Меню сайта
Поиск
Рассылка
Реклама
Библиотека
Клавиатура
Похожие материалы
Реклама
Последнее
Реклама
|
Города-государства Месопотамии сохраняли структуру семейной общины
Автор Alisa, 12.10 2014 13:35 PM
месопотамия город-государство
Сообщений в теме: 32
#1Отправлено 12.10.2014 - 13:35 PM
Государства превратились в деревни
Фотография археологического памятника культуры Урук. 2010 Возникшие в IV-III тысячелетиях до нашей эры города-государства Месопотамии сформировались из уклада семейной общины и многое от него сохранили. В какой мере вообще их можно называть городами? Археолог и антрополог Гарвардского университета Джейсон Ур (Jason Ur) подверг сомнению статус городов-государств Древней Месопотамии. В своем исследовании, опубликованном в Cambridge Archaeological Journal, ученый сделал вывод о том, что Урук, Тель-Брак и подобные им образования представляют собой скорее большие деревни или агломерации нескольких деревень, нежели полноценные города. Урук (территория современного Ирака, поселок Варка) и Тель-Брак (современная сирийская провинция Эль-Хасеке) — города Месопотамии, образовавшиеся в IV тысячелетии до нашей эры. К 3100 году до нашей эры Урук, занимавший территорию площадью около 250 гектаров, был одним из крупнейших поселений Месопотамии. Тель-Брак немного уступал — 130 гектаров. Деревни, возникшие тысячей лет ранее, умещались на одном-двух гектарах. По мере расширения территории и роста численности населения в городах-государствах развивалась архитектура, возникало массовое производство необходимых для жизни вещей (например, гончарных изделий), выделялась прослойка более богатых людей, складывалась городская администрация. Все это интерпретируется историками и археологами как признаки возникновения сложной централизованной формы социально-политического устройства — государства. Однако Джейсон Ур утверждает, что воссозданная историками картина общественного устройства городов-государств Месопотамии IV тысячелетия до нашей эры неверна: приписываемые месопотамским городам изменения (переход от общинной структуры общества к классовой, а также возникновение бюрократии — людей, профессионально занимающихся управлением города), на самом деле к тому времени еще не произошли. Это связано с тем, что информация, на основе которой ученые строили теории об образовании города-государства Урук, черпалась из клинописных глиняных табличек, найденных немецкими археологами в 1912 году. Таблички содержат практически все доступные ученым сведения об истории поселения (в других источниках она попросту не описана), однако сведения эти относятся к середине или концу III тысячелетия до нашей эры. Историки просто-напросто экстраполировали их на несколько веков, предположив ряд вариантов превращения Урука из деревни в город. Образец хозяйственного отчета времен III династии Ура Так, немецкий исследователь Ганс Ниссен (Hans Nissen) объясняет возникновение городов-государств сочетанием нескольких факторов. Он полагает, что благодаря сельскохозяйственной деятельности болотистая почва Южной Месопотамии постепенно улучшалась, способствуя сосредоточению земледельцев в этой местности. Формирование государственной власти, по мнению Ниссена, стало ответной реакцией общества на новые проблемы, вызванные ростом населения и необходимостью перераспределять возросшие урожаи. В результате государство взяло на себя роль «эффективного менеджера», управляющего потоками зерна, торговлей предметами первой необходимости и товарами роскоши. Археологи Сьюзан Поллок (Susan Pollock) и Райнхард Бернбек (Reinhard Bernbeck) из Бингемтонского университета (штат Нью-Йорк, США) придерживаются другого мнения. Они полагают, что разраставшиеся храмовые хозяйства требовали от земледельцев-общинников все больше и больше провизии, хотя фактически лишней продукции почти не было: земледельцы могли обеспечить свои нужды, но не более того. По мнению Поллок, резкому росту численности городского населения способствовали быстро растущие налоги: крестьяне просто убегали от долгов в города. О важности экономики в процессе образования городов-государств говорит и Гильермо Альгазе (Guillermo Algaze) из Чикагского университета. Он считает, что торговля — сначала внутренняя, а потом и внешняя, — стала главным катализатором. По мнению автора теории, известной под названием «Шумерский взлет» (Sumerian takeoff), разные регионы Месопотамии специализировались на производстве того или иного товара, а реки облегчали торговлю. В результате население концентрировалось в центрах производства и отправки товара на продажу. Это повлекло за собой изменения в организации труда и породило письменность, требующуюся для ведения торгового учета. Джейсон Ур находит в изложенных выше гипотезах общие черты: все они рассматривают образование государства как некий способ решения обществом новых проблем, приписывают государству экономически рациональные действия, а, говоря о внутренних общественных противоречиях, упоминают лишь конфликт двух условных групп