Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что ее начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам. Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.
      Однако письменность не стала единственным определяющим фактором начала новой эпохи. Важнейшим достижением было развитие металлургии до того уровня, когда общество для продолжения своего существования должно было создавать новые технологии. Залежи медных руд находились далеко, поэтому потребность в получении этого ставшего жизненно необходимым металла привела к расширению географических горизонтов и изменению самого темпа жизни.
     Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны.
     Греческим по происхождению словом «Месопотамия» именуется междуречье Тигра и Евфрата. Как раз существование двух рек - Тигра и Евфрата - следует полагать основной топографической чертой Месопотамии. Поздний разлив рек заставлял людей возводить плотины, дамбы, с тем чтобы спасти всходы. Кроме того, в условиях стоявшей жары вода быстро испарялась, ведя к засолению почвы. Заметим, что ил Евфрата далеко уступал по своей плодородности нильскому, засоряя к тому же каналы. Южная часть междуречья, ставшая колыбелью месопотамской цивилизации, являла место, где почву лучи палящего солнца делали твердой, словно камень, или же она скрывалась под песками пустыни. От болот, огромных луж стоячей воды исходила опасность эпидемий. Лев Мечников, которому принадлежит авторство книги «Цивилизация и великие исторические реки», вышедшей в свет в Париже в 1889 г., считал необходимым подчеркнуть, «что и здесь история отвернулась от плодородных стран..., а избрала местом зарождения цивилизации обнаженную местность, обитатели которой под страхом угрозы самых ужасных несчастий принуждались к сложному и мудрому координированию своих индивидуальных усилий». В отличие от регулярных нильских разливов половодья Евфрата и Тигра не отличались периодичностью, что детерминировало более значительный и постоянный характер человеческого труда в создании ирригации.
     Вообще, с точки зрения Л. Мечникова, исторические реки являлись великими воспитателями человечества. «Все эти реки обладают одной замечательной характерной чертой, способной объяснить секрет их выдающейся исторической роли. Все они обращают орошаемые ими области то в плодородные житницы, то в заразные болота....Специфическая географическая среда этих рек могла быть обращена на пользу человека лишь коллективным, сурово дисциплинированным трудом больших народных масс...». Л. Мечников считал значимой ту мысль, что причину возникновения, характера первобытных учреждений, их последующей эволюции должно усматривать не в самой среде, а в соотношениях между средой и способностью населявших данную среду людей к кооперации и солидарности.
города Месопотамии     Особое значение воздействию природного фактора придавал такой известный исследователь истории цивилизаций, как А. Дж. Тойнби. Объяснение генезиса месопотамской цивилизации он основывал на своей концепции «Вызова-и-Ответа». В ответ на наступление засухи люди вынужденно переселялись в болотистые низины Тигра и Евфрата, превращая их в плодородные земли.
     В целом в объяснении причин генезиса древнемесопотамской цивилизации будем учитывать воздействие целого ряда факторов. Требовал объяснения процесс, связанный с ускорением темпов культурного развития Южной Месопотамии в течение последних столетий IV тысячелетия до н.э. Характерной чертой этого периода являлось формирование городских центров. Развивавшийся процесс, включавший и такие изменения, как появление письменности, оформление монументального архитектурного стиля, известный американский ученый Гордон Чайлд назвал «городской революцией». Как считал Чайлд, стадия, называемая цивилизацией, начиналась с «городской революции», возникновения первых обществ, располагающих письменностью и живущих в густонаселенных поселениях - городах с наличием сложной бюрократии - признаком государственно-политической организации. Углублялись дифференциация социальных рангов, специализация трудовой деятельности. Политическая и духовная власть превращалась в организующую силу общества.
     Согласно одной из гипотез, исключительное значение в развитии сложных обществ принадлежало ирригации. Карл Виттфогель в работе «Восточный деспотизм» (Нью Хэйвен, 1957) заключал: ирригационная система Месопотамии стала решающим фактором развития ее городской цивилизации. Как полагал Виттфогель, появление ирригационной технологии предполагает существование сильной координирующей власти, способной организовать необходимую для строительства и обслуживания каналов рабочую силу. Виттфогелю также принадлежит утверждение, что возникновение совершенной ирригационной системы содействовало утверждению социальной дифференциации общества, поскольку имело своим следствием сосредоточение власти и богатства в руках меньшинства, осуществлявшего контроль прав на воду в земледельческой системе. Возможно, построения К. Виттфогеля не лишены чрезмерной категоричности. Во всяком случае, очевидно, что ирригация может быть отнесена к числу факторов, повлиявших на возникновение месопотамской цивилизации. Массовые археологические исследования следов древнейших поселений Нижней Месопотамии свидетельствуют о том, что в процессе совершенствования местных ирригационных систем происходило перемещение жителей из более чем мелких поселков большесемейных общин к центру номов, где располагались основные храмы. В начале второй четверти III тысячелетия до н.э. городские стены становятся атрибутом плотно заселенных пространств вокруг главных храмов.
     В рамках одной из гипотез имевшие место существенные перемены связывались с влиянием вторгшейся культуры. Впрочем, археологические исследования не подтверждают подобную точку зрения.
города Месопотамии     В соответствии с еще одной точкой зрения подъем цивилизации обусловливался взаимодействием оседлого населения деревень и номадов месопотамского региона. Несмотря на взаимную подозрительность, а то и враждебность, свойственные отношениям между оседлыми общинами и кочевниками, последние ввиду своей мобильности, пастушеского образа жизни занимали важное место в жизни жителей земледельческих поселений, будучи необходимы для общения, торговли, разведения домашнего скота, располагая ценной информацией. Постоянные миграции позволяли номадам быть в курсе политических событий в разных местах, располагать сведениями о наличии тех или иных ресурсов, выступать посредниками в обмене товарами и идеями между оседлыми жителями горных районов и Месопотамской равнины.
     Наилучший подход, на наш взгляд, заключается в учете различных факторов, повлиявших на складывание цивилизации в Южной Месопотамии, - вызова среды, ирригации, торговли, роста населения, влияния кочевников, войн.
Карты и схемы по теме:
Древняя Месопотамия 4-3 тясячелетия до н.э. (карта - 42 кб)
Древняя Месопотамия 3-2 тясячелетия до н.э. (карта - 25 кб)