←  Раннее средневековье, или Темные Века

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Арабский халифат

Фотография Стефан Стефан 24.01 2021

ХАЛИФА́Т (араб. «хилафа» – преемство), 1) верховная власть в религиозно-политич. системе суннитского ислама, носитель которой, халиф, объединяет в своих руках полномочия, унаследованные от пророка Мухаммеда, – духовные (имамат) и мирские (эмират). 2) Принятое в науч. лит-ре обозначение гос-ва, созданного в сер. 7 в. общиной Мухаммеда (умма) и превратившегося в результате араб. завоеваний в огромную империю (со столицами, последовательно, в Медине, Куфе, Дамаске, Багдаде, Самарре). На пике могущества (сер. 8 в.) Х. включал, помимо Аравии, Сиро-Месопотамский регион, Иран и Центр. Азию вплоть до долины Инда, а также Сев. Африку и б. ч. Пиренейского п-ова. В истории Х. выделяются три осн. периода: «праведных халифов» («рашидун»; 632–661), к которым сунниты причисляют сподвижников Пророка: Абу Бекра, Омара ибн аль-Хаттаба, Османа ибн аль-Аффана и Али ибн Аби Талиба (шииты не признают первых трёх); Омейядов (661–750); Аббасидов (750–1258). Социально-экономич. ситуация в раннем Х. (2-я пол. 7 – 1-я пол. 9 вв.) характеризовалась сочетанием крупного землевладения (казённого, военно-ленного и частного) и мелкого землепользования (испольщина, кабальная зависимость, рабские формы труда) при сохранении патриархально-родового строя на племенной периферии (пустынные и горные районы).

 

К 10 в. в рамках Х. сложилась яркая и многообразная культура, гл. инструментом которой служил араб. язык. Во 2-й пол. 9 – 1-й пол. 10 вв. разрыв в уровне хозяйств. развития разл. областей, слабость товарно-денежного обмена между ними, череда крупномасштабных восстаний, сосредоточение земельной собственности в руках служилой и местной знати и противоборство между разными её группировками обусловили дезинтеграцию единого Х. и появление Каирского и Кордовского халифатов Фатимидов (исмаилитский в Магрибе и Египте, 909–1171) и Омейядов (суннитский в Испании, 929–1031). В то же время Багдадский халифат Аббасидов после завоевания Двуречья Буидами (945) и Сельджукидами (1055) лишился мирского могущества, оставшись олицетворением верховного религ. авторитета для мусульман-суннитов Азии. Ненадолго возродившись с распадом Сельджукидского султаната (1118–32), Аббасидский халифат в Месопотамии присоединил Хузестан (Хузистан). При халифе ан-Насире (1180–1225) Х. бросил вызов притязаниям Хорезмшахов на гегемонию в вост. половине мусульм. мира, но прекратил своё существование под ударами монголов (1258) и переместился в Каир (1261) под покровительство егип. правителя Бейбарса.

 

Кораев Т.К. Халифат // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/4728446

Ответить

Фотография Стефан Стефан 25.01 2021

АРА́БСКИЕ ЗАВОЕВА́НИЯ, воен. походы племён Аравийского п-ова, развёрнутые в 7–9 вв. под руководством мусульм. общины. А. з. привели к установлению араб. господства на Ближнем и Среднем Востоке, в Сев. Африке и Юго-Зап. Европе. Предпосылками А. з. явились перенаселение Аравии, разложение родо-плем. строя у её населения и создание исламского гос-ва.

 

Набеги мусульман Аравии на соседние земли отмечались ещё при Мухаммеде, но систематич. А. з. начались в 630–650-х гг. В 633 араб. плем. ополчения вторглись в Сирию, Палестину и Юж. Ирак. В Сирии, овладев Дамаском (сент. 635), арабы отступили к р. Иордан перед крупным визант. корпусом. Решающая битва на притоке Иордана р. Ярмук (20.8.636) принесла победу арабам, которые вновь заняли Дамаск и Иерусалим (638). В Ираке араб. отряды нанесли армии Сасанидов поражение в битве при Кадисии (31.5–1.6.637) и вскоре вступили в сасанидскую столицу, г. Ктесифон, а в 642 решили судьбу Ирана в сражении с шахским войском при Нехавенде. Крах Сасанидского гос-ва облегчил А. з. Ирана. В 651 земли Сасанидов вплоть до р. Амударья вошли в состав Халифата. Параллельно развёртывалась экспансия в Закавказье, где правители Армении признали зависимость от арабов в 652, а Вост. Грузии – в 654. Ещё в ходе завоевания Сирии араб. завоеватели выдвинулись в Египет и в 640 взяли Фараму (Пелусий), а в 641 вынудили к сдаче визант. гарнизон Вавилона (около совр. Каира). В 642 визант. власти сдали им по договору Александрию. Оттуда по юж. берегу Средиземного м. араб. отряды совершали рейды в Барку и Триполитанию.

 

Несмотря на то что арабы уступали своим противникам в вооружении и боевой технике, А. з. существенно облегчались воен. и политич. ослаблением Византии и гос-ва Сасанидов после длительных войн между ними (602–629). Население же Сирии, Ирака и Сев. Африки, недовольное религ. и налоговой политикой визант. и сасанидских властей, не оказывало арабам сопротивления и шло на соглашение с ними. Поэтому арабам удавалось овладевать укреплёнными городами, которые они были не в силах взять штурмом.

