←  История религий, мифология

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Средневековые религиозные верования монгол...

Фотография Стефан Стефан 29.07 2020

Монголы времени Чингиз-хана и первых великих ханов в массе своей (кроме небольшого числа христиан несторианского толка и буддистов) были примитивными язычниками-шаманистами, стоявшими на той стадии культурного развития, которой религиозная исключительность еще чужда. Но такое положение не могло продолжаться долго. Феодализирующаяся монгольская кочевая знать должна была принять какую-либо из религий феодальных обществ. У сторонников первой политической тенденции ненависть к оседлому мусульманскому населению выливалась в ненависть к исламу, мусульманскому праву, „мусульманской“ государственности и культуре. Эта ненависть к исламу особенно заметна в деятельности таких ханов, как Чагатай и Гуюк.4 Сторонники первого направления зато охотно осваивали культуру полукочевников-уйгуров и распространенные в их среде религии – буддизм и христианство несторианского толка; последнее, впрочем, утвердилось в среде монгольского племени кераитов еще в начале XI в. Часть кераитов при Хулагуидах поселилась в южном Азербайджане. Еще в первой четверти XIV в. эмиры их, как, например, {14} Иринчин, были ревностными защитниками христианства против ислама.1 Буддизм и христианство, внутренне столь несходные, однако, оба уже были приспособлены к культурно-бытовым условиям монголов и уйгуров.

 

При первых ильханах, несмотря на известные колебания во внутренней политике, в частности в области налоговой политики, все же преобладала первая политическая линия, линия сторонников монгольской кочевой старины. Это преобладание и проявлялось под идеологической оболочкой покровительства первых ильханов – Хулагу-хана (1256–1265) и Абака-хана (1265–1282) – буддизму и еще в большей степени христианству.2 После краткого господства ислама и второго направления в политике при ильхане Токударе-Ахмеде (1282–1284), при Аргун-хане (1284–1291) восторжествовало снова первое направление, которое приняло форму антимусульманской реакции. Аргун-хан покровительствовал одновременно буддистам, христианам и евреям. При посредстве своего первого везира, еврейского купца Са‘д-ад-доулэ, Аргун-хан составил план уничтожения влияния мусульманской, т.е. иранской и тюркской гражданской бюрократии.3 Мусульманская бюрократия, чувствуя угрозу своему могуществу и влиянию, постаралась путем агитации возбудить фанатизм мусульманского населения городов против Са‘д-ад-доулэ, которому она приписывала план завоевательного похода против Мекки с единственной целью – обратить Ка‘бу в „идолопоклоннический храм“. Напуганному воображению мусульманского горожанина рисовался грандиозный заговор евреев, христиан и „идолопоклонников“ (буддистов), будто бы угрожавший существованию мусульманской религии.4 Борьба с сильной мусульманской бюрократией оказалась не под силу для Са‘д-ад-доулэ, тем более что его проект финансовой реформы затрагивал также и интересы монгольской военной знати. Падение Са‘д-ад-доулэ вызвало в городах волну еврейских погромов,5 организованных мусульманской чиновной и духовной знатью (1291). Позже окончательное торжество ислама при Газан-хане вызвало две новых волны христианских и еврейских погромов (1295 и 1297),6 буддизм же был поставлен вне закона.7 {15}

 

 

4 См., например: Джузджани, изд. перс. текста Nassau. Lees, стр. 397–405. {14}

 

1 См., например: Histoire de Mar-Jabalaha III, traduite du syriaque par J.B. Chabot, Paris, 1895, pp. 148, 178, 179.

 

2 См. подробности y армянских историков: Maгaкия инок, перевод К.П. Патканова, стр. 33–40; Вардан Великий, перевод К.П. Патканова, стр. 17–22.

 

3 Тарих-и Вассаф, бомбейское литогр. изд. перс. текста, стр. 238–243.