населения: так называемых «элиты» и «обычных людей». Слабое место этих теорий, по мнению исследователя, заключается в том, что они, во-первых, не учитывают локальную историю предшествовавших городам поселений, а во-вторых, не объясняют достаточно резкого отказа от общинного устройства и перехода к бюрократической системе управления уже в IV тысячелетия до нашей эры. Джейсон Ур ищет ответы на свои вопросы в тех же самых клинописных табличках времен третьей династии Ура (III тысячелетие до нашей эры), однако он уделяет большое внимание тонкостям их перевода. В своем исследовании археолог указывает, что многие слова шумерского языка переведены по-современному («община», «класс», «бюрократия», «рациональность»), хотя на самом деле они имели несколько иное значение. В качестве примера ученый приводит тот факт, что специальные термины для таких понятий как «государство», «министерство», «ведомство» или «должность» в шумерских текстах отсутствуют вовсе, а слово «дворец» обозначалось словосочетанием «большой дом». Археолог делает вывод о том, что бюрократии — одной из неотъемлемых черт государства — в IV тысячелетии до нашей эры попросту не существовало. Ученый приводит доводы в пользу значительной роли общины в жизни Урука той эпохи. Опираясь на работы Дэвида Шлоена (David Schloen), Джейсон Ур описывает города Южной Месопотамии как систему отдельных хозяйств — семейных и храмовых владений. (Стоит отметить, что дома и храмы Урука строились по тому же принципу, что и здания предшествовавшего Убейдского периода (V-IV тысячелетия до нашей эры). Совокупность хозяйств образовывала «город» — хозяйство, принадлежащее наследственному правителю. Историк признает неравенство в материальном положении, однако не считает его причиной борьбы и антагонизма между социальными группами. По его мнению, наоборот, более бедные хозяйства находились на положении «младших сыновей» в семье и зависели от зажиточных («старших братьев»), а значит, оказывать богатым поддержку было в их интересах. Верхняя часть скульптуры. Урer, 3000 – 2400 годы до нашей эры Основываясь на рассуждениях Макса Вебера об устройстве поселений Ближнего Востока и Египта, Джейсон Ур полагает, что город управлялся по образу и подобию большого хозяйства, возглавляемого наследственным правителем. Когда в «хозяйстве» назревала та или иная проблема, правитель даровал пользующемуся его доверием человеку определенный круг полномочий, необходимых для разрешения ситуации, при этом таланты и способности того, кто получил власть, практически не имели значения: все основывалось на личных симпатиях. Несмотря на то, что предложенная Джейсоном Уром интерпретация устройства городов-государств не является типичной, были и другие историки, выдвигавшие схожие идеи. В частности, о важности общины в жизни городов Южной Месопотамии писали Дэвид Шлоен, Петр Штейнкеллер (Piotr Steinkeller), Марк ван де Миероп (Mark Van de Mieroop), к работам которых обращался Джейсон Ур в своем исследовании. Советские историки Игорь Дьяконов и Николай Никольский также говорили об общинном устройстве поселений Южной Месопотамии, однако их идеи не были восприняты всерьез в официальной исторической науке. Николая Никольского, отказавшегося от общепринятой теории смены общественных формаций и писавшего о чрезвычайной устойчивости сельской общины в древних государствах, обвинили в антимарксизме. Игорь Дьяконов в книге «История древнего Востока» утверждал практически то же самое, о чем теперь сообщает Джейсон Ур: «Общество [Ближнего Востока, IV тысячелетие до н.э.] не могло делиться на антагонистические социально-экономические классы, из которых один жил бы за счет другого. Каждый человек, занимаясь хозяйством, был в тесной кооперации с теми людьми, которым скорее всего можно было доверять, прежде всего с теми, кто поклонялся общим предкам, то есть с родичами. ... С развитием земледелия центр хозяйственной жизни перемещался в большесемейные и соседские общины». Дав свою трактовку устройству городов-государств Месопотамии, Джейсон Ур делает вывод: Урук, Тель-Брак и подобные им поселения IV тысячелетия до нашей эры являлись скорее крупными деревнями, чем городами-государствами. Историк полагает, что в будущем ученые должны уделять больше внимания реалиям исследуемой эпохи, а не стараться втиснуть имеющиеся данные в рамки существующих привычных представлений. #2Отправлено 12.10.2014 - 20:13 PM Автор приведённой статьи (источник http://lenta.ru/arti...26/mesopotamia/) - журналистка Яна Хлюстова и вот тут можно увидеть анонсы со гиперссылками других её работ - http://www.gazeta.ru...hlyustova.shtml #3Отправлено 12.10.2014 - 20:44 PM Автор не она. Оригинал статьи - http://journals.camb...95977431400047X Хлюстова лишь перевела и скомпоновала. #4Отправлено 01.11.2014 - 09:43 AM странно что для кого-то кроме марксистов это стало открытием. все общества довольно длительный период эволюции проводили в виде общины и переходного периода, где не особо понятно, это уже полис или все еще деревня.
