком, круг, полумесяц, миниатюрные фигурки лисы и овцы, волнистая решетка, голова быка или барана, ряд ползущих змей и другие. На многих камнях значки выстроены в строчки - определенно каменотес хотел что-то сказать этими строчками, и соплеменники его понимали.

Изображение


Смысл этих надписей, как полагает Шмидт, еще долго останется неясным. Однако уже и сейчас понятно, что люди, построившие и посещавшие комплекс в Гёбекли-Тепе, обладали богатым запасом символов, с помощью которых могли, видимо, выражать достаточно сложные мысли.

В радиусе 150 километров от Гёбекли-Тепе при раскопках древних поселений наф-нафодят камни с такими же символами. Тремя тысячами лет позже в сотне километров к югу от Гёбекли-Тепе жители поселения Саби-Абиад запечатывали кувшины и горшки со своими запасами и кладами печатями, имеющими значки из храмового комплекса. Особенно популярен был зигзагообразный знак, толкуемый археологами как шестиногий паук (вообще-то, пауки, как известно, имеют по восемь ног). Но встречаются также змеи, кабаны, быки и сороконожки.

Изображение


Историки наф-нафодят отражение этих символов и в письменности Урука, еще тремя тысячами лет позже. А некоторые специалисты видят и прямую связь скульптур и барельефов Гёбекли-Тепе с первой крупной скульптурой Египта - статуей бога Мин из IV тысячелетия до нашей эры. Клаус Шмидт считает, что это слишком смело: в паузе длиной в четыре тысячи лет нет ничего подобного, никаких промежуточных звеньев.

Но, возможно, ученые их еще найдут.

Автор: Ю. РЯЗАНЦЕВ. По материалам журнала "Bild der Wissenschaft" (Германия).

Ответить

Фотография Сибирячок Сибирячок 31.12 2010

Такую тему и без комментариев оставили, поэтому не удержался)))))

Интересно, а как высчитали, что колонны по 50 тонн весили, я из стаьи так и не понял.
Но сам факт обнаружения святилища, подтверждает гипотезу, что человеческая цивилизация возникла впервые не в Междуречье или Египте, а в другом месте и гораздо раньше, скорее всего в прибрежных районах ныне затопленных. Вот и источник мифа о потопе и т.д.
Ответить

Фотография Гаплодокер Гаплодокер 31.12 2010

Интересно, а как высчитали, что колонны по 50 тонн весили, я из стаьи так и не понял.
Но сам факт обнаружения святилища, подтверждает гипотезу, что человеческая цивилизация возникла впервые не в Междуречье или Египте, а в другом месте и гораздо раньше, скорее всего в прибрежных районах ныне затопленных. Вот и источник мифа о потопе и т.д.

Вес равен объёму помноженному на удельный вес данного камня.

Странный вывод делаете из этой находки. Здесь-то как раз верховья Междуречья и горная местность.
Если всё же цивилизацией называть государственность, то она впервые наблюдается в тех же Шумере и Египте.
А неолитчики всегда и везде были склонны к подобному творчеству. И даже общества на более ранней стадии развития экономики, если производительность труда позволяла (пример тому - Северо-Запад Северной Америки).
Особой тяги к побережьям не было. Селились равномерно везде, где удобно.
Ответить

Фотография Alisa Alisa 12.01 2011

В случае таких уникальных объектов всегда интересно - а почему именно тут? Что в этом месте было такого особенного, что местное население прыгнуло "выше головы"?
Ответить

Фотография GreatDane GreatDane 25.01 2011

В случае таких уникальных объектов всегда интересно - а почему именно тут? Что в этом месте было такого особенного, что местное население прыгнуло "выше головы"?


Трудно сказать, только ли местное население, возможно и соседи были на таком или почти таком уровне, просто арх. находок пока нет.
Ответить

Фотография Сибирячок Сибирячок 26.01 2011

Вес равен объёму помноженному на удельный вес данного камня.

Странный вывод делаете из этой находки. Здесь-то как раз верховья Междуречья и горная местность.
Если всё же цивилизацией называть государственность, то она впервые наблюдается в тех же Шумере и Египте.
А неолитчики всегда и везде были склонны к подобному творчеству. И даже общества на более ранней стадии развития экономики, если производительность труда позволяла (пример тому - Северо-Запад Северной Америки).
Особой тяги к побережьям не было. Селились равномерно везде, где удобно.