 

4 Что христианские (армянские и, возможно, грузинские) феодалы поддерживали Са‘д-ад-доулэ, можно судить по благоприятному отзыву о нем у Степанноса Орбелиана (История Сюнии, франц. перев. М. Броссе, СПб., 1864, стр. 259). Переводчик акад. М. Броссе понял слово „джхут“ („еврей“) как собственное имя.

 

5 Тарих-и Вассаф, цит. изд., стр. 247 и след.

 

6 История Мар-Ябалаха III, цит. перев. Шабо, стр. 106–114, 119–121; Степаннос Орбелиан, цит. перев. Броссе, стр. 260–263.

 

7 Джами‘ ат-таварих, Стамб. рук., лл. 551, 553; русск. перевод А.К. Арендса, т. III, стр. 163, 165. {15}

 

Петрушевский И.П. Рашид-ад-дин и его исторический труд // Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1, кн. 1 / Пер. с перс. Л.А. Хетагурова; ред. и примеч. А.А. Семёнова. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1952. С. 14–15.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 29.07 2020

Б.Б. Бартольд пишет, что христианство распространилось среди кереитов, найманов и меркитов ещё до войн Чингисхана.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 29.07 2020

Таким образом, уже в XII в. часть населения Монголии исповедовала несторианство (ветвь восточного христианства).

Ответить

Фотография Стефан Стефан 29.07 2020

Образование империи кара-китаев должно было, однако, оказать благоприятное влияние на успехи культуры в том отношении, что содействовало сближению входивших в состав империи различных культурных элементов. Подчинение мусульманских областей верховной власти немусульманских правителей содействовало, может быть, движению на запад немусульманских культурных элементов. Не вполне объяснено до сих {107} пор существование в Джетысуйской области, в долине р. Чу, христианских надписей на сирийском и турецком языках. Бо́льшая часть этих надписей, как и надписи на Иссык-Куле и в долине р. Чу, относятся к XIV в., к монгольскому периоду, но в долине р. Чу есть некоторые надписи, относящиеся к первым годам XIII в., т.е. еще к эпохе кара-китайского государства. Сравнивая христианские надписи Джетысуйской области с надписями, найденными в области Турфана, русский академик Коковцов находит, что турфанские христиане были образованнее джетысуйских и что в данном случае можно предполагать влияние одних христиан на других только в направлении с востока на запад, но не наоборот11. Кроме уйгурских христиан, свое влияние могли распространять на запад и уйгурские буддисты; для эпохи кара-китаев мы не имеем об этом известий, но уже в первые десятилетия монгольского владычества, в 1253 г., путешественник Рубрук нашел уйгурских буддистов к северу от Или, в городе Каялыке. Возможно, что уйгуры-буддисты также пришли сюда еще при кара-китаях, но доказательств этого нет, и вообще XI и XII вв. были временем усиленной христианской религиозной пропаганды. Мы знаем целый ряд монгольских народностей, принявших в это время христианство. Не только христианские, но и мусульманские источники называют христианами найманов в Западной Монголии и кераитов в Восточной Монголии; исследования проф. Пельо, кроме того, показали, что христианами были онгуты в Южной Монголии, на границе Китая12. Что в этой пропаганде христианства принимали участие уйгуры, видно из того, что Чингиз-хан нашел в стране найманов уйгурского хранителя печати и через него ознакомился с уйгурским алфавитом. В пользу того, что джетысуйские христиане были из уйгуров, говорит факт, что мы находим у них ту же систему счисления (‛один-двадцать’ в смысле ‛одиннадцать’ и т.п.), как в орхонских надписях и уйгурских текстах13. Центром уйгурских христиан было, по-видимому, селение Булаик к востоку от Турфана, где были найдены только христианские фрагменты, притом на различных языках – сирийском, согдийском и турецком14. Правда, джетысуйские христиане пользовались не уйгурским алфавитом, заимствованным у согдийцев, но алфавитом сирийского происхождения, с присоединением к нему некоторых новых знаков.