 

В сер. 7 в. А. з. приостановились в связи с обострением религ.-политич. борьбы в Халифате и воцарением династии Омейядов. Вторая фаза А. з. (кон. 7 в. – 30-е гг. 8 в.) разворачивалась преим. в Сев. Африке. Здесь к нач. 8 в. завоеватели подчинили себе прибрежную полосу, вступая в союзы с местными берберскими племенами. В 711 арабо-берберские отряды высадились на Пиренейском п-ове. Разгромив вестготов, они заняли города Кордова, Толедо и Малага. К 718 Пиренейский п-ов (кроме областей Астурия, Галисия и Баскония) оказался в руках арабов. Продвижение завоевателей на север в Галлии было остановлено франками в битве при Пуатье (4.10.732). На Востоке арабы в 711–713 завоевали Синд и взяли г. Мултан. При Аббасидах (со 2-й пол. 8 в.) крупные А. з. прекратились, однако наступат. войны против Византии велись арабами в Передней Азии до 10 в.

 

А. з. оставили глубокий след в этнич. истории мн. стран и народов. Главным их результатом была арабизация населения завоёванных территорий (персов, тюрок, арамеев, финикийцев, египтян, берберов и др.), у которых постепенно получали распространение араб. яз., исламское вероучение и разл. элементы материальной и духовной культуры арабов. В то же время сами арабы освоили хозяйственные, военные, культурные достижения покорённых народов, что способствовало складыванию арабо-мусульманской культуры, внёсшей значит. вклад в развитие мировой цивилизации. После распада Халифата на б. ч. завоёванных территорий возникли самостоят. араб. государства.

 

1a70366a4aab.jpg

 

Лит.: Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. 2-е изд. М., 1966; Большаков О. Г. История Халифата. М., 2000. Т. 2: Эпоха великих завоеваний; Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750–1517 гг.). 2-е изд. М., 2001; Hitti Ph. K. History of the Arabs: from earliest times to present. 10th ed. N. Y., 2002; Hourani A. A history of the Arab peoples. Camb. (Mass.), 2002.

 

Орлов В.В. Арабские завоевания // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/1825611

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 26.01 2021

Арабы времён халифата не пытались захватить Африканский Рог? Почему? :think:

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 26.01 2021

Большаков, "История Халифата" (описание до конца эпохи Омейядов, 750 год):

 

https://azbyka.ru/ot...aravii-570-633/

 

https://azbyka.ru/ot...evanij-633-656/

 

https://azbyka.ru/ot...ojnami-656-696/

 

https://azbyka.ru/ot...lifata-695-750/

 

Фильштинский, "Халифат под властью Омейядов. 661 - 750 годы":

 

http://mirknig.su/kn...661-750-gg.html

 

Фильштинский, "История арабов и Халифата. 750 - 1517 годы":

 

http://mirknig.su/kn...50-1517-gg.html

 

Велльхаузен, "Арабский Халифат. Золотой век Ислама":

 

http://mirknig.su/kn...vek-islama.html

 

фон Гоюнебаум, "Классический Ислам. Очерк истории, 600 - 1256 годы":

 

http://mirknig.su/kn...ii-6001258.html

 

Бартольд, "Работы по истории Ислама и Арабского халифата":

 

http://mirknig.su/kn...o-halifata.html

 

Попов, "Полная история Ислама и арабских завоеваний":

 

http://mirknig.su/kn...zavoevaniy.html

 

Беляев, "Арабы, Ислам и Арабский халифат в Раннее Средневековье":

 

http://mirknig.su/kn...ednevekove.html

 

Колесников, "Завоевание Ирана арабами":

 

http://mirknig.su/kn...na-arabami.html

 

Васильев, "Византия и арабы" (сильная работа классика):

 

http://www.vostlit.i...jev_1/index.htm

 

Тер-Гевондян, "Армения и Арабский халифат":

 

http://mirknig.su/kn...iy-halifat.html

Ответить

Фотография Стефан Стефан 26.01 2021

Мюллер А. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов в XVI веке.

Пер. с нем. М.: Центрполиграф, 2018. – 703 с.

 

В классическом фундаментальном труде немецкого ученого Августа Мюллера, посвященном истории ислама, проанализированы доисламская история арабов и история арабов от пророка Мухаммеда до падения арабской династии Аббасидов. По богатству материала и широте охвата стран и событий, а также благодаря титаническим усилиям автора по обработке арабских письменных источников «История ислама» и сегодня остается одним из важнейших исследований. Многие термины, понятия и названия в тексте оставлены именно так, как их написал автор. Для вдумчивого читателя не составит большого труда соотнести авторскую интерпретацию слов с их современным написанием.

 

Академик барон В.Р. Розен сказал об этой книге: «…я не знаю ни одного другого сочинения, которое давало бы столь ясный, связный и осмысленный общий обзор преимущественно внешней истории мусульманского мира, не говоря уже о том, что и во многих частных вопросах оно дает веские и ценные указания и разъяснения, свидетельствующие как о добросовестности, с которой автор всюду проверял своих предшественников по доступным ему источникам, так и о самостоятельности его взглядов».

 

Данное издание включает 1-й и 2-й тома «Истории ислама».

 

Содержание:

ТОМ 1

Книга первая

АРАБЫ И ИСЛАМ

Глава 1. ДО МУХАММЕДА

Племенные распри арабов. Зачатки образования государства. Оденат и Зенобия. Династии царей Хиры и Хассанидов. Хассаниды. Лахмиды в Хире. Лахмиды и киндиты. Имрууль Кайс и Лахмиды. Измаилиты и иоктаниды. Сабеи и минеи. Химьяры и переселения южных арабов. Владычество иноземцев в Южной Аравии. Хиджаз. Мекка и ее святыня. Курейшиты. Предки пророка. Иасриб. Арабы как нация. Поэзия арабов до Мухаммеда.