Ну и что по Вашему заставило их туда забраться?
Про связь между цивилизацией и государственностью у меня другая точка зрения, государственность - это всего лишь один из этапов развития цивилизации.
Посмотрите карты, любые, любого периода, селятся в подавляющем большинстве там где вода поблизости (река, озеро, море)и желательно не слишком высоко,а уж когда места все заняты, тогда идут на возвышенности.
И ещё судя по находкам, культура была на достаточно высоком уровне, а наличие мастерской говорит о высокой организации труда.

Так как нет промежуточных археологических данных о развитии данной сообщности людей, возникает вопрос, почему так неожиданно появились и также неожиданно куда-то ушли?
Любмлм наши предки загадки для потомков оставлять))) Это наверное от избытка времени и хорошего чувства юмора.
Ответить

Фотография artemii artemii 11.06 2011

возможно это поселение было одним из центров первой предцивилизации ЗЕМЛИ...которая в основном распологалась в АНАТОЛИИ и ПАЛЕСТИНЕ
по крайней мере в 8-6 т. до н. э.
в этих краях существовали десятки крупных или мелких поселений....которые по своему культурному и техническому уровню превосходили всё то- что было далеко от данного региона
а возможной столицей этой ЦИВИЛИЗАЦИИ был ЧАТАЛ-ХЮЮК
Сообщение отредактировал artemii: 11.06.2011 - 03:19 AM
Ответить

Фотография ayoe ayoe 11.06 2011

возможно это поселение было одним из центров первой предцивилизации ЗЕМЛИ...которая в основном распологалась в АНАТОЛИИ и ПАЛЕСТИНЕ
по крайней мере в 8-6 т. до н. э.
в этих краях существовали десятки крупных или мелких поселений....которые по своему культурному и техническому уровню превосходили всё то- что было далеко от данного региона
а возможной столицей этой ЦИВИЛИЗАЦИИ был ЧАТАЛ-ХЮЮК

Никак не пойму, что вы вкладываете в понятие предцивилизация и цивилизация, и "столицей" чего мог быть Чатал-Хуюк ?
Ответить

Фотография artemii artemii 11.06 2011

Никак не пойму, что вы вкладываете в понятие предцивилизация и цивилизация, и "столицей" чего мог быть Чатал-Хуюк ?

есть несколько гипотез
недалёких от академической науки
относительно предцивилизаций 12-5 т. до р. х.
вот одна из них-

http://taina-vz.narod.ru/taina3_4.html
а вот что я недавно прочитал насчёт ГЁБЕКЛИ-ТЕПЕ
На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляет собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось еще в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет.

В древнейшем слое, относящемся к культуре PPNA (слой III), найдены монолитные колонны до 3 м в высоту, соединенные стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку.. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения.

Колонны храмов украшены резьбой по камню как в виде животных, так и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур. Среди узнаваемых изображений — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы и водоплавающие. Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков. Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окруженного грифами. Также особенно интересно, что святилищах до-керамических неолитических вариантов А, В, D самые частые изображения – змеи, а вот в C их заменяют кабаны (там были найдены 6 из семи монолитов и 3 из 4 скульптур кабанов). На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей. Также на поверхности каменных блоков есть изображения безголовых людей.

Полы из обожженного известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис. Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто еще 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м. Слой II соответствует периоду PPNB (7500 — 6000 лет до н. э.). В эту эпоху над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырехугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием. В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных.

Здесь происходили ритуальные фиесты и жертвоприношения. Тем не менее, при храме постоянно жило некоторое количество служителей культа. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших в радиусе 150 километров от священной горы в интересующую нас эпоху в поселениях Невали-Чори, Чайеню, Халлан-Чеми, Джерф-эль-Ахмар (Мурейбет), Телль-Кварамель и Чейк-Хассан. При раскопках некоторых поселений найдены изображения знаков, которые употреблялись в Гёбекли-тепе: миниатюрный заяц (или лиса) и змеи на камне, зигзагообразные линии и круги, змеи и тысяченожки. «Общий» храм означает, что отдельные поселки обходились без культовых мест, что и наблюдается затем в Чатал-Гуюке

Хотя комплекс формально относится к культуре PPNA, в нем не найдено следов одомашненных животных или растений. В то же время, по данным генетических исследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Караджадаа (Karacadağ) в 30 км от Гёбекли-Тепе. Предполагается, что культ Гёбекли-Тёпе играл ключевую роль в возникновении земледелия.