 

Как всегда, миссионерская деятельность соединялась с торговой; в сирийском рассказе о принятии христианства кераитами прямо говорится, что кераитский хан получил сведения о христианском учении от {108} христианских купцов15. Замечательно, однако, что, несмотря на полное отсутствие сведений о пропаганде ислама в Монголии, мусульманские купцы имели для поднятия в Монголии культурного уровня еще больше значения, чем христианские. Монголы заимствовали от турок слово сарт в смысле ‛купец’; от сарт было образовано слово сартак (как согдак от Согд), и это слово сделалось у монголов названием того народа, из которого в Монголию преимущественно приходили купцы, т.е. иранцев-мусульман. К народным названиям монголы, для обозначения принадлежащих к данному народу мужчин, прибавляли слог -тай16; так образовалось слово сартактай ‛мужчина из народа сартаков, или сартов’. О характере деятельности людей иранско-мусульманской культуры в Монголии свидетельствуют монгольские предания о богатыре Сартактае как искусном строителе, воздвигавшем чудесные плотины на больших реках и озерах17; очевидно, мусульмане знакомили монголов с системой искусственного орошения. Сартаки, или сартактаи, были для монголов не столько людьми определенной национальности, сколько людьми определенного культурного типа; Чингиз-хан называл сартактаем первого из подчинившихся ему мусульманских владетелей, карлукского Арслан-хана18, в северной части Джетысуйской области, хотя карлуки были по языку, конечно, не иранцами, а турками. От того же корня сарт монголами было еще образовано слово сартагул, или сартаул, также встречающееся еще при Чингиз-хане. Впоследствии Рашид ад-дин переводил слово сартаул словом ‛таджик’19, Ибн ал-Муханна – словом «мусульмане»20. {109}

 

 

11 Коковцов, К сиро-турецкой эпиграфике, стр. 778 и сл.; <см. также: наст. изд., т. II, ч. 2, стр. 265–298; Малов, Древнетюркская письменность Монголии, стр. 75–86>.

 

12 Pelliot, Chrétiens, р. 629 sq.

 

13 Коковцов, К сиро-турецкой эпиграфике, стр. 789; <см. также ниже, стр. 363>.

 

14 F. Müller, Uigurica, I, S. 4. {108}

 

15 Так у Абу-л-Фараджа (Oppert, Presbyter Johannes, S. 89).

 

16 Рашид ад-дин, изд. Березина, I, текст, 65.

 

17 См. Потанин, Очерки, вып. II, стр. 170 и сл.; вып. IV, стр. 285 и сл.

 

18 Рашид ад-дин, изд. Березина, I, текст, 171.

 

19 Рашид ад-дин, изд. Блоше, 541,5.

 

20 Мелиоранский, Араб филолог о монгольском языке, стр. 75; Ибн ал-Муханна, изд. Риф‛ата, 194. {109}

 

Двенадцать лекций по истории народов Средней Азии. 7 // Бартольд В.В. Сочинения. Т. 5. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1968. С. 107–109.

 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 29.07 2020

Б.Б. Бартольд пишет, что христианство распространилось среди кереитов, найманов и меркитов ещё до войн Чингисхана.

Америку опять открываем. Оооо... Эдак, глядишь, скоро и до Плано де Карпини доберёмся - который о несторианах среди монголов пишет.

 

http://www.hist.msu....ext/carpini.htm

 

Ну, или там до Рубрука... Или до Рашид ад-Дина...

 

О крещении кереитов в начале 11 века пишет в 13 веке Абу-ль-Фарадж Бар Хебреус, а также писавший по-арабски несторианин 12 века, Мари ибн-Сулейман ("Книга Башни", написанная примерно между 1145 - 1150 годами). Они пишут, что в 1007 или 1012 году во время охоты в снежных горах хан кереитов заблудился. Когда он уже утратил надежду спастись, к нему явился святой Сергий в видении, пообещавший спасти хана, если тот уверует в Христа. Хан пообещал выполнить это. Тогда святой попросил, чтобы он закрыл глаза, а когда хан открыл их, он был у себя дома (у Бар Хебреуса версия иная: святой вывел хана в долину, где находился его дом). Когда хан вскоре после этого увидел христианских купцов, он вспомнил о своём видении, и попросил их рассказать ему о религии  Христа, о молитве христиан и о книге с правилами канонов. Они научили его молитве и гимнам. По их совету он отправил весточку к митрополиту Мерва Абдишо, чтобы тот направил к нему священников и диаконов, чтобы они крестили хана и его народ. Абдишо написал об этом письмо Католикосу Востока Йоханнану Шестому в Багдад. Последний наставил его, каким образом следовало крестить хана и его народ. И таким образом было крещено 200 тысяч "турок".