Глава 2. МУХАММЕД-ПРОРОК

Рождение и детство Мухаммеда. Мухаммед в доме Хадиджи. Семейная жизнь Мухаммеда. Положение религии в Аравии. Призвание Мухаммеда как пророка. Первые откровения. Был ли Мухаммед пророком? Характер его пророческой деятельности. Верующие и враги. Коран. Проповедь в Мекке и ее противники. Выселение и неудачная попытка примирения. Новые преследования; второе выселение. Обращение Хамзы и Омара; учение о предопределении. Рассказы из Ветхого Завета; новые столкновения. Гонения против родственников Мухаммеда; компромисс. Смерть Хадиджи; новая женитьба. Смерть Абу Талиба. Неудачная проповедь в Таифе. Бегство из Таифа и возвращение в Мекку.

Глава 3. ХИДЖРА. МУХАММЕД В МЕДИНЕ

Обращение нескольких жителей Иасриба. Дальнейшие успехи прозелитизма в Иасрибе. Чудесное путешествие Мухаммеда; приготовления к бегству. Официальная присяга жителей Иасриба. Бегство Мухаммеда в Иасриб (Хиджра). Мухаммед в Иасрибе; личность пророка. Свадьба с Айшей; сближение с иудеями. Договор с арабами и иудеями Иасриба. Возрастающее влияние Мухаммеда, дальнейшая организация общины. Состав новой общины. Противники Мухаммеда в Иасрибе. Пререкания с иудеями, национализирование ислама. Позднейшие части Корана. Война против мекканцев. Внезапное нападение при Нахле. «Священная война». Сражение при Бедре. Победа Мухаммеда над мекканцами. Раздел добычи; последствия победы. Казнь противников вероучения. Гонения на иудеев. Капитуляция иудеев племени кейнока. Нечаянное нападение Абу Суфьяна. Новые убийства. Поход мекканцев против Медины. Битва при горе Оход. Поражение Мухаммеда. Последствия битвы; столкновения с бедуинами. Осада и капитуляция евреев племени надир. Запрещение вина; коалиция внешних неприятелей. Набеги Мухаммеда; приключение Аиши. Приближение войска союзников; война из-за окопов. Снятие осады Медины; истребление в ней последних иудеев.

Глава 4. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРОРОКА И ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА ЕГО РЕЛИГИИ. СИСТЕМА ВЕРОУЧЕНИЯ ИСЛАМА

Небольшие набеги; паломничество в Мекку. Переговоры перед Меккой; договор при Худейбии. Последствия договора; поход против Хейбара. Завоевание Хейбара; мирное паломничество в Мекку. Первые попытки расширения влияния ислама за границы Аравии. Поражение при Муте, поход против Мекки. Капитуляция Мекки. Мухаммед в Мекке; война с племенем хавазин. Битва при Хунейне; неудачная осада Таифа. Раздел добычи; неудовольствия, возникшие между мединцами и вновь обращенными. Подчинение многочисленных арабских племен. Дальнейшие обращения; поход в отмщение за Муту. Поход на север. Смерть Ибн Убайи. Меры против неверных; прощальное паломничество. Новые приготовления против византийцев. Кончина Мухаммеда. Его характер. Возмущения в Южной и Центральной Аравии. Медине угрожают бедуины. Усмирение восстания; битва при Бузахе. Жестокая расправа Халида с пленными темимитами. Сад смерти; покорение востока полуострова. Конец возмущения на юге. Система вероучения ислама: понятие о Боге. Система вероучения ислама: предопределение; свойства Бога. Система вероучения ислама: пророчество, Коран, предания. Система вероучения ислама: загробная жизнь. Система вероучения ислама: религиозные обязанности. Система вероучения ислама: молитва и богослужение. Система вероучения ислама: посты, паломничество. Система вероучения ислама: паломничество в Мекку. Система вероучения ислама: подать в пользу бедных, священная война. Система вероучения ислама: различные законы. Заключение.

Книга вторая

ПРАВОВЕРНЫЕ ХАЛИФЫ

Глава 1. ХАЛИФАТ

Трудности установления престолонаследия. Спор между беглецами и ансарами. Халиф Абу Бекр; введение выборного начала. Духовная и мирская власть халифа. Правоверные халифы: Абу Бекр и Омар.

Глава 2. ВЕЛИКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

Завоевательная политика халифов. Омар. Обзор первых завоеваний. Причины побед ислама. Положение Персии и востока Римской империи; арабский способ ведения войн. Мусанна и Халид против персов. Цепной бой. Битвы Халида на равнине Евфрата. Занятие Хиры. Халид откомандирован в Сирию. Отступление Мусанны; битва у моста. Сражение при Бувейбе; основание Басры. Смерть Мусанны, Саад и Рустем при Кадесии. Битва при Кадесии. Поражение персов; завоевание Ктезифона. Новое сопротивление персов: Джалула; Хурмузан. Основание Куфы; битва при Нихавенде. Завоевание персидских провинций; смерть Йездегерда. Выступление мусульманского войска в Сирию. Немногочисленность сирийского войска; поход Халида через пустыню. Завоевание Палестины; первая капитуляция Дамаска. Приготовления Ираклия к войне; битва при Гиеромаксе. Второе занятие Дамаска: кончина Халида. Въезд Омара в Иерусалим. Чума в Эммаусе. Армения, Грузия, Кипр, Малая Азия. Амр в Египте; занятие Вавилона. Переговоры о Египте; заключение мира. Барка и Триполис; неудачная попытка к восстанию Александрии.