Поскольку комплекс появился еще до «неолитической революции» (перехода от кочевых охоты и собирательства к оседлому образу жизни, связанному с производством средств питания), происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой от 10-20 тонн от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 тонн, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры

Самые древние колонны – из гранита. Они хорошо обработаны, на них мастерски вырезанные высокие рельефы. Более поздние, по датировке, камни обработаны хуже, и мастерство резчиков упало – это часто просто глубокие царапины в песчанике. То есть, мы наблюдаем здесь общую тенденцию с Египтом, где наиболее древние объекты наиболее совершенны в технологическом смысле и более искусно выполнены. Вдруг, откуда-нивозьмись появилась среди троглодитов цивилизация, которая со временем исчезла. Как в Египте, да и в Междуречье.

Помимо Гёбекли-Тепе известен к северу еще один похожий памятник – Невали-Чори, где также Т-образные монолиты с похожей иконографией. Но там было полноценное поселение (около 20 домов), а святилище располагалось на скальной площадке. Еще там было обнаружено несколько сот глиняных статуэток.

В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан под 300-500 кубометрами земли. Кем и почему это было сделано, неизвестно.

http://primordial.org.ua/archives/1549
Ответить

Фотография ayoe ayoe 11.06 2011

есть несколько гипотез
недалёких от академической науки
относительно предцивилизаций 12-5 т. до р. х.
вот одна из них-

Извините, но никакого отношения к академической науке, подобные статьи не имеют. Так же непонятно, как Чатал-Хуюк может быть столицей чего либо, ведь в нем не обнаружено никаких следов институтов власти, он просто был крупным сельскохозяйственным поселением, не более того.
Ответить

Фотография Alisa Alisa 11.06 2011

Извините, но никакого отношения к академической науке, подобные статьи не имеют. Так же непонятно, как Чатал-Хуюк может быть столицей чего либо, ведь в нем не обнаружено никаких следов институтов власти, он просто был крупным сельскохозяйственным поселением, не более того.

Статья кстати более менее приличная.
Ответить

Фотография ayoe ayoe 11.06 2011

Статья кстати более менее приличная.

Приличная статья ?!
Для начала называть храмом это культовое сооружение наверное не стоит. Под храмом, как известно, понимают специально построенное здание, посвященное какому-либо божеству или божествам, а также местом хранения культового инвентаря, священных текстов, и местом проведения ритуальных церемоний, совершения коллективных обрядов и других собраний верующих. Храмы уже развитых религий - преемники и наследники архаичных святилищ, в ряде случаев намеренно воздвигнутые в точках их расположения. К тому же, храм - это вполне сложившийся во всех своих основных частях тип культового сооружения и определенный архитектурно-пластический образ, имеющий важное символическое значение.

В настоящее время существует неоднозначный подход к вопросам, связанным с изучением ранних этапов культовой архитектуры и их значения, в частности, О.Оранж, приводя ряд доводов, в целях осторожности и достоверности при рассмотрении памятников докерамического неолита на территории Сирии и юго-восточной Турции, призывает обозначать эти сооружения термином - "престижные строения" специального культового значения, но никак не храмом. Этой же точки придерживаются; Schimer, Hauptmann, Stordeur, Ozgogan, Bischoff и другие. В этой же статье используется термин храм, согласитесь несколько не академично.
Также весьма сомнительно выглядит утверждение о возможности наличия рабского труда на этих сооружениях, как и о социальном расслоении общества, вообщем, статья может в целом и интересная, но терминология в ней использованная, как и отдельные выводы - не правильна по сути. Ну а первая ссылка на статью про Працивилизацию, это, вообще. за гранью.
Ответить

Фотография Alisa Alisa 11.06 2011

Приличная статья ?!