схема стандартная - отдельные более производительные семьи в плохие годы дают зерно в долг, и через это обретают власть. увеличение эксплуатации приводит к возникновению аппарата принуждения, гос-ства.
специфика месопотамии в том, что первыми власть получили храмы, которым видимо общинники жертвовали сначала зерно, а потом попали к ним в кабалу. храмы эти были типа колхозов, еще не государства, хотя могли уже иметь вооруженные отряды. вместе с этими кабальными существовали также свободные, из их среды видимо выделились семьи, ставшие впоследствии царскими домами. еще одна особенность месопотамии - отсутствие денег, отдельные хозяйства должны были объединяться в более крупные автономные единицы, где работа распределялась между членами с тем чтобы эффективно производить все нужное для жизни - продукты питания, рабочий инвентарь, бытовые предметы - что-то типа советского предприятия полного цикла с подсобным хоз-вом. (это хорошо видно по продукции, например, керамике - массовое пр-во, полный аскетизм. в противоположность скажем греческим расписным горшкам. украшали шумеры только единичные предметы роскоши, они и изготавливались из камня а не глины.) из этих организаций позднее возникло бюрократическое гос-ство. #5Отправлено 01.11.2014 - 10:28 AM Tigor
Вы имели в виду не всеобщий эквивалент, как в определении, а слитки на вес, позже отмеченные печатями и ставшие потом монетами? Да, для 4 тыс. до новой Вы даже правы. Но без серебра тогда обходились - да и вряд ли умели его плавить.
и какая разница, "деньгами" (монетами или слитками драгметалла) они платили или мерами зерна или головами скота? Кроме того, в ДЕ денег в современном их инстинктивном восприятии не было (до появления греческих наёмников, если не до римских времён), и ничего - выжили. Наличие монет или слитков в обращении не есть показатель развития общества, его товарной составляющей. Кроме того, это же всё дело времени: ср. более чем активное использование весовых слитков серебра в том обществе, что вырисовывается при чтении ЗХ во времена уже развитого государства.
Это особенности того, что до нас дошло. Выборка получилась кривая - изразцы потрескались, сырцовый кирпич превратился в прах, мелкая пластика из асфальта пошла туда же, цветные камешки рассыпались, красивые и сложные парики истлели от времени. Ну не строили они каменных пирамид, нет там камня. Зато с письменностью повезло - глина обожжённая - прекрасный носитель информации, образа культуры сквозь время Сообщение отредактировал RedFox: 01.11.2014 - 10:29 AM #6Отправлено 01.11.2014 - 12:56 PM разница между зерном (или еще какими суррогатами вроде беличьих шкурок) и драгметаллами огромная. драгметаллы только появившись в достаточном кол-ве, сразу вытесняли все это многообразие с рынка платежных средств. при этом золото настолько же лучше серебра, насколько серебро лучше шкурок. конечно может общество и без денег существовать, но лучше с ними в шумере кстати финансовые институты были развиты как нигде, в т.ч. наверное из-за нехватки золота, и возможно они пришли бы к бумажным деньгам еще до н.э., если не засоление почв (что как считается их цивилизацию погубило).
общества с затрудненным обменом, из-за недостатка удобных платежных средств, или несовершенства финансовых институтов, испытывают экономические трудности и их члены тяготеют к автаркии. средневековые поместья и советские преприятия, и шумерские общины - всё хорошие примеры.