 

http://self.gutenber...rticles/Kereyid

 

Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерве с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Мэргус, Мархус, Маркус, Марк). Всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч[5]. Авляев приводит гораздо большую цифру[1].

 

https://ru.wikipedia...rg/wiki/Кереиты

Ответить

Фотография kmet kmet 29.07 2020

Исламские проповедники были агрессивнее в пропаганде своей веры во времена монголов, чем христианские святители, а более примитивные верования ислама - ближе к полу-первобытным религиозным верованиям монголов. Плюс - ислам разрешал и поощрял войны и уничтожение иноверцев,  многоженство и еще много чего - вот монголы, как еще "малые дети" в религиозных вопросах, и перебежали из более взрослой  серьезной "песочницы" христианства, в более простую "песочницу" ислама.

Когда-то, когда я в первый раз знакомился с "Кораном", у меня возникло долгое впечатление, что этот стиль и склад текста, мне уже попадался... Погодя, я понял, что мне напоминает труд Мухаммеда: - не что иное, как "Майн кампф". Тот, же примитивный слог, в сравнении с которым "Библия" - это как, работа учащегося ПРУ и труд человека с высшим образованием.

Не зря кочевники клюнули.  Им ислам ближе по многому.

 

Но, при том изначально они в массе приняли христианство. Только ноша оказалась не по силам. 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 29.07 2020

Исламские проповедники были агрессивнее в пропаганде своей веры во времена монголов, чем христианские святители, а более примитивные верования ислама - ближе к полу-первобытным религиозным верованиям монголов. Плюс - ислам разрешал и поощрял войны и уничтожение иноверцев,  многоженство и еще много чего - вот монголы, как еще "малые дети" в религиозных вопросах, и перебежали из более взрослой  серьезной "песочницы" христианства, в более простую "песочницу" ислама.

Когда-то, когда я в первый раз знакомился с "Кораном", у меня возникло долгое впечатление, что этот стиль и склад текста, мне уже попадался... Погодя, я понял, что мне напоминает труд Мухаммеда: - не что иное, как "Майн кампф". Тот, же примитивный слог, в сравнении с которым "Библия" - это как, работа учащегося ПРУ и труд человека с высшим образованием.

Не зря кочевники клюнули.  Им ислам ближе по многому.

 

Но, при том изначально они в массе приняли христианство. Только ноша оказалась не по силам. 

Монгольские народы (монголы, буряты, тувинцы и пр.) - ныне в основном буддисты. А от христианства те племена, которые его приняли, отказались далеко не сразу. Кстати, некоторые монгольские ханы ради сотрудничества с католиками разрешали и католическую проповедь - она тоже получила распространение у монголов при Чингизидах. Калмыки - мусульмане. Но большинство монголоязычных народов - буддисты.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 29.07 2020

В 1007 г. произошло обращение в христианство кераитов, благодаря несторианским купцам; после этого мервский митрополит отправил к ним (в Монголию) священников191.

 

 

191 Ср. об этом Oppert, Presbyter Johannes, S. 88–90.

 

О христианстве в Туркестане в домонгольский период (По поводу семиреченских надписей) // Бартольд В.В. Сочинения. Т. 2, ч. 2: Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. М.: Наука, 1964. С. 290.

Ответить

Фотография kmet kmet 29.07 2020

Монгольские народы (монголы, буряты, тувинцы и пр.) - ныне в основном буддисты.

Монголы уходили от буддизма, также, как и от христианства. Но буддизм дал монголам письменность, тем очевидно привязал к себе традицией.

