←  Древняя Греция

Исторический форум: история России, всемирная история

»

История древнегреческого флота

Фотография andy4675 andy4675 17.06 2020

 

 

да?

а вы прикиньте

про нижний ряд вёсел было написано, что их лючки были затянуты кожаными манжетами

это чтоб не заливалась вода

то есть они были довольно низко от ватерлинии

примем для простоты 1 метр выше уровня моря

берём второй ряд вёсел

допустим он был в 3 метрах над ватерлинией, а вёсла входят в воду под углом в 30 градусов - каков будет размер весла?

получается расстояние от уключины до поверхности моря - 6 метров

+ ручка + лопасть

итого примерно 8,5 метров

допустим оно сделано из сосны

при диаметре в 10 см оно будет весить примерно 35 кг

поднимать его, опускать и загребать им воду - то ещё удовольствие

 

но это средний ряд!

а для верхнего  - это уже будет 14 метров и 57 кг веса

 

причём действовать им надо в строго заведенном ритме

и нельзя цеплять ни за то весло, которое впереди находится, ни за то, что позади, ни за то, что снизу 

(а для среднего ряда - ограничений в пространстве не 3, а все 4)

 

и если у вас на борту 170 вёсел, и каждое может зацепить соседнее (а они все тяжёлые, а ритм гре.бли может ещё и меняться) - то проблема тут нешуточная...

 

А что прикидывать? Находок - достаточно много, описалова - тоже, даже в школьной программе указывается, что больше одного ряда вёсел подразхумевает их разную длину, а больше трёх рядов - нецелесообразно, в силу увеличения веса движителя и ограниченности маневра у гребцов. Разница по высоте может быть вычислена по Нойферту. Сидящий человек - около метра в высоту, у гребцов он полулежит, значит высота ряда - 700-800 мм, плюс сороковка на перекрытие - скамью. соответственно при спокойном море первое весло - в метре, второе - в двух, третье в трёх. Длина весла при таком положении первого ряда - 4 метра, из них два - внутри. Второго - восемь - три внутри, остальное снаружи, третьего - 12. И не забывайте, что на триремах минимум по два человека на весло, а то и по три (больше четырёх не сажали, в силу того, что тогда слишком широкой получалась - 700 мм на одного гребца, плюс пространство для маневра, то есть четыре гребца это около шести метров внутреннего пространства. 

 

Ещё один момент, который Вы упустили. У весла есть опора. На лодке это называется уключиной. Лодочное весло тоже не пушинка, но Вам не надо его держать аки копьё на весу. Тут как с рычажными весами. Так что при весе в 60 кг для весла, усилия гребцов были в лучшем случае по десятке на брата. 

 

Немного о древнегреческих военных кораблях:

 

1. Пентеконтор ("пятидесятивёсельное (судно)") или пентекотера - 25 рядов вёсел, по 25 вёсел у каждого из двух бортов. Все судна древних греков были в основном гребными, но могли, в качестве вспомогательного средства передвижения, обладать также мачтами с парусами. В греческих морях первые сугубо военные корабли появились около начала 7 века до н. э. или немногим ранее. Длина - обычно около 30 метров, количество состава - примерно 50 человек. Brouwers говорит, что пентеконтор имел в длину 23,33 метра, а в ширину - 3,22 метра. Иногда такой корабль именуется монерой (лат. унирема). Впрочем, монеры могли быть не только пятидесятивёсельными.

 

2. Диера (лат. бирема) - судно с двумя рядами вёсел. Судно появилось и начало входить в употребление незадолго до триеры. На основании сообщения Плиния Старшего считается, что диера изобретена жителями греческого полиса Эритры (в ионии). Свидетельства имеющиеся на данный момент подразумевают, что этот вид судно так и не получил у греков большой популярности.

 

3. Триера (лат. трирема).

 

Из Истории Греческой Нации, изд. Афинон. Судно, которое было изобретено, согласно греческой традиции, коринфянами. Однако многие современные учёные считают, что возможно, что его изобрели финикияне. Согласно Фукидиду судно изобретено коринфянами около 704 г. до н. э., и сделал это коринфянин Амейнокл для самоссцев (он тогда соорудил 4 триеры). Однако эта информация выглядит для учёных ошибочной - триеры появились гораздо позднее. Лишь около 580 г. до н. э. они начали вытеснять пентеконторы, поскольку являлись судном более высокого качества. Триеры - если верить намёкам в отрывках у Фукидида и Геродота - использовались в этот ранний период в том числе и греками Западного Средиземноморья (сикелиотами, италиотами и пр.), и в особенности сиракузянами и керкирянами. Ныне считается, что первыми большое количество триер создали в своём флоте ионийцы, когда около 525 г. до н. э. возник мощный флот самосского тирана Поликрата. В битве при Ладе в 494 г. до н. э. уже участвовали с греческой стороны почти исключительно триеры. Управление триерой требовало особого умения, и Перикл признавал этот факт, когда в книге Фукидида говорил, что военно-морское дело - это искусство.

 

Наиболее известны триеры афинян. В порту, в период мира, корабли стягивали в специальные домики - у каждого был собственный домик. На основании размеров таких домиков, остатки которых найдены археологами в порту Зеи, размеры афинских триер были, как считается, 36 метров в длину, 5 метров в ширину, 3,2 метра в высоту, причём ватерлиния проходила на высоте 1 метра от дна корабля. Водоизместимость судна - от 70 до 90 тонн. Согласно афинской надписи 4 века до н. э., в триере было 170 вёсел - по 85 с каждой стороны. И гребцов тоже было 170 - по одному на весло. Вёсла размещались в 3 ряда: на верхнем ряду было 62 весла, а на среднем и нижнем - по 54 весла. Гребцы верхнего ряда именовались франитами (=сидящими на скамье), второго - зигитами (= запряжёнными в плуг), третьего - таламитами (камерными).

 

Как минимум с последних десятилетий 5 до середины 4 века до н. э., триеры имели 2 мачты с парусом - истос мегас (большая мачта, длина паруса вычисляется как 22 метра, высота - 8 метров, т. е., площадь - 176 квадратных метров) и истион акатейон (данных о её размерах нет, но она была гораздо меньше, чем большая мачта и большой парус). В качестве руля триеры имели два органа, именовавшихся педалионом - это были два больших и широких весла, расположенных на корме корабля, и ими пользовались опытные кормчие. На носу, ниже ватерлинии, располагался таран, имевший в длину около 1 метра. Он был обит бронзой и оканчивался остриём. Над уровнем моря располагался парэмбол - таран поменьше, предназначавшийся для того, чтобы воспрепятствовать главному тарану вонзиться в судно противника полностью (поскольку в таком случае существовала угроза, что триера "завязнет", и отцепяться, особенно в боевых условиях, будет уже невозможно). Якорь, в сравнении с размерами триеры, был небольшим - менее 20 кгр. Однако обычно якорями пользовались редко: при остановках корабль вытягивали на берег.

 

В случае, когда корабль обивали защитной бронью на бортах - с целью защитить расположенных внутри них гребцов - судно получало название катафракт.

 

Общий состав военного корабля - был примерно 200 человек. Сюда входили 170 гребцов (эретов), 1 владелец судна (триерарх), 1 кибернет (капитан, управлявший скоростью и направлением движения судна, отдавая соответствующие приказы матросам и гребцам), 13 моряков (навтов), ответственных за остальные судовые работы кроме гребли, кормчий, келевст (он отдавал приказы гребцам, то есть содействовал синхронности гребли), 1 триеравл (он играл для гребцов на дуде, чтобы обеспечивать соблюдение синхронного ритма гребли), 2 тойхарха - по 1 на каждую тойхархию (группу гребцов на каждом из бортов) и, наконец - 10 воинов (эпибатов), которые были тяжело вооружены. Редко на борту размещалось также 4 лучника (как например в битве при Саламине в 479 г. до н. э.). В битве у реки Эвримедонт Кимон разместил на борту повышенное количество тяжеловооружённых воинов. А в битве при Ладе в 494 г. до н. э. хиосский флот разместил на своей палубе 40 тяжеловооружённых воинов (первый пример сооружения палубы на триере).

