←  Раннее средневековье, или Темные Века

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Византийские димы

Фотография Стефан Стефан 22.10 2020

ДИ́МЫ (греч. δῆμοι, мн. ч. от δῆμος – народ), в ранний период истории Византии термин, обозначавший партии (фракции, греч. μέρη) венетов и прасинов («голубых» и «зелёных»), группировавшиеся вокруг одноим. команд на ипподроме в Константинополе и др. городах (по традиции, идущей из Рима, в скачках на ипподроме соревновались возницы 4 цветов; «красные» и «белые» не играли заметной роли в политич. жизни). В 5–7 вв. соперничество Д., в которое были вовлечены широкие нар. массы, являлось дестабилизирующим фактором во внутриполитич. жизни столицы и всей империи; конфликты между группами болельщиков (их ядро составляла молодёжь, т. н. стасиоты) нередко перерастали в кровопролитные волнения (наиболее известный пример – восстание «Ника», 532). Конфессиональные и социально-экономич. противоречия обостряли соперничество, однако чётко определённая ориентация Д. в этих сферах не прослеживается. В экстренных ситуациях на основе Д. формировались отряды гражд. самообороны. В кон. 6 в. появляется должность начальника Д. – димарха. В 7 в. политич. значение Д. сошло на нет. К 10 в. их роль свелась к участию в церемониале; представители Д. (димоты) принимали участие в офиц. торжествах и приёмах императорского двора.

 

 

Лит.: Чекалова А. А. Константинополь в VI в. СПб., 1997. Гл. 3.

 

Кузенков П.В. Димы // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/1956138

Ответить

Фотография Стефан Стефан 23.10 2020

ВЕНЕ́ТЫ И ПРАСИ́НЫ (греч. Βένετοι ϰαί Πρᾴσινοι), в Византии с кон. 4 в. две влиятельные, т. н. цирковые, партии, которые различались по цвету одежды возниц, правивших колесницами в цирке и на ипподроме (венеты – «голубые» и прасины – «зелёные»). После введения закона имп. Константина Великого об «аккламациях» (праве гор. населения выражать возгласами одобрение или неодобрение зачитываемым в цирке постановлениям властей) неформальные обществ. организации, возникавшие вокруг спортивных зрелищ в городах Визант. империи, стали превращаться в своеобразные политич. партии с некоторой социальной окраской: венетов поддерживала земельная аристократия, прасины опирались на поддержку владельцев крупных мастерских и купечества. С нач. 5 в. В. и п. стали привлекаться к обороне города, были обязаны выставлять определённое число вооруж. людей; таким образом, В. и п. получили право организации своей милиции и участия в местном самоуправлении. В кон. 5–6 вв. борьба между В. и п. обострилась; особенно буйно вели себя отряды молодёжи, т. н. стасиоты, устраивавшие побоища. Иногда социальные противоречия приводили к объединению рядовых В. и п., они совместно выступали против властей (в 532 восстание «Ника»). К 8 в. В. и п. утратили политическое значение, их роль ограничивалась участием представителей партий в торжественных празднествах.

 

 

Лит.: Сюзюмов М. Политическая борьба вокруг зрелищ в Восточной Римской империи 4 века // Уч. зап. Уральского государственного университета. 1952. № 11.

 

Венеты и прасины // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/1907490

Ответить

Фотография Стефан Стефан 07.11 2020

(2) В каждом городе димы181 издревле делились на венетов и прасинов, но лишь с недавнего времени они тратят деньги и не считают недостойным для себя быть подвергнутыми суровым телесным наказаниям и самой позорной смерти из-за этих названий и из-за мест, которые они занимают во время зрелищ. (3) Они сражаются со своими соперниками, не ведая, из-за чего подвергают себя подобной опасности, и вполне отдавая себе отчет в том, что даже если они и одержат победу в побоище со своими противниками, им не останется ничего другого, кроме как быть заключенными в тюрьму и, претерпев там жестокие мучения, погибнуть. (4) Эта вражда к ближним родилась безо всякой причины и останется вечно неутоленной, не отступая ни перед родством по браку, ни перед кровным родством, ни перед узами дружбы даже и тогда, когда родные братья или как-то иначе связанные между собой люди оказываются {74} приверженцами различных цветов182. (5) В сравнении с победой над соперниками для них ничто ни божьи, ни человеческие дела. И если кто-либо совершает нечестивое пред Богом дело, если законы и государство претерпевают насилие от своих или от врагов, и даже если они сами терпят недостаток в самом необходимом, и если отечество оскорблено в самом существенном, это их нисколько не беспокоит, лишь бы их партии было хорошо. Партией они называют своих сообщников. (6) И даже женщины принимают участие в этой скверне, не только следуя за своими мужьями, но, случается, и выступая против них, хотя женщины вообще не посещают зрелищ и ничто иное не побуждает их к этому. Поэтому я не могу назвать это иначе, как только душевной болезнью. {76}

 

 

181 Οἱ δμοι. По мнению А. Камерона, слово ο δμοι является синонимом к слову ὁ δμος возникнув как результат развития, опрощения языка, одновременно с появлением аналогичных форм ο χλοι и τ πλήθη. (Cameron Al. Circus Factions: Blues and Greens at Rome and Byzantium. Oxford, 1976. P. 29, 33). То, что Прокопий в данном случае имеет в виду самые широкие слои населения, сомнений не вызывает. Но поскольку Прокопий писал не на койне (хотя следы современного ему живого разговорного языка в его сочинениях имеются), думается, что историк употребил форму ο δμοι не как простонародный вариант слова ὁ δμος, а как особый термин, свидетельствующий о разделении народа на две большие группы. Иными словами, используя этот термин, историк имел в виду партии ипподрома: партии венетов (голубых) и прасинов (зеленых). Для обозначения их наряду со словом ο δμοι существовал термин τ μέρη, о чем несколько ниже (24. 5) свидетельствует и Прокопий. Относительно партий ипподрома, этой новой, и, по существу, основной формы социальных связей в городах ранней Византии см.: Чекалова А.А. Константинополь… С. 69–78.

 

182 Это утверждение Прокопия перекликается со свидетельством Марцеллина Комита, по словам которого в ходе мятежа 501 г. прасины, «обнажив мечи, обагрили себя кровью многих горожан, не пощадив своих друзей и близких» (Marcel. Com. P. 95). {476}

 

Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер., статья, коммент. А.А. Чекаловой. М.: Наука, 1993. С. 74, 76, 476.

 

Ответить