К тому же, монголы вернулись к этой религии, когда уже практически утратили свою пассионарность - так сказать "нашли приют для души".

Ответить

Фотография ieqoved ieqoved 29.07 2020

Исламские проповедники были агрессивнее в пропаганде своей веры во времена монголов, чем христианские святители, а более примитивные верования ислама - ближе к полу-первобытным религиозным верованиям монголов. Плюс - ислам разрешал и поощрял войны и уничтожение иноверцев,  многоженство и еще много чего - вот монголы, как еще "малые дети" в религиозных вопросах, и перебежали из более взрослой  серьезной "песочницы" христианства, в более простую "песочницу" ислама.

Когда-то, когда я в первый раз знакомился с "Кораном", у меня возникло долгое впечатление, что этот стиль и склад текста, мне уже попадался... Погодя, я понял, что мне напоминает труд Мухаммеда: - не что иное, как "Майн кампф". Тот, же примитивный слог, в сравнении с которым "Библия" - это как, работа учащегося ПРУ и труд человека с высшим образованием.

Не зря кочевники клюнули.  Им ислам ближе по многому.

 

Но, при том изначально они в массе приняли христианство. Только ноша оказалась не по силам. 

Так получилось, что последователи пророка Мухамеда, отдельно записали его высказывания, - получился "Коран" и отдельно написали "жизнеописание пророка Мухаммеда" Если эти две книги грамотно соединить, То будет довольно похоже, на средне статистический текст Библии.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 30.07 2020

Но, при том изначально они в массе приняли христианство.

Это очевидное преувеличение. Христианство приняла лишь небольшая часть монгольских племён, причём найманы наряду с несторианством исповедовали буддизм.

 

Калмыки - мусульмане.

Это яркий пример вопиющего невежества. Большинство верующих калмыков являются буддистами-ламаистами, подобно монголам, бурятам и тувинцам, а вовсе не мусульманами.

 

Верующие в основном буддисты (ламаизм, гелугпа), часть – православные.

http://bigenc.ru/eth...gy/text/5662028

 

Калмыки исповедуют буддизм, с которым впервые познакомились в XIII в., а в XVII в. приняли его официально. В годы советской власти буддийская культура Калмыкии была почти полностью уничтожена. Ее возрождение началось с конца 80-х годов XX в.

 

Жуковская Н.Л. Введение // Калмыки / Отв. ред. Э.П. Бакаева, Н.Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН. М.: Наука, 2010. С. 11.

 

История калмыцкого народа начиналась в Азии. Его предки – западномонгольские племена и народности – назывались ойратами. В начале XIII в. предводитель монголов Чингис-хан, объединив под своей властью значительное число народностей, проживавших в Центральной Азии, образовал громадную Монгольскую империю. В ее состав вошли и ойраты.

 

Ойраты участвовали в завоевательных походах Чингис-хана и его потомков в Китай и Корею, в Среднюю и Переднюю Азию, на Кавказ и на Русь. Именно в то время в их составе были организованы войсковые подразделения с наследственной передачей обязанностей и привилегий, которые со временем превратились в этнические группы. По мнению ряда ученых, названия этих групп сохранились у калмыков до сегодняшнего дня: торгуты – так называлась охрана, стража ставки монгольских ханов; хошуты – так называлась передовая часть войска, его авангард; хойты – задняя часть войска, его арьергард; дербеты – конница, построенная в каре, и другие.

 

С конца XIV в. ослабленная внутренними раздорами Монгольская империя стала распадаться и терять одну за другой завоеванные земли. Первыми отказались подчиняться власти Великого кагана Монголии ойратские ханы.

 

В конце XVI – начале XVII в. благодаря активной деятельности тибетских миссионеров ойраты наряду с другими монголами приняли новую религию – буддизм взамен старой – шаманизма. Однако даже новая религия ничего уже не могла изменить – раскол в среде монгольских народов и войны между ними не прекращались. Теснимые врагами со всех сторон, раздираемые собственными феодальными междоусобицами, ойратские князья не раз задумывались о необходимости поисков новых свободных земель, где можно было бы спокойно жить и пасти свои стада.