 

Скорость триеры на основании известного сообщения Ксенофонта вычисляется как 8 морских миль в час. Поскольку гребцы гребли в день (если это было необходимо) от 10 до 15 часов, то нетрудно себе представить, что отдельно взятый корабль, или весь флот целиком, мог в случае надобности за 1 день проходить от 80 до 120 морских миль - что соответствует в среднем примерно 185 километрам (конкретно: между 150 и 225 километрами). То есть расстояние от Афин до Сиракуз (реально преодолевавшаяся дистанция - 1,3 - 1,4 тысячи километров) можно было в случае надобности преодолеть, не совершая остановок (хотя подобное и было проблематично: нужно постоянно пополнять как минимум воду, а скорее всего ещё и провиант), за 6 - 10 дней.

 

Это НЕВЕРОЯТНО! (но мы сделаем это, мистер Фикс!):

 

 

Энциклопедия Папирос-Ларус-Британника пишет о триере, что она была изобретена около 700 г. до н. э. коринфянином Амейноклом, который соорудил триеры в Коринфе для Самоса. Длина триеры колебалась от 35 до 45 метров, а ширина - от 5 до 6 метров. Ватерлиния проходила на высоте 1,6 метров от самой низшей точки дна судна. На триерах первоначально не было палубы Верхний ряд гребцов именовался экзоскалмиями (потому что их вёсла не вставлялись в скалмии, в отличие от рядов расположенных ниже). Этот ряд гребцов именовался также франитами, потому что гребцы этого ряда, в отличие от остальных гребцов, сидели на скамьяхю Длина вёскл франитов составляла 7,2 метра. Кроме этих гребцов, ещё зо человек занимались вёслами в предварительном кровельном укрытии (простегон) и на верхнем кровельном укрытии (эпистегон). Кроме этих людей (170 гребцов, и ещё 30 на укрытиях), на корабле присутствовал его хозяин (триерарх), подчинявшийся триерарху капитан корабля (кибернет - от слова киберноо - командовать, укравлять), отдававший приказания гребцам и вообще руководивший ими келевст (от слова келевейн - отдавать приказы), проратес (стоявший на носу корабля), который руководил примерно 20 моряками (навт(ес)ами). Состав команды, в зависимости от того, где садились гребцы, афинской триеры делился на две части: правобортовых и левобортовых. У каждого борта имелся собственный начальник - тойхиарий. Он давал ритм гребле. Кроме вёсел, которые были главным средством движения триеры, она обладала и вспомогательными мачтами для растягивания парусов. Паруса могли использоваться при передвижении по морю, но в ходе боя (навмахии) они всегда были сняты или опущены. В случае, если бой был неизбежен, и было время, состав корабля снимал паруса и оставлял их на берегу, чтобы уменьшить груз на корабле. Скорость триеры, гребцы которой были натренерованы, достигала в среднем 5 - 6 узлов, а максимальна скорость - до 8 - 9 узлов. Гребцами на афинских триерах были свободные граждане, работавшие за оплату, а вовсе не рабы или осуждённые - и это являлось преимуществом афинского флота. Главным оружием триеры был эмболон, расположенный на её носу. Эмболон был нередко обит бронзой, для большей прочности, и поэтому триеру древние греки называли "халкиера неон", т. е. бронзовым кораблём. Вспомогательным оружием служили лук и щит, которые помогали находящимся на корабле тогда, когда её бока оказывались в зоне досягаемости противника.