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА И МЕЖДОУСОБНАЯ ВОЙНА

Законы о податях и другие предписания Омара для иноверцев. Устройство войска и управление. Наместник и судия. Особые меры. Позднейшие изменения в организации Омара. Отношение арабов к побежденным. Общие последствия мусульманских завоеваний. Смерть Омара. Характер Омара. Осман-халиф. Обострение внутренних несогласий. Население городов Куфы и Басры. Начало неудовольствия. Издание Корана Османом. Подкопы под халифа. Угрожающее поведение мединцев; приближение мятежников. Переговоры между Османом и бунтовщиками. Халиф, осажденный в своем собственном доме. Смерть Османа; Али принимает халифат. Муавия отказывается присягнуть халифу. Выступление Аиши, Тальхи и Зубейра в Басру. Али под Басрой; переговоры о мире. Нарушение перемирия; верблюжья битва; смерть Тальхи и Зубейра. Поход Али против Муавии. Битва при Сиффине. Победа Али, уничтоженная коварством Амра. Али соглашается на выбор третейского суда. Раскол в войске Али: хариджиты и шииты. Безрезультатность третейского суда. Борьба Али с хариджитами. Потеря Египта. Умерщвление Али. Его личность. Положения, принимаемые молящимися мусульманами (К разделу «Система вероучения ислама». Книга первая, глава 4).

ТОМ 2

Книга третья

ОМЕЙЯДЫ

Глава 1. МУАВИЯ

Отречение Хасана. Муавия-халиф. Муавия и Зияд. Деятельность Зияда по управлению на востоке. Борьба правительства с хариджитами. Муавия и положение дел на западе. Развитие племенного партикуляризма. Управление. Война с византийцами. Опустошение Малой Азии; осада Константинополя. Походы Укбы в Северную Африку. Завоевания тюркских земель на востоке. Признание Язида наследником; вынужденная присяга.

Глава 2. ВТОРАЯ МЕЖДОУСОБНАЯ ВОЙНА

Восшествие Язида на престол; Хусейн и Ибн аз-Зубейр. Шииты в Куфе; поход Хусейна. Гибель Хусейна при Кербеле. Последствия смерти Хусейна. Восстание мединцев. Битва при Харре; разорение Медины. Осада Мекки. Смерть Язида. Муавия II. Убейдулла в Сирии; Мерван I, халиф. Умерщвление Мервана; его преемник Абд аль-Мелик. Византийцы; междоусобная война на востоке; хариджиты. Мухаллаб выступает против хариджитов; Мухтар в Куфе. Царство террора в Куфе; битва при Хазире. Кончина Мухтара; восстание Ашдака. Абд аль-Мелик выступает против Ирака; битва при монастыре Католикоса. Мекка, осажденная Хаджжаджем; смерть Ибн Зубейра. Хаджжадж в Куфе; Мухаллаб побеждает окончательно хариджитов. Восстание Абдуррахмана ибн Мухаммеда.

Глава 3. ПРОЦВЕТАНИЕ ДИНАСТИИ И ВТОРОЙ ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЙ

Управление Хаджжаджа; реформы Абд аль-Мелика. Арабские монеты. Сыновья Абд аль-Мелика, Валид. Удовлетворение религиозных интересов, постройки мечетей. Архитектура; арабески; усовершенствование начертания арабских письмен. Зачатки исламских наук. Древнейшие течения в теологии. Поэзия и придворная жизнь. Новые завоевательные войны. Новые завоевания на востоке. Мусульмане в Индии. Нарушение мира с императором Юстинианом II. Походы в Малую Азию и Армению. Лев Исаврийский спасает Константинополь. Дальнейшие войны в Малой Азии, на Кавказе и Африке. Разрушение Карфагена; гибель пророчицы берберов. Покорение Западной Африки. Граф Юлиан Цеутский. Положение дел в царстве готов. Тарик переплывает в Испанию. Битва при Вехер (Херес)-де-ла-Фронтера. Муса заканчивает покорение Испании. Отречение Мусы; вторжения сарацинов во Францию. Битва при Туре и Пуатье. Астурийское королевство.

Глава 4. ТРЕТЬЯ МЕЖДОУСОБНАЯ ВОЙНА И ПАДЕНИЕ ДИНАСТИИ

Ссоры между кайситами и кельбитами. Нарушение равновесия между группами племен. Непригодность последних Омейядов. Непригодность мер, проводимых реформами Омара II. Хариджиты и Алиды подымают снова голову. Единение Аббасидов с Алидами: общая их пропаганда. Управление Хишама. Хариджиты среди берберов. Восстание берберов; уничижение арабов. Новые междоусобные войны на западе и востоке. Последние Омейяды; Мерван II. Аббасиды и Алиды, падение Омейядов.

Книга четвертая

ХАЛИФЫ БАГДАДА

Глава 1. БОГОМ БЛАГОСЛОВЕННАЯ ДИНАСТИЯ

Устранение Алидов Аббасидами. Усмирение многократных восстаний. Характер династии Аббасидов.

Глава 2. МАНСУР И БАРМЕКИДЫ

Положение и значение Бармекидов. Почтовое ведомство; финансовое управление; улучшение земледелия. Войско. Умственный обмен между арабами и персами. Развитие наук. Основание Багдада. Торговля и промышленность. Миролюбие во внешней политике. Халиф и визирь. Мансур и Махди. Хади и Харун ар-Рашид. Падение Бармекидов. Харун-самодержец; начало упадка.

Глава 3. АРАБЫ И ПЕРСЫ

Войны на севере и востоке. Африка, Сицилия, Испания. Войны с Византией. Самостоятельная Африка под управлением Аглабидов. Внутренние затруднения: кайситы, хариджиты, Алиды. Идрисиды. Настроение восточных провинций. Брожения пантеистических и коммунистических сектантов. Зендики. Возмущение Рафи; кончина Харуна. Амин и Мамун. Война братьев. Гибель Амина; Мамун-халиф. Сопротивление арабов; Мамун переменяет свою политику. Правление Мамуна. Восстания: в Египте, на о. Крит. Византийцы; Бабек. Мамун – покровитель наук. Врачи, естествоиспытатели и философы. Астрономы, астрологи, математики. Свободомыслящие придворные теологи. Начало отделения двух народностей.

Книга пятая

АББАСИДЫ И ФАТИМИДЫ

Глава 1. ХАЛИФЫ И ПРЕТОРИАНЦЫ

Мутасим создает турецко-берберийское наемное войско. Превосходство сил турецкой гвардии. Мутеваккиль пробует опереться на правоверие. Реакция против свободомыслия. Дворцовые революции. Глубочайшее унижение халифата. Временное возрождение Аббасидов. Новый упадок. Эмир аль-умара. Интриги и насильственные возведения на трон. Халифат перестает быть всесветной силой. Войны византийцев во время управления Мутасима и его преемников. Положение дел в провинциях. Бабек. Восстание Алидов и хариджитов. Обзор причин распадения халифатства.

Глава 2. НАМЕСТНИКИ И ЭМИР АЛЬ-УМАРА

Аглабиды в Африке. Положение и власть их. Аглабиды в Африке: укрепление их власти. Аглабиды в Африке: падение и конец династии. Аглабиды в Африке: завоевание Сицилии. Аглабиды: Рацциа в Италии. Тулуниды. Тулуниды в Египте и Сирии. Хамданиды в Месопотамии. Хамданиды и дейлемиты в борьбе с эмиром халифа. Халиф становится игрушкой Хамданидов и турок. Багдадские султаны из Буидов; Хамданиды Мосула. Сейф ад-Даула, эмир Халеба. Судьбы Хамданидов Халеба. Умственное движение, заслуга Сейф ад-Даулы.

Глава 3. АЛИДЫ, ИЗМАИЛИТЫ, КАРМАТЫ

Восстания Алидов. Война рабов зинджей. Усложнение восстания рабов войной с Саффаром. Возвращение Саффаридов; истребление зинджей. Восстание Алидов в Бахрейне. Секта измаилитов. Дюжинники и измаилиты. Пропаганда и дух измаилитизма. Абдулла ибн Меймун, кармат. Карматы и измаилиты. Убейдулла Фатимид. Карматы Бахрейна. Халифат Фатимидов в Африке. Сирийские карматы. Конец карматизма в Сирии. Апогей могущества союза карматов.

Глава 4. ФАТИМИДЫ И ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ УПАДОК ДИНАСТИИ АББАСИДОВ

Политика Фатимидов в Африке. Укрепление Фатимидской династии. Западная Африка, Египет, Сицилия, Южная Италия. Новый поход в Египет. Столкновения с Испанией. Смерть Убейдуллы. Восстание берберов. Подавление восстания. Самостоятельность Сицилии. Египет и Сирия, завоеванные Фатимидами; основание Каира. Вражда между Фатимидами и карматами. Переселение Фатимидов в Египет. Борьба из-за Сирии. Упадок карматов. Фатимиды и сельджуки в Сирии. Развитие фатимидско-измаилитской политики. Хаким. Личность Хакима. Его попытки измаилитизировать Египет. Происхождение секты друзов. Смерть Хакима. Падение владычества Фатимидов. Аббасиды и сельджуки. Временный триумф и дальнейший упадок Фатимидов. Конец Фатимидов. Завоевание Багдада монголами. Последние Аббасиды.

 

http://rutracker.org...c.php?t=5991003

Ответить

Фотография Стефан Стефан 02.02 2021

АБУ́ БЕКР (Абу Бакр) Абдаллах ибн Осман (ок. 572, Мекка – 23.8.634 Медина), первый халиф (преемник пророка Мухаммеда) с июня 632. Состоятельный купец из Мекки, близкий друг и один из самых ранних последователей Мухаммеда, отец его третьей жены Айши. За преданность Мухаммеду и исламскому вероучению А. Б. получил почётное прозвище ас-Сиддик (араб. «правдивейший»). Оказывал постоянную финансовую поддержку мусульм. общине в Мекке, сопровождал Мухаммеда во время хиджры (622). На посту халифа А. Б. вёл успешную борьбу за объединение Аравии, подавил сепаратистские движения племён, положил начало исламизации как гос. политике. В его правление началось завоевание Сирии и Ирака.