 

Наиболее подходящими для этого казались обширные пространства юга России. С начала XVII в. правители ойратов стали одно за другим отправлять посольства к русским царям с просьбой принять их в подданство. Переговоры увенчались успехом. С 1608 по 1657 г. группы ойратов несколькими волнами одна за другой постепенно переселились в Россию, принесли присягу на верность русским царям. Степные пространства в низовьях Волги и Яика (теперь река Урал), напоминавшие родные степи Западной Монголии и Джунгарии, пришлись ойратам по душе, и они обосновались на той территории, которую их потомки занимают и поныне.

 

Русские официальные документы того времени называли калмыками появившийся на юге России народ, восприняв это слово от тюркских народов, которые так обозначали всех ойратов, не принявших ислама и оставшихся буддистами (на тюркских языках слово «калмак» означало остаток). Но только в конце XVIII в. бывшие ойраты стали сами называть себя калмыками, а свою новую родину – Калмыкией.

 

Жуковская Н.Л. Введение // Калмыки / Отв. ред. Э.П. Бакаева, Н.Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН. М.: Наука, 2010. С. 8.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 30.07 2020

Монголы уходили от буддизма, также, как и от христианства.

Буддизм утвердился среди восточных и западных монголов в XVI–XVII вв. До этого среди большей их части господствовал шаманизм (десятки запретов на исполнение шаманских обрядов относятся к концу XVI – концу XVIII в.).

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 30.07 2020

 

Монгольские народы (монголы, буряты, тувинцы и пр.) - ныне в основном буддисты.

Монголы уходили от буддизма, также, как и от христианства. Но буддизм дал монголам письменность, тем очевидно привязал к себе традицией.

К тому же, монголы вернулись к этой религии, когда уже практически утратили свою пассионарность - так сказать "нашли приют для души".

 

Монголы не "вернулись" к ней. Они её переняли у китайцев-тибетцев, и с тех пор как бы и не покидали. Мусульманами монголы не были. Это в западных владениях монголов повальная исламизация была. Но там жили в основном не монголы, а ТЮРКИ.

 

 

Так получилось, что последователи пророка Мухамеда, отдельно записали его высказывания, - получился "Коран" и отдельно написали "жизнеописание пророка Мухаммеда" Если эти две книги грамотно соединить, То будет довольно похоже, на средне статистический текст Библии.

Фрик от фолькс-хистори.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 30.07 2020

Но буддизм дал монголам письменность, тем очевидно привязал к себе традицией. К тому же, монголы вернулись к этой религии, когда уже практически утратили свою пассионарность - так сказать "нашли приют для души".

В обсуждаемый период среди монголов на их исторической родине, по-видимому, господствовали традиционные верования.
 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 30.07 2020

 

Монголы уходили от буддизма, также, как и от христианства.

Буддизм утвердился среди восточных и западных монголов в XVI–XVII вв. До этого среди большей их части господствовал шаманизм (десятки запретов на исполнение шаманских обрядов относятся к концу XVI – концу XVIII в.).

 

При этом, Буддизм начал проникать к монголам гораздо раньше 16 века. В 1 тысячелетии он проникал к монголам через Китай, Тибет, Непал и даже Индию. Хотя широкого распространения среди прото-монголов он до времён Чингисхана так и не получил. Но уже Хубилай (современник Марко Поло) в 13 веке объявил его государственной религией в монгольской империи Юань (хотя при дворе династии не прекращалось языческое почитание предков и идолов, с исполнением обрядов являвшихся языческими пережитками). После того как Китай освободился от монголов (падение Юань), с конца 14 века, буддизм утратил свои позиции среди монголов. А в конце 16 века его начали начильно насаждать, проводя активную борьбу против монгольского язычества "сверху":

 

 

 

Буквально с первых шагов буддизма началось активное преследование служителей и последователей «черной веры». Претендовавшие на лидерство монгольские ханы издавали антишаманские указы один за другим. Всего за период с конца XVI по конец XVIII в. было принято более 20 законодательных актов против шаманизма.