 

Здесь видим иную скорость триеры - существенно меньше, чем в первом случае. Морской узел - это столько же, сколько морская миля (1.852 метра). Но и эта скорость - тоже очень большая. Она означает, что из Афин в Сиракузе, если знать дорогу и двигаться безостановочно, можно было прибыть за время от 12 до 48 дней.

 

4. Тетреры (лат. квадриремы) и пентеры - судна с 4 и 5 рядами вёсел. Около 398 г. до н. э. они были впервые сооружены в Сиракузах. На них впервые стало возможно размещать катапульты.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 23.06 2020

Немного о древнегреческих военных кораблях

спасибо

 

25 рядов вёсел, по 25 вёсел у каждого из двух бортов

???

 

сиракузянами

может сиракузцами?

 

размеры афинских триер были, как считается, 3,2 метра в высоту, причём ватерлиния проходила на высоте 1 метра от дна корабля

как же там было уместить гребцов в 3 этажа??

 

афинской триеры делился на две части: правобортовых и левобортовых. У каждого борта имелся собственный начальник - тойхиарий. Он давал ритм гребле.

но они же должны были грести синхронно

 

Тетреры (лат. квадриремы) и пентеры - судна с 4 и 5 рядами вёсел

вы серьёзно?

у пятого ряда вёсла по 30 метров были?

 

а гексера - тогда что?

чудовище с 6 рядами вёсел?

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 24.06 2020

 

???

25 рядов - по 1 веслу слева и справа. То есть 2 весла в ряду.

 

 

может сиракузцами?

Применительны обе формы. Но грамотнее, всё-же, кажется сиракузяне. Например в переводе Фукидида применена именно эта форма.

 

 

как же там было уместить гребцов в 3 этажа??

Например как на "Олимпиаде". Видео вы не посмотрели? Не помню в какой это теме было выложено. Кажется в теме про греческий огонь - где вы тоже спрашивали про древнегреческие корабли. Короче. Вот опять это видео:

 

 

И вот одна статья об этой триере:

 

https://ru.publika.m...as_2168358.html

 

но они же должны были грести синхронно

Они и гребли синхронно. При прямолинейном движении. Но дрвротно часто - при совершении манёвров (поворот, разворот, замедление движения по одной стороне и ускорение по другой) - требовалось двигаться не синхронно.

 

 

вы серьёзно? у пятого ряда вёсла по 30 метров были?

Я не ручаюсь, что Дионисий Старший соорудил именно 4-х и 5-ти весельные суда и тетрерами и пентерами были именно они. Хотя так и считается. Более того - мне известно и о судне с 40 ярусами вёсел. Афиней 5.37 пишет:

 

Филопатор построил тессараконтеру, имевшую в длину двести восемьдесят локтей (126 м), а от борта до борта тридцать восемь локтей (17 м); в вышину же до верхнего края борта — сорок восемь локтей (почти 22 м), а от верха кормы до ватерлинии — пятьдесят три локтя (24 м). Корабль имел четыре рулевых весла по тридцать локтей (13,5 м); длина весел верхнего ряда — самых больших — была тридцать восемь локтей (17 м); так как в их рукоятках находился свинец, то они во внутренней части корабля были очень тяжелыми, что давало им равновесие и делало удобными для гребли. Корабль имел два носа и две кормы (катамаран) и семь бивней, из них один передний, а другие постепенно уменьшающейся длины, некоторые на скулах корабля. Скрепляющих обвязок он имел двенадцать, каждая длиной в шестьсот локтей (270 м). Корабль имел необычайно красивые пропорции. Удивительно красиво было и его снаряжение: на корме и на носу были фигуры не менее двенадцати локтей вышиной (5,5 м), и повсюду он был расцвечен восковыми красками, а часть борта с отверстиями для весел до самого киля была разукрашена резьбой — листвой плюща и тирсами. Очень красивы были и снасти; они заполняли все отведенные для них части корабля. При испытании корабль имел свыше четырёх тысяч гребцов и четыреста человек обслуживающей команды; на палубе поместилась пехота в числе трех тысяч без ста пятидесяти; да кроме того, под скамьями гребцов — ещё много людей и немало продовольствия. Спущен он был с помоста, на который, говорят, пошло столько дерева, сколько на пятьдесят пентер.

 

Вёсла верхнего япуса были неимоверной длины - 17 метров. Ну и понятно, что для сооружения подобного рода монстров требовалось вырубить целый лес КАЧЕСТВЕННОГО и высокого дерева (для 17-метровых вёсел нужен 17-метровый ствол). Более того, это судно уже не было предназначено для плавания. Хотя в ходе боя в порту, в котором оно стояло оно было бы полезным - там вмещались какие угодно большие метательные орудия. Но всё равно это - деньги пущенные на ветер. Просто радм помпы - эллинистические правители по дурости любили швыряться деньгами на всякую чушь.

 

 

а гексера - тогда что? чудовище с 6 рядами вёсел?

Про гексеру я не писал. Выше сказано о тетрерах и пентерах тирана Дионисия Старшего.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 18.07 2020

Интересно, а сколько Аллахвердиевых... тьфу, корабельных сосен было необходимо для постройки монеры, диеры, триеры, тетреры, пентеры или гексеры?

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 31.12 2021

ПИОНЕРЫ ЭГЕЙСКОГО МОРЯ. ОТ ПЛОТА К ТРИЕРЕ

Эгейское море, это обширный морской регион с массой островов и островков, обитаемых с глубокой древности. В этом водном регионе, который в зависимости от погодных условий бушует или умиротворяется, люди путешествовали (и продолжают путешествовать) при помощи своих плавсредств. Необходимость сделала их умелыми морякам, а путешествия - великими торговцами. Добыча обсидиана (очень твёрдого вулканического минерала со стеклообразным видом, подходящего для сооружения оружия и инструментов) на острове Мелос, и торговля им (куски мелосского обсидиана были обнаружены на множестве островов) служит мощным доказательством перемещений в Эгейском море вот уже много тысяч лет.

Сегодня, после многолетних глубоких исследований истории переселений, путешествий, кораблекрушения, технологии, торговых обменом, портов, искусства и культуры, а также- в результате дешифровки информации происходящей от исследования человеческих ген, наши познания относительно того, насколько важным было мореплавание в Эгейском море, с глубокой Древности и вплоть до наших дней, очень сильно обогатились. От плодов и лодочее путешественников эпохи Неолита, вплоть до триер городов-государств эпохи Классики, греки Эгейского моря, тесно связанные с морем, стали умелыми исследователями, бесстрашными воинами и торговали, посещавшими далёкие земли.

ПЕРВЫЕ МОРСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Примерно 7 тысяч лет до н. э., на островах и на побережье Эгейского моря начали жить люди, которые перемещались имея своим исходным пунктом регионы Средиземноморья. В последующие 3 тысячи лет в различных местах возникли поселения - например в пещерах Эримокастро и Калифьес на острове Родос.

В ходе большой волны переселений в эпоху Позднего Неолита и Ранней Бронзы (IV - III тысячелетия до н. э.) были созданы очаги заселения Кикладских островов, Южных Спорад и Крита, где жители обеспечивали себя сельским хозяйством, скотоводством, рыболовства, а также торговлей обсидианом, керамикой и металлическими инструментами. Более крупные города и населённые пункты возникли в ходе эпохи Средней и Поздней Бронзы (с конца III по начало I тысячелетия до н. э.) - характерными примерами являются Акротери на Фере и Кносс. В этот последний период критские минойцы сумели стать успешными мореплавателями и торговцами. Вслед за ними, особенно успешными были микенские греки, которые создали обширную и крайне прибыльную торговую сеть по всему Эгейскому морю, и основали торговые фактории почти во всех портах Восточного Средиземного моря.

Морские путешествия осуществлялись и до возникновения Эгейских цивилизаций. Однако после их возникновения этот пространный водный регион эволюционировал в колыбель развития новых морских технологий и распространения торговли. Первые засильники, главным образом из Анатолии, использовали для своих морских перемещений самодельные плавсредства из естественных материалов. Первые изображения кораблей, использовавшихся для мореплавания в Эгейском море были обнаружены в наскальной живописи эпохи Позднего Неолита в СтрОфиласе на острове Андрос (Х. Телеванду, 2005 год). Речь идёт о 37 кораблях различных размеров и форм, среди которых есть также изображение небольшого флотца, состоящего из четырёх кораблей, который напоминает флот, изображённый в Акротери на острове Санторин, и датируемый началом эпохи Поздней Бронзы (И. Лиридзис 2010).

Длинные корабли изображены на глиняномм сковородообразном сосуде, который был обнаружен на острове Наксос, и датируется III тысячелетием до н. э., а также на сковородообразных сосудах того же времени с острова Сирос. Эти корабли обладали эмболоном с уклоном на краю (вероятно, это было рулевое весло) и, скорее всего, эти корабли использовались для путешествий, военных сражений и религиозных ритуалов. Подобные корабли были изображены также на керамике обнаруженной в беотийском Орхомене и в Филакопи на острове Мелос. Глиняные подобия корабликов размерами меньше и шире, которые, вероятнее всего, использовались для перевозки благ, были обнаружены в Мохлосе и в Палекастре на острове Крит.

Наскальные изображения доисторических кораблей эпохи Позднего Неолита, Строфилас (остров Андрос):

https://www.archaiol...filas_ploia.jpg

https://enandro.gr/i...o/strofilas.jpg

Раннекикладский II период, некрополь Халандриани (остров Сирос), сковородообразный сосуд с изображением корабля на волнах:

https://slideplayer....ιανή (ΠΚΙΙ).jpg

Оттуда же и того же времени, аналогичный предмет:

https://commons.wiki..."_with_ship.JPG

Тот же самый мотив, такой же сосуд, оттуда же, того же времени:

https://chronografim...b7cebd-cf83.jpg

МОРСКОЕ ДЕЛО ВРЕМЕН ОТ СРЕДНЕЙ БРОНЗЫ ДО ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА

Во II тысячелетии до н. э. среди символов изображенных на Фестском диске выделяется и примитивное, из-за нехватки пространства, изображение судна. В эпоху Поздней Бронзы корабли изображались с веслами, парусами и мачтами. Изображения длинных кораблей были обнаружены на украшенной керамике, минойских печатях и настенной живописи - например в Китионе (на острове Кипр). Также были изображены корабли сооруженные из известняка (остров Мелос), алебастра (Агия Триада (Крит)) и глины (Микены).

Упоминание корабельных гребцов встречается в глиняных табличках линейного слогового письма Б, обнаруженных в Пилосе. Девять других форм кораблей отражено на Настенной Фреске Флота из Акротери, на зофоросе Западного Дома.

Особый интерес представляют линейные зарисовки микенских кораблей на керамической утварь, где, согласно археологу по-имени S. Wachsmann выделяются, кроме прочего, и места греков (ερέτες, κωπηλάτες). На одном осколке вазы, датируемом Позднеэлладским IIIc периодом, и обнаруженном в местечке Пиргос в Ливанатес (отождествленном с гомеровским городом Кинос) изображается корабль с 19 веслами в форме почти точного полмесяца (с высокой вертикальной кормой и высоким, но выпуклым носом).

Особенно распространенной в эпоху Железа был пентеконтер, скороходный военный корабль с 50 веслами (по 25 гребцов на каждой стороне). Пентеконтер эпохи Поздней Бронзы в Греции мы находим изображённым на кратере, найденном в Танагре. В Оропе (Аттика) и а Лапефе на Кипре были обнаружены глиняные подобия военных кораблей, датируемых IX веком до н. э. с высоким выпуклым носом, что позволяло вытаскивать их на берег во избежание нападений врага. Эти длинные корабли эпохи Бронзы считаются предками афинской триеры - самого эмблематичного типа корабля эпохи Классики в Древней Греции.