 

Орлов В.В. Абу Бекр // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ory/text/661777

Ответить

Фотография Стефан Стефан 02.02 2021

ОМА́Р ИБН АЛЬ-ХАТТА́Б, Омар (Умар) I аль-Фарук [Омар (Умар) I Справедливый; полное имя Омар (Умар) ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абдулузза ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб] (между 585 и 591, Мекка – 3 или 4.11.644, Медина), второй («праведный») халиф (634–644). До обращения в ислам (ок. 616) торговец тканями из второстепенного рода племени курайшитов, ярый противник первых мусульман. Ок. 622 в Медине сблизился с пророком Мухаммедом, за которого выдал дочь. Принимал участие по всех его воен. походах. После кончины пророка поддерживал др. его тестя – первого халифа Абу Бекра, со смертью которого (по завещанию) принял присягу у общины. При О. ибн аль-Х. араб. войска завоевали значит. территории в Азии и Африке (см. Арабские завоевания), были заложены основы гос. организации арабов в завоёванных странах, созданы система гос. эксплуатации покорённых народов и распределения доходов между завоевателями, институт воен. и гражд. наместников, судебная система и сеть воен. лагерей, из которых выросли города Куфа, Басра, Фустат. В апр. 637 введено летосчисление по хиджре. О. ибн аль-Х. пользовался непререкаемым авторитетом среди своих приближённых, при нём не было зафиксировано ни одного случая неповиновения наместников. С именем О. ибн аль-Х. связано закрепление в исламской ритуально-правовой практике таких предписаний, как ежегодное паломничество в Мекку (при жизни его возглавлял сам О. ибн аль-Х.), побиение камнями за прелюбодеяние, наказание кнутом, фиксация размеров дийи (денежной компенсации родственникам за убитого). Смертельно раненный в мечети рабом-персом, О. ибн аль-Х. назначил для избрания нового халифа шуру (совет) из 6 старейших сподвижников Мухаммеда. Суннитская традиция представляет О. ибн аль-Х. аскетом, властителем, справедливым к единоверцам и беспощадным к врагам, шиитская, напротив, – узурпатором.

 

 

Лит.: Sachau E. Über den zweiten Chalifen Omar. Ein Charakterbild // Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Klasse für Sprachen, Literatur und Kunst. 1902. № 15; Lammens H. Le «triumvirat» Abou Bakr, ’Omar et Abou ’Obaida // Mélanges de la Faculté Orientale. Beyrouth, 1910. Vol. 4; Lazarus-Yafeh H. Some religious aspects of Islam. Leiden, 1981.

 

Кораев Т.К. Омар ибн аль-Хаттаб // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2688635

Ответить

Фотография Стефан Стефан 03.02 2021

ОСМА́Н ИБН АЛЬ-АФФА́Н (Усман ибн Аффан) (579, по др. данным, 574, Мекка – 17.6.656, Медина), третий «выборный» халиф (644–656). До обращения в ислам состоятельный купец из рода Омейядов племени курайшитов. Будучи племянником правителя Мекки Аби Суфьяна ибн Харба, непримиримого врага Мухаммеда, тем не менее одним из первых поддержал проповедь Пророка, женился на его дочери Рукайе, а после её смерти получил в жёны другую его дочь – Умм Кульсум. Избран халифом после кончины Омара ибн аль-Хаттаба. При О. и. аль-А. мусульмане завоевали Армению, Картли, часть Малой Азии, Триполитанию, Кипр, завершили покорение Вост. Ирана. В годы правления О. и. аль-А. начался процесс интенсивного социального расслоения в Халифате, связанный с обогащением в результате завоеват. походов высших слоёв араб. племён. По распоряжению О. и. аль-А. во избежание раскола в среде последователей Пророка была составлена канонич. редакция Корана, а списки, хранившиеся у быв. соратников Мухаммеда, уничтожены. В целях укрепления своих позиций и усиления контроля над покорёнными областями назначал наместниками представителей рода Омейядов (при О. и. аль-А., в частности, возвысился Муавия ибн Аби Суфьян), что вызвало острое недовольство со стороны представителей др. родов. В 656 противоречия между халифом и его противниками резко обострились. В Медину для переговоров с халифом прибыли большие группы недовольных из Египта, Куфы, Басры. О. и. аль-А. пообещал выполнить их требования, но одновременно направил в Египет гонца с письмом, в котором приказал жестоко покарать бунтовщиков по их возвращении домой. Гонец был перехвачен мятежниками, после чего они ворвались в резиденцию О. и. аль-А. и расправились с ним. Новым халифом был провозглашён Али ибн Аби Талиб, который, однако, не был признан частью араб. племенной верхушки, что положило начало многолетней гражд. войне в Халифате и в итоге привело к расколу мусульман на шиитов, суннитов и хариджитов. О. и. аль-А. почитается суннитами как праведный халиф.

 

 

Лит.: Hinds M. The Murder of the Caliph ‘Uthmān // Journal of Middle East Studies. 1972. № 3; Khoury R. G. ‘Abd Allāh ibn Lahī‘a, juge et grand maître de l’Ecole égyptienne. Wiesbaden, 1986; Geschichte der arabischen Welt. 4. Aufl. Münch., 2001; Motzki H. The Collection of the Qur’ān // Der Islam. 2001. Bd 78. № 1.

 

Кораев Т.К. Осман ибн аль-Аффан // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2680488