 

https://cyberleninka...ekovoy-mongolii

Ответить

Фотография Стефан Стефан 30.07 2020

Не зря кочевники клюнули. Им ислам ближе по многому.

Проповедники ислама не сумели завоевать позиции в средневековой Монголии. Однако эту религию сделали государственной правители Хулагуидской державы (Газан-хан), Золотой Орды (Узбек) и Чагатайского улуса (Тармаширин).
 

Ответить

Фотография kmet kmet 30.07 2020

Монголы не "вернулись" к ней. Они её переняли у китайцев-тибетцев, и с тех пор как бы и не покидали.

разве?

При этом, Буддизм начал проникать к монголам гораздо раньше 16 века. В 1 тысячелетии он проникал к монголам через Китай, Тибет, Непал и даже Индию. Хотя широкого распространения среди прото-монголов он до времён Чингисхана так и не получил. Но уже Хубилай (современник Марко Поло) в 13 веке объявил его государственной религией в монгольской империи Юань (хотя при дворе династии не прекращалось языческое почитание предков и идолов, с исполнением обрядов являвшихся языческими пережитками). После того как Китай освободился от монголов (падение Юань), с конца 14 века, буддизм утратил свои позиции среди монголов. А в конце 16 века его начали начильно насаждать, проводя активную борьбу против монгольского язычества "сверху"

 

Вот, в последующем посте и сами уже 3 потока внедрения буддизма в Монголию указали.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 30.07 2020

 

Монголы не "вернулись" к ней. Они её переняли у китайцев-тибетцев, и с тех пор как бы и не покидали.

разве?

При этом, Буддизм начал проникать к монголам гораздо раньше 16 века. В 1 тысячелетии он проникал к монголам через Китай, Тибет, Непал и даже Индию. Хотя широкого распространения среди прото-монголов он до времён Чингисхана так и не получил. Но уже Хубилай (современник Марко Поло) в 13 веке объявил его государственной религией в монгольской империи Юань (хотя при дворе династии не прекращалось языческое почитание предков и идолов, с исполнением обрядов являвшихся языческими пережитками). После того как Китай освободился от монголов (падение Юань), с конца 14 века, буддизм утратил свои позиции среди монголов. А в конце 16 века его начали начильно насаждать, проводя активную борьбу против монгольского язычества "сверху"

 

Вот, в последующем посте и сами уже 3 потока внедрения буддизма в Монголию указали.

 

Он НАЧАЛ проникать, но не охватил основ народонаселения. А с конца 16 века - уже охватил. Потоков было несколько, и проникал буддизм постепенно. Но например при Юань монголы продолжали повально поклоняться своим духам, т. е. не были буддистами. А стало быть и не было такого, что монголы приняли буддизм всем народом, а потом бросили его, и потом опять вернулись.\

 

А вообще - я писал несколько об ином. О том, что монголы не принимали ислама. Их религией (из мировых) стал не ислам, и даже не христианство, а именно буддизм.

Ответить

Фотография kmet kmet 30.07 2020

А вообще - я писал несколько об ином. О том, что монголы не принимали ислама. Их религией (из мировых) стал не ислам, и даже не христианство, а именно буддизм.

речь шла о монголах находившихся в Европейской части, - те и христианство принимали и ислам, пока не растворились в завоеванных народах. Эти вояки точно бы к буддизму и близко не подошли, а вот христиан хватало среди них.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 30.07 2020

речь шла о монголах находившихся в Европейской части, - те и христианство принимали и ислам, пока не растворились в завоеванных народах. Эти вояки точно бы к буддизму и близко не подошли, а вот христиан хватало среди них.

Таких было мало. По-крайней мере в Золотой Орде - да. Мало. Но их было порядочно от Могулистана и на запад. Ведь ислам проник в Среднюю Азию ещё до нашествия Чингисхана. Самарканд например давно уже был полностью исламским.

Ответить