Я имела ввиду, что тут нет места полету фантазии вроде "Чатал-Хуюк - столица Атлантиды и прародина укров". А так, конечно, имеются существенные недочеты, что вполне понятно, учитывая несколько популистский характер статьи.
Ответить

Фотография artemii artemii 13.06 2011

Я имела ввиду, что тут нет места полету фантазии вроде "Чатал-Хуюк - столица Атлантиды и прародина укров". А так, конечно, имеются существенные недочеты, что вполне понятно, учитывая несколько популистский характер статьи.

ну а по вашему
какие предгосударства могли быть на востоке...вообще-в 8-6 т. до нэ?
Ответить

Фотография ayoe ayoe 13.06 2011

ну а по вашему
какие предгосударства могли быть на востоке...вообще-в 8-6 т. до нэ?

Государству предшествовало вождество (chiefdom), а не предгосударство. Но никаких сложно стратифицированных обществ ранее 7тыс. назад не выявлено т.к. неолитические поселения в целом, имели тенденцию распадаться по мере роста, до тех пока была земля, доступная для отколовшихся поселений. Таким образом, имелась тенденция увеличения числа деревень, которая росла быстрее, чем их размеры. И лишь тогда, когда недостаток земли стал достаточно острым, что применение ирригации стало систематическим, общины стали воевать с друг другом за земли и с этого момента можно говорить о появлении каких-то предгосударственных форм, то есть вождеств, но это никак не 8-6 тыс. до н.э., а несколько позже.