Ответить

Фотография Стефан Стефан 03.02 2021

АЛИ́ ИБН АБИ́ ТА́ЛИБ (?–21.1.661, Куфа), двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда, четвёртый «праведный халиф», с которым связано возникновение шиизма. Одним из первых уверовал в пророч. миссию Мухаммеда, входил в число его ближайших сподвижников (асхаб). После смерти пророка (632) часть мусульм. общины увидела в A. и. А. Т. его законного преемника (халиф), духовного и политич. лидера мусульман (имам). После восстания 656 и убийства халифа Османа 17.6.656 A. и. А. Т. провозгласили халифом, что положило начало многолетней гражд. войне в Араб. халифате. Осн. его противником был наместник Сирии Муавия. A. и. А. Т. разбил противников в битвах при Басре (дек. 656) и при Сиффине (июль 657), но не воспользовался победами. После этого от сторонников A. и. А. Т. откололась религ.-политич. группировка хариджитов. 19.1.661 хариджит Ибн Мулджам смертельно ранил A. и. А. Т. (по преданию, похоронен под Куфой, где впоследствии возникла шиитская святыня – г. Неджеф). A. и. А. Т. приписывается большое количество изречений и писем, составивших сб. «Путь красноречия» («Нахдж аль-балага», 11 в.), один из самых авторитетных источников шиитского вероучения. A. и. А. Т. почитается всеми мусульманами, кроме хариджитов. Для суннитов это «праведный халиф», сподвижник пророка, образец набожности, благородства и самоотверженности. Шииты видят в нём ключевую фигуру «дома Пророка», первого из 12 имамов, которые через происхождение от брака A. и. А. Т. с дочерью Мухаммеда Фатимой приобрели Божественную благодать (барака) и эзотерические знания (батин), а с ними – исключит. право на руководство мусульм. миром. Особый статус A. и. А. Т. обосновывается аятами Корана, общемусульм. преданием (хадис, хабар) и ссылками на хадисы, не признаваемые суннитами. У «крайних шиитов» известны случаи обожествления Aли ибн Аби Талиба.

 

 

Лит.: Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV вв. Л., 1966; Большаков О. Г. История Халифата. М., 1998. Т. 3.

 

Алексеев И.Л. Али ибн Аби Талиб // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/rel...es/text/1813086

Ответить

Фотография Стефан Стефан 03.02 2021

ОМЕЙЯ́ДЫ, династия правителей араб. Халифата в 661–750, Кордовского эмирата в 756–929 и Кордовского халифата в 929–1031. Происходила из мекканского курейшитского рода Омейя (Умайя). Пришла к власти в результате победы Муавии ибн Аби Суфьяна (Муавия I), наместника Халифата в Сирии, над халифом Али ибн Аби Талибом. Сир. земли со столицей в Дамаске были гл. опорой О. (отсюда Дамасский халифат – встречающееся в историографии название их державы).

 

После воцарения омейядские халифы продолжили завоеват. политику своих предшественников. Они покорили Сев. Африку, б. ч. Пиренейского п-ова, запад Центр. Азии, Синд, Табаристан и Горган (см. Арабские завоевания), вели длительную, но безуспешную войну против Византии, неоднократно осаждали Константинополь (668–669, 674–677 и др.). Для управления своей державой, имевшей пёстрый этнич. состав и объединявшей области с разным уровнем экономич. развития, О. учредили наместничества (первоначально 9, затем 5), воен., адм. и судебные прерогативы в которых принадлежали эмирам; в некоторых случаях сбором налогов ведали особые чиновники (сахиб аль-харадж), а судопроизводством – кади. Верховным собственником всех земель в омейядском Халифате считалось государство, в его непосредственном управлении находились быв. владения сасанидских шаханшахов и визант. императоров, иран. и греч. знати, погибшей или бежавшей от завоевателей, а также выморочные и конфискованные владения. Гос. земельный фонд служил источником пожалований араб. племенной и отчасти служилой верхушке – осн. социальной опоре династии. Землевладельцы облагались поземельным налогом: мусульмане – ушром, немусульмане – более обременительным хараджем. С целью усиления позиций центр. власти и более строгого контроля над областями уже при Муавии I был учреждён диван аль-хатам (канцелярия), восстановлен диван аль-барид (почтовая служба), прекративший функционировать во время первых завоеваний, а также создано гл. казнохранилище. В 669 Муавия I объявил своего сына Язида I (680–683) преемником, утвердив тем самым наследств. принцип передачи халифских полномочий при сохранении формальной выборности этого сана. Со смертью Муавии I претензии на власть в Халифате заявили Алиды (наследники Али ибн Аби Талиба); вспыхнуло восстание в Медине (подавлено 26.8.680) и Мекке. В результате скоропостижной кончины Язида I старшая ветвь О. (Суфьяниды) пресеклась, власть перешла к представителю младшей ветви династии Марвану (Мервану) ибн аль-Хакаму (684–685), что послужило прологом к затяжному кризису мусульм. державы. Против сына Марвана ибн аль-Хакама, Абд аль-Малика, выступили шииты, удерживавшие Куфу и Басру (685–687), хариджиты, развернувшие в 693–696 партизанскую войну в Фарсе и Нижнем Двуречье, а также «антихалиф» Абдаллах ибн аз-Зубайр, длительное время властвовавший над Меккой. В ожесточённом противоборстве, последним эпизодом которого стал воен. мятеж Ибн аль-Ашаса в 700–702, Абд аль-Малик не только одержал верх, но и обеспечил наследование халифского сана представителями своего рода. При нём и при его преемнике аль-Валиде (705–715) араб. яз. утвердился в качестве гос. языка Халифата, вытеснив греч. и ср.-перс. языки, была создана единая денежная система, базировавшаяся на золотом динаре и серебряном дирхаме, прежние монеты выведены из обращения.

 

В этот период вместо фиксированных податей и дани, предусмотренных условиями договоров с покорёнными народами и городами, О. ввели систему налогообложения по платёжеспособности и ряд новых сборов. Усиление налогового гнёта (замена ушра хараджем) привело к ликвидации прежнего слоя землевладельцев и концентрации земельной собственности в руках мусульманской, преим. арабской, элиты. В то же время следствием сокращения числа налогоплательщиков стало резкое оскудение казны. В целях её пополнения наместник вост. областей Халифата аль-Хаджадж (694–714) с 700 прекратил освобождать новообращённых от джизии и закрепил постоянный статус хараджных земель. Халиф Омар ибн Абд аль-Азиз отменил эту систему налогообложения, однако она была восстановлена его преемниками Язидом II (720–724), Хишамом (724–743) и аль-Валидом II (743–744).