КОРАБЛЬ ОДИССЕЯ

С упадок Микенской цивилизации (около 1.050 г. до н. э.) морские перевозки товаров на дальние расстояния были прерваны. Несмотря на это, мореплавание в Эгейском море продолжалось - в значительной мере благодаря деятельности пиратов, что имело в качестве результата создание новых поселений вглубине островов для обеспечения защиты их жителей.

С восстановлением торговли в эпоху Геометрики, греки, имея исходной точкой своих путешествий Эгейское море и Материковую Грецию, в VIII - VI веках до н. э. основали новые приморские города в бассейне Средиземного моря. Греческие моряки путешествовали ведомые расположением звёзд на небесводе. "Одиссея" V 269 - 276 (в переводе Жуковского 269 - 277):

Радостно парус напряг Одиссей и, попутному ветру
270Вверившись, поплыл. Сидя на корме и могучей рукою
Руль обращая, он бодрствовал; сон на его не спускался
Очи, и их не сводил он с Плеяд, с нисходящего поздно
В море Воота, с Медведицы, в людях еще Колесницы
Имя носящей и близ Ориона свершающей вечно
275Круг свой, себя никогда не купая в водах океана.
С нею богиня богинь повелела ему неусыпно
Путь соглашать свой, ее оставляя по левую руку.

В эпоху Железа, техника сооружения кораблей быстро эволюционировала. Теперь стали уже сооружаться корабли с двумя рядами весел - диеры, изображаемые на керамике эпохи Поздней Бронзы, как например, кроме прочего, на вазах из Фалера и с Акрополя Афин (ок. 700 г. до н. э.). Многие приморские общины и мощные города-государства обладали флотом. В "Каталог кораблей" Илиады (II 494 - 759) включены флоты 29 царств под началом 46 владык, и там перечислены 1.186 кораблей. Теперь корабли уже не имели бизани (η μπούμα) - последнего трапезоидной формы паруса перед кормой - как было в обычае до 1.200 г. до н. э., но с парусами, которые были скреплены при помощи колец со снастью, и могли быть легко разложены или собраны. Примечателен тот факт, что олкады (грузовые суда древних греков), использовавшиеся для перевозки тяжёлых товаров в дальние земли, были очень надёжными для плавания в тяжёлых условиях. Этот факт выясняется и при исследовании затонувшего корабля обнаруженного в Улу-Буруне (датируемого примерно 1.320 годом до н. э.) на южных берегах Малой Азии. Большие балки этого корабля были крепко приделаны к каркасу судна.

От кораблекрушения обнаруженного в Пабуч-Бурну (ок. 530 года до н. э.) у юго-западного побережья Турции, на северо-восток от острова Кос, мы узнаем, что многие части греческих кораблей после эпохи Бронзы стали привязываться веревками, продевавшимися через специальные отверстия в каждой балке, и их закрепляли при помощи штырей. Эта важная археологическая находка, сделанная близ Галикарнасса (совр. Бодрум) в 2001 году, подтвердила описания связанных веревками кораблей в Илиаде (II 135) и в Одиссее (V 247 - 253) - где Одиссей "строит" суденышко чтобы покинуть остров Калипсо:

Начал буравить он брусья и, все пробуравив, сплотил их,
Длинными болтами сшив и большими просунув шипами;
Дно ж на плоту он такое широкое сделал, какое
250Муж, в корабельном художестве опытный, строит на прочном
Судне, носящем товары купцов по морям беспредельным.
Плотными брусьями крепкие ребра связав, напоследок
В гладкую палубу сбил он дубовые толстые доски...
Сообщение отредактировал andy4675: 01.01.2022 - 18:35 PM
Ответить