Ответить

Фотография Alisa Alisa 13.06 2011

ayoe полностью ответил на вопрос. Мне добавить нечего.
Ответить

Фотография enki3 enki3 26.10 2011

«Турецкий Стоунхендж» (обнаружен в 1994 г. неподалеку от деревушки Гёбекли Тепе на Месопотамской равнине) - весьма интересное ритуальное мегалитическое сооружение эпохи верхнего палеолита (XI-IX тыс. до н.э.), храмовый комплекс, состоящий предположительно из 20 открытых округлых (овальных) построек (святилищ), расположенных на холме (раскопано ок. 4 объектов). Археологам предстоит раскопать сделанную еще во времена неолита искусственную насыпь (90 тыс. кв. м; высота - 15 м) скрывшую древний комплекс, благодаря которой он и сохранился почти в идеальном состоянии (часть монолитов уничтожена местными крестьянами; верхние археологические слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием). Храмовый комплекс был оставлен со времён ок. 7500 лет до н.э.. В ту эпоху (ранний PPNB - 7600-7200 гг. до н.э. зафиксирован в Северной Сирии и Юго-Восточной Анатолии) над засыпанными древнейшими сооружениями были построены, по-видимому, тахунийцами четырехугольные залы с полами из полированного известняка, современные постройкам Çatal Hüyük (несомненно, культового назначения).
Найденные при раскопках храмового комплекса в Гёбекли Тепе объекты искусно обработаны (камни тщательно отшлифованы), они сложны в изготовлении и были сделаны охотниками (обнаружено множество кремневых наконечников для стрел) и собирателями эпохи верхнего палеолита несколько ранее, чем появились земледелие и скотоводство. На расстоянии километра от храмового комплекса, в каменоломне, найден повреждённый (трещины), наполовину обтесанный камень, длиной 9 м. В другом конце выработки обнаружен частично отделённый от скалы, сильно выветренный монолит, весом не менее 50 т (возможно, что-то достраивали либо реконструировали).
На сегодняшний день откопано 43 плоских известняковых мегалита, высотой от 1 до 5 м и расстоянием между ними от 4,5 до 9 м (250 обтесанных камней еще предстоит откопать; заметим, что общая сумма цифр числа камней составляет 7 и 7 - двоичный знак Земли), которые образуют овальные постройки различных размеров, от 9 и до 30 м в поперечнике, с полом из отполированных известняковых плит.
Т-образные колонны святилищ (высотой ок. 3 м и в количестве 10, 12 или 14 шт., - т.е. удвоение уже тогда сакральных чисел 5, 6, и 7), которые частично входят в стены, образующие овальные строения, установлены таким образом, что их навершия, выполненные в виде горизонтально расположенных прямоугольных параллелепипедов, возвышаются над стенами и ориентированы торцами к геометрическим центрам строений. Внутри строений (на плане), в середине каждой половины овалов (эллипсов), на их больших осях, разделённых на четыре равные части, установлено по одной Т-образной колонне (т.е. внутри каждого строения по два столба - символика некой двоичности), которые выше, по крайней мере, на метр, нежели подобные колонны стены. Низкая (ок. 1 м) овальная (либо в форме круга) каменная ограда («скамья» - по терминологии Шмидта; вероятно, парапет) окружает стену с Т-образными колоннами (т.е. у святилищ по два кольца (овала) - символика двоичности). Некоторые овальные строения окружены прямоугольными каменными стенами, высотой ок. 1,8 м (вероятно, на второй, более поздней, стадии строительства). Представляется (согласно фотоснимкам), что все святилища сгруппированы в четыре комплекса по пять сооружений различных размеров и назначения (одно из пяти сооружений - более сложной конфигурации) в каждом.
Внутренние Т-образные колонны, ориентированные навершиями на юго-запад, «сплошь покрыты» вырезанными изображениями: обнаженной женщины в окружении змей; рельефом получеловека-полульвицы; птиц - цапель, уток, грифов (один гриф изображён со стилизованными крыльями, в каждом из которых по четыре зигзагообразных «пера»); пчелы, газели (всё выше перечисленное - символика богини-матери); лисицы (позднее священное животное шумерского бога Неба Ана); а также быка, кабана, рыбы; на некоторых мегалитах сохранилась краска цвета охры (символика бога-отца). Представлены и хтонические, несущие смерть, животные: львы, змеи, скорпионы и пауки. Обнаружены также абстрактные пиктограммы священных символов и рисунки «странных» человекообразных существ.
Найдено изображение лежащего человека с Т-образным навершием-параллелепипедом вместо головы. Поскольку это изображение показано под рельефом быка на колонне, которая (колонна), плавно сужается к низу, а её навершие выполнено в виде шляпки гриба и по форме весьма напоминает фаллос (но тогда лежащий человек - мужчина!), сделан вывод, что Т-образные колонны символизировали людей (или антропоморфных богов): со стилизованной головой (судя по характеру захоронений (без головы), и у анатолийцев Чатал-Хююка, Çayönü или Хаджилара (Hacilar), и у натуфийцев Иерихона и Бейды, при различных культовых отправлениях голове придавалось особое сакральное значение), руками и ладонями, прижатыми к бокам; но без ног и половых признаков. При взгляде на стену строения представляется, что колонны-люди (или боги), как бы вечно движутся - идут друг за другом по кругу в одном направлении.
Примечательно, что кольцевое строение, состоящее из врытых в землю мегалитов в Стоунхендже, валлийцы и ирландцы называют "танец великанов". В Индии бытует представление о том, что непрерывный танец Шивы, бога музыки и танца, увековечивает движение Вселенной. А огненное кольцо вокруг его танцующей фигуры - символ этого вечного движения.
Уместно, вместе с тем, озадачиться вопросом: не передвижение ли по кругу, запечатлённое в камне т.н. «Турецкого Стоунхенджа», - прототип ритуальных круговых танцев в честь божества Неба?
Существуют убедительные свидетельства культового назначения танца в весьма архаичные времена (ранее VII тыс. до н.э.; Джозеф Гарфинкель; Еврейский ун-т; более 400 образцов рисунков и гравировок на гончарных изделиях из 140 раскопок). Знаменательно, что (проф. Ш. Коусон, ун-т Осло) ритуальные танцы исполнялись уже 70 тыс. лет тому назад в Африке (северо-запад Ботсваны). Специфика (своеобразие) элементов культового танца, в основном, связана с определённым этносом. Так, в Африке иногда вместо вопроса, к какому роду или тотему принадлежит человек, его спрашивают, какой танец он танцует.
Можно полагать, что одно из основных назначений сакрального танца раскрыто в "Курма-пуране" (Кн. I), где поведано о том, что за то время, пока Шива танцевал, удерживая отрицательный персонаж фабулы Андхаку (родился из пота Шивы, "Шива-пурана") на острие своёго трезубца (т.е. и тот участвовал в танце), грехи покинули Андхаку, он прозрел истину и восхвалил бога (Шиву). Следовательно, сакральный танец - эффективная разновидность моления (обращения к божеству), избавляющая от грехов и просветляющая душу.
Обычно на древних изображениях движение человеческих фигур передавалось путём показа согнутых ног и рук (Д. Гарфинкель). Некоторые сцены изображали людей, выстроившихся в ряд или вставших в круг и взявшихся за руки. Акцент всегда делался на ряде или круге одинаковых фигур, движущихся в одном направлении. Так, в Nevali Cori (ок. 8000 г. до н.э.), на стенах найденного каменного резервуара, высечены три человеческие фигуры, стоящие в ряд с широко расставленными ногами и с руками, согнутыми в локтях и поднятыми вверх. В Иордании, в небольшом раскопе в Дхувейла, обнаружены высеченные на скале фигуры четырех людей, держащихся за руки (вероятно, ряд воспринимался как часть неимоверно (бесконечно) большого ритуального круга).
В свете сакральной мезолитической символики рассмотрим конструкцию одного из самых больших раскопанных святилищ Гёбекли Тепе, - того, у которого стена с Т-образными колоннами образует спираль (из двух витков - т.е. выявляется двоичность) внутри стены-овала. Здесь овал (круг) - эмблема небосвода, а спираль на древнейшем из известных лунных календарей, подобно змее, свернувшейся кольцами, ещё 20 тыс. лет тому назад символизировала Луну (52.). И тогда, поскольку «спираль внутри овала» должна символизировать Луну на ночном небосводе, - данное святилище являет собой образец древнейшего храма Луны (в то время эпифании богини Неба). Т-образные же колонны, образующие овал-небосвод, вполне могут символизировать звёзды (созвездия) в виде антропоморфных богов, которые находятся в непрерывном движении, но всегда возвращаются «на круги своя». «Я думаю, что здесь мы имеем дело с самыми ранними изображениями богов», - считает К. Шмидт.
Две внутренние Т-образные колонны, по-видимому, символизируют амбивалентность Двуединого божества (плюс ряд признаков двоичности и то, что территория каждого из святилищ поделена поровну). Вероятно, это - самое раннее изображение женского и мужского его начал (Т-образные колонны), проявления которых реализуются в 20 святилищах комплекса-храма (4 по 5, т.е. культ храма носил хтоническую «окраску» женской ипостаси). Возможно, по характеру росписи внутренних колонн святилища и их конфигурации можно идентифицировать, какому началу (ипостаси) оно (святилише) соответствует (так, колонна со львом (существом мужского пола), расширяющаяся к верху, согласно характерной конфигурации её навершия, может быть причислена к эмблемам фаллического культа).
Обратимся к «букве» Н, изображённой на колоннах в двух видах: один являет собой две равные, широкие вертикальные полосы (как бы проекция двух колонн), соединённые по середине более узкой горизонтальной полосой (колонной); в другом - горизонтальная полоса заменена эллипсовидным кольцом. При этом «буква», изображённая вертикально (типично), - квадратная, в то время как повёрнутая на 90 град. (без кольца) - прямоугольная, вытянутая по вертикали. В свете сакральной символики эти эмблемы (типично изображённые «буквы» Н) должны символизировать животворящее единение женского и мужского начал Двуединого божества (в первом случае - фаллос (колонна), во втором - женский половой орган (кольцо)). «Буква» Н, повёрнутая на 90 град. (внутри вертикальная полоса, по ширина равная боковым) может символизировать постоянную жизнепорождающую связь Неба и Земли (параллель к связи кроны дерева (неба) и его корней (земли и её недр) посредством ствола-фаллоса).
Знаменательно, что в процессе раскопок комплекса обнаружено несколько мужских и женских статуй (глаза, нос, рот, уши), некоторые из которых (датируются ХI тыс. до н.э.) были восстановлены.
Следует отметить, что и в натуфийском Иерихоне, помимо маленьких глиняных статуэток, изображавших богиню-мать, или фигурок животных, найдены остатки более крупной скульптуры, возможно, культовых статуй храма. Так, археологу Кэтлин Кэньон удалось обнаружить глиняную голову и верхнюю часть фигуры статуи почти в натуральную величину, но несколько схематизированную.
Вблизи храмового комплекса Гёбекли Тепе никаких остатков жилищ или захоронений не выявлено, но обнаружены кости птиц, газелей, обыкновенного оленя, кабанов, коз, овец и быков, что указывает на развитый институт жертвоприношений (обеим ипостасям Двуединого божества). Большинство перечисленных животных изображено на мегалитах, и если их рельефы связаны с жертвоприношениями, например, в ритуалах, гарантирующих успешную охоту (богиня-мать), то изображение на Т-образных колоннах людей вполне может означать существование в храме Гёбекли-Тепе и практики человеческих жертвоприношений, поскольку фрагменты человеческих костей найдены внутри святилищ. В 2007 г, рядом с мегалитами комплекса, в почве, заполняющей каменную нишу грота, также были откопаны человеческие кости. Найдены маленькие ниши, выдолбленные в скалах (не исключено жертвоприношение младенцев-первенцев).
По-видимому, тела жертв, приносимых богине Неба, и в Гёбекли-Тепе оставлялись под открытым небом (возможно, на полах святилищ) для поедания их плоти птицами (грифами). Среди найденных здесь изображений человека обнаружено также и изображение обезглавленного тела, окруженного терзающими его грифами (то же и в Чатал-Хуюке; ок. 7500 лет до н.э.). Даниель Stordeur, также обнаружившая символику подобного ритуала (рельефы грифов) при рас-копках участка, расположенного в 50 милях от Гёбекли Тепе, утверждает: «Вы можете действительно видеть, что это - та же самая культура. Все самые важные символы - те же самые».
Особенности конструкции храмового комплекса Гёбекли Тепе не позволяют выявить (в свете сакральной символики) какие-либо признаки явного предпочтения богини-матери в культово-мифологических воззрениях строителей Х-IХ тыс. лет до н.э. (одомашненное зерно сажали на территории Сирии примерно в ХI-Х тыс. до н.э.), если не считать прерогативой подательницы жизни и смерти (в качестве богини Неба) небосвод, символизируемый кругом или овалом. Характерно, что ещё кроманьонцы связывали овал с богиней. Так, концентрические овалы, вырезанные на бивне мамонта (Чехословакия), образуют символическое изображение женщины (Т.Придо. Кроманьонский человек. М. 1979. с93). Согласно косвенным признакам (следы ритуалов), в этом, одном из древнейших храмов, тем не менее, уже оказывалось определённое предпочтение культу Великой богини.
Единого мнения относительно назначения комплекса Гёбекли-Тепе, пока не сформировано. Сам Клаус Шмидт полагает, что открытый им храмовый комплекс был местом паломничества и молений, проведения различных празднеств и ритуалов (т.е. «универсальным»). Тот факт, что на территориях святилищ были обнаружены следы повседневной деятельности - обработки камня и приготовления пищи, свидетельствует о наличии в храме Гёбекли-Тепе постоянного обслуживающего персонала (помимо жрецов), поддерживающего каменные строения и прочее хозяйство в должном состоянии (к примеру, многочисленный обслуживающий персонал и всевозможные храмовые мастерские работали (но не жили) на территориях храмов Шумера и Аккада).
При сопоставлении вида мегалитических сооружений Гёбекли Тепе с устройством ряда более поздних храмов и общественных святилищ в различных регионах Ойкумены, выявляется достаточно широкий диапазон подобий, сходств и параллелей. Вполне возможно, что строения Гёбекли Тепе послужили прототипом для многих последующих конструкций древних культовых сооружений.
Отрывок из новой редакции книги "Земля Ханаанейская".
Ответить

Фотография Lion Lion 26.10 2011

Отрывок неплохой, но вот какое отношение к этому имеют турки... непонятно :huh:
Ответить

Фотография ZHAN ZHAN 26.10 2011

Отрывок неплохой, но вот какое отношение к этому имеют турки... непонятно :huh:

Они владельцы. Теперешние.Изображение


Ответить

Фотография Lion Lion 26.10 2011

Надеюсь - недолго :rolleyes: Нет, это понятно, вот только «Турецкий Стоунхендж» как-то слух режет...
Ответить