 

Политика О. провоцировала постоянные вспышки недовольства населения Халифата, зачастую под лозунгами оппозиц. течений ислама (хариджитское восстание берберов 740–742, шиитские бунты и др.). В 747–750 в результате восстания под рук. Абу Муслима О. были свергнуты, на престол в Халифате взошли Аббасиды. Один из немногих уцелевших представителей дома О., Абд ар-Рахман ибн Муавия (см. Абд ар-Рахман I), бежал в араб. владения на Пиренейском п-ове (см. Андалус), где основал местную ветвь Омейядов.

 

 

Лит.: Бартольд В. В. Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям // Бартольд В. В. Сочинения. М., 1966. Т. 6; Hawting G. R. The First dynasty of Islam. L., 2000; Фильштинский И. М. Халифат под властью династии Омейядов (661–750). М., 2005.

 

Кораев Т.К. Омейяды // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/2688737

Ответить

Фотография Стефан Стефан 03.02 2021

АББАСИ́ДЫ, араб. династия во главе Халифата (750–1258). Возводили свой род к Аббасу, дяде Мухаммеда. А. пришли к власти в ходе восстания 747–750, использовав массовое недовольство правлением Омейядов и конфликт между привилегиров. араб. племенами и новообращёнными мусульманами-неарабами. В 748 – нач. 749 восставшие завоевали Хорасан и б. ч. Ирана; глава рода А.– Абу-ль-Аббас принял в г. Куфа присягу повстанцев (28.11.749) и стал первым халифом-Аббасидом. Победа А. определилась после разгрома сил Омейядов в сражении на р. Большой Заб (янв. 750).

 

Халифат А. являл собой общемусульманскую империю. Арабы утратили своё привилегиров. положение, а управление государством перешло от араб. племенной аристократии к иерархии чиновников. В идеологии, культуре Халифата А. усилилось иран. влияние, заимствовались формы сасанидской гос. традиции. Политич. центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. В 762 халиф Мансур (754–775) основал на р. Тигр новую столицу – Багдад, ставший одним из крупнейших городов Востока, средоточием араб. культуры. При А. выросла обществ. роль ислама.

 

А. не проводили активной завоеват. политики. В 751 в битве у Таласа араб. войска остановили экспансию Китая. На арабо-визант. границе при А. постоянно вспыхивали локальные войны. Внутриполитич. положение А. осложняли частые восстания: Муканны в Мавераннахре (776–783), Бабека в Азербайджане (816–837), зинджей восстание 869–883 в Ираке, карматов на Бахрейне и в Аравии (кон. 9–10 вв.). Во 2-й пол. 9 в. в гос-ве А. усилилась роль гулямов, которые фактически взяли в свои руки управление гос-вом. Ослабление центр. власти привело к распаду Халифата, в провинциях которого возникли локальные династии тюрк., иран., берберского происхождения: Идрисиды в Марокко, Аглабиды в Тунисе, Тахириды в Хорасане, Саманиды в Мавераннахре, Тулуниды и Ихшидиды в Египте. Местные эмиры формально признавали главенство халифов-А., но в своей политике и в вопросах престолонаследия были самостоятельны. К сер. 10 в. под властью А. остался только Багдад, Средняя и Нижняя Месопотамия. В 945 Багдад был захвачен Буидами, лишившими А. политич. власти, но не духовного авторитета. В б. ч. мусульм. мира халифа продолжали считать религ. главой. В 1055 Багдад перешёл под власть Сельджукидов, при которых авторитет А. возрос. В сер. 12 в. в условиях упадка гос-ва Сельджукидов А. сумели воссоздать независимое гос-во в пределах Ирака, которое просуществовало до монг. нашествия. В 1258 войска Хулагу взяли Багдад; последний халиф аль-Мустасим был казнён.

 

Эпоха А. была отмечена расцветом арабо-мусульм. культуры и науки. Во 2-й пол. 8 – нач. 9 вв. на первые роли в жизни Халифата А. выдвинулись представители неарабских народов, которые создали лит. стиль, восходящий уже не к кочевой, а к гор. традиции. При А. завершилась кодификация Сунны, сложились осн. системы юриспруденции, развивались философско-богословские школы, историч. и географич. науки. Значит. часть населения гос-ва А. составляли немусульмане, добивавшиеся крупных успехов в торговле, финансах, ремёслах, медицине и гос. службе. Усвоение арабами античного культурного наследия при посредстве христиан-сирийцев способствовало при А. развитию арабо-мусульм. мысли.

 

 

Лит.: Бартольд В. В. Соч. М., 1966. Т. 6; Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. 600–1258. М., 1988; Михайлова И. Б. Средневековый Багдад. М., 1990; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996; Wellhausen J. The Arab Kingdom and its fall. L.; N. Y., 2000; Фильштинский И. М. История арабов и халифата (750–1517). М., 2001.

 

Панченко К.А. Аббасиды // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ory/text/660317

Ответить

Фотография SiriusEye SiriusEye 19.02 2021

Когда вы это всё читать успеваете?

Ответить

Фотография Axel-F Axel-F 15.03 2021

По великим арабским завоеваниям VII-IX вв. рекомендую исследование Хью Кеннеди в переводе на русский. Найти и прочитать сможете здесь:
https://www.twirpx.com/file/260439/
Ответить