про горшки отсюда: http://www.unm.edu/~...on/328-econ.htm
То есть более ранние горшки были украшены и все такое, более поздние - стандартизированные безликие. Массовое плановое производство. Сообщение отредактировал Tigor: 01.11.2014 - 13:07 PM #7Отправлено 01.11.2014 - 13:38 PM
А можно поподробнее развить мысль про финансовые институты Шумера IV тыс до н. э.? Да ещё на фоне всепроникающего храмового хозяйства... Кстати, при его постулировании в качестве тотального денежный обмен логически избыточен - социализм денег не подразумевает, - что магический (Египет), что храмовый (Шумер), что совок. А насчёт бумажных денег - пришли бы, если бы рис выращивали и бумагу из него делали. А так вот китайцы придумали и тоже очень и очень давно. #8Отправлено 01.11.2014 - 16:34 PM храмовое хозяйство не было всепроникающим, оно только часть общества охватывало, как и царские мастерские позже. большая часть населения была свободной или интегрировалась в подобные кооперативные структуры, между которыми уже мог идти обмен. то же самое в ссср, хотя предприятия тяготели к автаркии, отношения между ними все равно сохранялись, и денежные отношения никогда не были упразднены. сколько-то большая экономика вообще без денег или какого-то их аналога (еще не изобретенного) не может существовать, почитайте Бруцкуса например, "Проблемы народного хозяйства при социалистическом строе".
тут немного про финансовую жизнь шумеров есть, как все начиналось http://viking.som.ya...iv/chapter1.htm очень развито было долговое законодательство это я с вавилоном спутал Сообщение отредактировал Tigor: 01.11.2014 - 16:42 PM #9Отправлено 01.11.2014 - 16:39 PM
Принципиальной - никакой #10Отправлено 02.11.2014 - 22:55 PM
Согласен. Главное, что бы была взаимная договоренность принимать их за любой другой товар. А так хоть кизяками плати, если все устраивает... #11Отправлено 02.11.2014 - 23:33 PM
Вопрос в долговечности. В чем хранить свои богатства? Беличьи шкурки и зерно сгниют, а золото даже не ржавеет. Если в обществе экономика бартерного характера, то можно и кизяками платить. А если начинают оставаться излишки, то возникает необходимость оформлять их в более надежной форме. #12Отправлено 03.11.2014 - 00:10 AM
Все это учитывается. Вспомните Японию. Там все рассчитывалось в сяку риса. Или Вирджинию. основой были фунты табака. #13Отправлено 03.11.2014 - 00:18 AM
Хорошей выделки шкурки хранятся достаточно долго. А зерно съестся. В конечном итоге человеку прежде всего нужна пища, а зерно отличный как товар, так и эквивалент. голодный не даст ему сгнить. Мы же говорим здесь не о современном обществе. В Месопотамии зерно достаточно быстро доходило до "конечного потребителя". #14Отправлено 03.11.2014 - 00:28 AM
Если бы они жили в замкнутом обществе, то можно было обойтись просто общественным договором. К примеру, мешок зерна можно обменять на новые кожаные сапоги. И кожевник и фермер заранее согласились, что обмен равноценен. Но как быть с другими общинами? У них, к примеру, кожа ценится больше и за сапоги можно получить два мешка. На каких условиях торговать с ними? #15Отправлено 03.11.2014 - 00:48 AM
Все происходит кумулятивно. #16Отправлено 03.11.2014 - 00:54 AM
Ну я ведь изначально написал, что обязательным условием является общее признание ценности некоего эквивалента. С оговариванием ценности. Если уж так рассуждать, то и золото может иметь разную ценность в разных общинах. Вспомните обмен в Новом свете, бусы и "огненную воду" на галеоны золота. #17Отправлено 03.11.2014 - 01:02 AM
А как его достичь между разными народами? По характеристикам такой товар должен быть а) труднодоступным б) легким по весу и в) долгохранящимся. У вас есть возражения по этим пунктам?
Вы сейчас о Южной или о Северной Америке говорит? #18Отправлено 03.11.2014 - 10:11 AM
Ну кто же будет возражать против очевидного
Южной главным образом. Хотя сделки выгодней, чем покупка о.Манхэттен тоже трудно припомнить. Пусть это не золото, это гораздо лучше. #19Отправлено 03.11.2014 - 10:22 AM
Вы согласны, что под эти характеристики оптимально подходит золото? Даже сегодня, когда деньги виртуализируются, страны все равно наращивают Золотые резервы. #20Отправлено 03.11.2014 - 11:59 AM
Мы же здесь говорим о древних городах, когда поселение с числом жителей в пару тысяц считалось городом. В таком случае сойдут и шкурки с мерами зерна. Если же говорить о современном мегаполисе, то само собой такие эквиваленты не подходят. Касательно золота, не претендую конечно на авторитетность мнения, но мне кажется, что все запасы золота, существующие нынче, уже не в состоянии обеспечить потребности населения планеты в некоем эквиваленте. Боюсь даже заменить доллар с евро золоту уже не под силу. Но оно конечно идеально подходит под этот самый эквивалент, поэтому по прежнему государства наращивают (кто может) эти резервы. Темы с аналогичным тегами месопотамия, город-государство
Количество пользователей, читающих эту тему: 00 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных |